Государственное регулирование в страховании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:19, реферат

Краткое описание

Страховая деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности. С развитием рыночной экономики государство уходит от прямого вмешательства в дела предпринимателей, оставляя за собой лишь вопросы регулирования предпринимательской деятельности в целом.
Тем не менее, особенности страховой деятельности обуславливают необходимость повышенного внимания со стороны государства к ней. Страховая деятельность – это не только вид предпринимательской деятельности, но это и один из механизмов регулирования экономики.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………......................3

Цели и назначение государственного регулирования страховой деятельности. Формы и методы государственного регулирования страхования……………………………………………………………………....4

Организация страхового надзора в РФ. Основные функции, права и обязанности органов страхового надзора ………………………………….......6

Лицензирование страховой деятельности………………………………….......8
Санкции страхового надзора за нарушение страхового законодательства...10
Антимонопольное регулирование страховой деятельности в РФ…………...12

Заключение………………………………………………………………………….......16

Список литературы……………………………………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

Страхование.docx

— 49.16 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание.

 

Ведение……………………………………………………………………......................3

 

  1. Цели и назначение государственного регулирования страховой деятельности. Формы  и методы государственного регулирования страхования……………………………………………………………………....4

 

  1. Организация страхового надзора в РФ. Основные функции, права и обязанности органов страхового надзора ………………………………….......6

 

  1. Лицензирование страховой деятельности………………………………….......8
  2. Санкции страхового надзора за нарушение страхового законодательства...10
  3. Антимонопольное регулирование страховой деятельности в РФ…………...12

 

Заключение………………………………………………………………………….......16

 

Список литературы……………………………………………………………………..18 

Введение.

 

Страховая деятельность является одним из видов предпринимательской  деятельности. С развитием рыночной экономики государство уходит от прямого вмешательства в дела предпринимателей, оставляя за собой  лишь вопросы регулирования предпринимательской  деятельности в целом.

Тем не менее, особенности страховой деятельности обуславливают необходимость повышенного  внимания со стороны государства  к ней. Страховая деятельность –  это не только вид предпринимательской  деятельности, но это и один из механизмов регулирования экономики. Развитая система страхования стимулирует  развитие предпринимательства в  целом, так как именно страхование  позволяет многим предприятиям снижать  свои риски и тем самым обеспечивать своё равномерное развитие.

Более того, развитая система страхования позволяет  защитить и простых граждан от нежелательных последствий, которые  могут наступить в результате пожара, затопления, кражи имущества  и т.д. Страхуя подобные риски, человек  получает гарантию в завтрашнем дне, так как при наступлении страхового случая ущерб будет возмещён.

Таким образом, государственное регулирование  страховой деятельности необходимо для того, чтобы система страхования  в стране функционировала в нормальном режиме, что способствует социально-экономическому развитию государства в целом. Всё  это и обуславливает актуальность темы контрольной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Цели и назначение государственного регулирования страховой деятельности. Формы  и методы государственного регулирования страхования.

Государственное регулирование является необходимым  элементом и принципом организации  страхового дела в любой стране.

Целью государственного регулирования является обеспечение  формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых  услуг, создания необходимых условий  для деятельности страховых компаний различных организационно-правовых форм, защита интересов страхователей.

Государственное регулирование страховой деятельности проявляется в различных формах:

1) установлением  законов;

2) введение  обязательного страхования;

3) проведением  специальной налоговой политики;

4) создание  особого правового механизма,  обеспечивающего контроль за учреждением и деятельностью страховых организаций. [6]

Установление  законов – это принятие нормативно-правовых актов, регулирующих страховую деятельность в стране. Именно в законах определяются основы её организации, устанавливаются  правила, права и обязанности  сторон, ответственность за их нарушение.

Обязательное  страхование устанавливается в  стране по общественно значимым рискам, как правило, это страхование  гражданской ответственности, социальное страхование (медицинское, пенсионное и т.п.).Условия и порядок осуществления обязательного страхования в Российской Федерации определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, к которым, например, относятся:

1) обязательное  страхование гражданской ответственности  владельцев транспортных средств;

2) обязательное  пенсионное страхование;

3) обязательное  социальное страхование от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний;

4) страхование  вкладов физических лиц в банках  Российской Федерации;

5) обязательное  медицинское страхование.

Проведение  специальной налоговой политики в отношении страховых компаний позволяет стимулировать страховую  деятельность в стране. Грамотная  налоговая политика в отношении  страховых операций может привести к увеличению спроса населения и  предприятий на страховые продукты. Вопрос о льготном налогообложении  уже давно обсуждается в России страховщиками, и некоторые положительные  сдвиги уже наметились. Льготы по налогообложению  существуют для страховых выплат и, в определенной части, для страховых  взносов, уплачиваемых работодателями при заключении коллективных договоров  личного страхования своих работников. Однако отечественным законодательством  не предусмотрено никаких налоговых  льгот и стимулов для граждан  в личном страховании. В других развитых странах вводятся налоговые режимы наибольшего благоприятствования  развитию личного страхования. В  качестве характерного примера следует  привести опыт Франции, когда введение серьезных налоговых льгот в  середине 1990-х годов позволило  так ускорить развитие рынка личного  страхования, что страна вышла на третье место в мире по абсолютному  объему собираемых премий в страховании  жизни [7].

Наиболее  широко применяемыми налоговыми рычагами выступают:

1) предоставление  налоговых льгот по подоходному  налогу, взимаемому с физических  лиц, за счет предоставления  налоговых скидок (уменьшения базы  исчисления подоходного налога  на сумму уплачиваемых страховых  премий по личному страхованию)  или налоговых кредитов (снижения  подоходного налога на сумму  уплаченных премий по страхованию  сберегательного или социального  характера, что встречается в  США, Канаде и ряде европейских  стран);

2) освобождение  страховых выплат по долгосрочным  видам страхования от уплаты  подоходного налога;

3) льготное  налогообложение прироста капитала  до определенной суммы или  за определенный срок действия  договора. [7]

Важным элементом  в государственном регулировании  страхования является создание особого  правового механизма, обеспечивающего  контроль за учреждением и деятельностью страховых организаций. Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) – государственный страховой надзор (контроль). Например, функции государственного регулирования в области страхования в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

Среди методов  государственного регулирования страхования  выделяют прямые (административные) и  косвенные (экономические) методы. Преобладающими для современной страховой системы  являются прямые методы. Система прямого  регулирования основана на нормах страхового законодательства, ее центральное звено - орган страхового надзора. Экономические методы регулирования страхования - это меры косвенного воздействия государства на страховой рынок через другие сферы и звенья финансово-кредитной системы страны (налогообложение, политику Центрального банка и т.п.) [7].

2. Организация страхового надзора в РФ. Основные функции, права и обязанности органов страхового надзора.

В силу п.7 статьи 4.1 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [1], одним  из участников отношений страхования  в нашей стране является федеральный  орган исполнительной власти, к компетенции  которого относится осуществление  функций по контролю и надзору  в сфере страховой деятельности (страхового дела). В соответствии с  постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 330 [4], таковым органом  в России является Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор).

Федеральная служба страхового надзора находится  в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная  служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными  объединениями и иными организациями[4].

Функции и  полномочия Росстрахнадзора определены в разделе II постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». К ним, в частности, относятся:

1) контроль  и надзор за соблюдением субъектами  страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения  проверок их деятельности на  местах;

2) принятие  решений о выдаче или отказе  в выдаче, аннулировании, ограничении,  приостановлении, возобновлении  действия и отзыве лицензий  субъектам страхового дела, за  исключением страховых актуариев;

3) проведение  аттестации страховых актуариев;

4) ведение  единого государственного реестра  субъектов страхового дела и  реестра объединений субъектов  страхового дела;

5) получение,  обработка и анализ отчетности  и иных сведений, предоставляемых  субъектами страхового дела;

6) организация  приёма граждан, обеспечение своевременного  и полного рассмотрения обращений  граждан, принятие по ним решения  и направление заявителям ответов  в установленный законодательством  Российской Федерации срок;

7) другие  функции и полномочия.

Для реализации установленных функций и полномочий Федеральная служба страхового надзора  имеет определённые  Положением о Федеральной службе страхового надзора права, среди которых  можно выделить следующие права:

1) организовывать  проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов  и оценок, включая научные исследования, по вопросам осуществления надзора  в установленной сфере деятельности;

2) запрашивать  и получать сведения, необходимые  для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

3) давать  юридическим и физическим лицам  разъяснения по вопросам, отнесенным  к компетенции Службы;

4) применять  предусмотренные законодательством  Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического  характера, направленные на недопущение  и (или) ликвидацию последствий,  вызванных нарушением юридическими  лицами и гражданами обязательных  требований в установленной сфере  деятельности, с целью пресечения  фактов нарушения законодательства  Российской Федерации;

5) создавать  совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в  установленной сфере деятельности;

6) другие  права в соответствии с п. 6 Положения [4].

Территориальная структура органов страхового надзора  представлена на рисунке № 1.

Рисунок № 1 – Территориальная структура органов страхового надзора Российской Федерации.

        Инспекция страхового надзора  по федеральному округу является  территориальным органом Федеральной  службы страхового надзора и  осуществляет функции по контролю  и надзору в сфере страховой  деятельности на территории соответствующего  федерального округа.

 

  1.   Лицензирование страховой деятельности.

 

         В соответствии с п. 5 статьи 4 Закона  РФ «Об организации страхового  дела в Российской Федерации», на территории Российской Федерации  страхование интересов юридических  лиц, а также физических лиц  - резидентов Российской Федерации  может осуществляться только  страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном указанным  Законом порядке [1].

Лицензирование  субъектов страхового дела осуществляется в порядке, определённом в статье 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее  – Закона) [1].

Лицензирование  деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с Законом. Субъектам  страхового дела выдаются лицензии на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности. Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Для получения  лицензии на осуществление добровольного  и (или) обязательного страхования  соискатель лицензии представляет в  орган страхового надзора определённый в ч. 2 статьи 32 Закона пакет документов, в частности:

1) заявление  о предоставлении лицензии;

2) учредительные  документы соискателя лицензии;

3) документ  о государственной регистрации  соискателя лицензии в качестве  юридического лица;

4) документы,  подтверждающие оплату уставного  капитала в полном размере;

8) сведения  о страховом актуарии;

9) правила  страхования по видам страхования,  предусмотренным Законом, с приложением  образцов используемых документов;

10) расчеты  страховых тарифов с приложением  используемой методики актуарных  расчетов и указанием источника  исходных данных, а также структуры  тарифных ставок;

Информация о работе Государственное регулирование в страховании