Государственное пенсионное страхование в РФ: современное состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственных пенсий и их видов, а также анализ обязательного и добровольного пенсионного страхования на территории Российской Федерации (далее – РФ).
К основным задачам курсовой работы, посвященной государственным пенсиям, можно отнести:
1) рассмотреть понятие государственных пенсий, обязательного пенсионного страхования и добровольного пенсионного страхования;
2) провести развёрнутый анализ по видам государственных пенсий;
3) определить недостатки и пути совершенствования пенсионной системы на территории нашей страны.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 73.45 Кб (Скачать файл)

Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в Российской Федерации пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны и при этом соответствовать международным стандартам.

В соответствии со Стратегией, основными задачами реформирования пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.

При этом, необходимо обеспечить:

    1. Сорокапроцентный коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате) и приемлемый уровень пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
    2. обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
    3. адекватный уровень страховой нагрузки на работодателей с тарифом, единым для всех категорий страхователей;
    4. обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
    5. повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы [18].

Стратегия предусматривает реализацию в России трехуровневой модели:

1-й уровень – трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования. Формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40 %.

2-й уровень – корпоративная пенсия. Формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это еще до 15 % от утраченного заработка;

3-й уровень – частная пенсия. Формируется самим работником. Это может дать еще до 5 % утраченного заработка.

Стратегия не содержит предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Основные направления реализации Стратегии:

- совершенствование тарифно-бюджетной  политики. Ключевой принцип - обязательность  уплаты страховых взносов, а также  установление единых тарифов  страховых взносов в отношении  всех категорий работодателей  на приемлемом уровне. Предлагается  поэтапное приведение в соответствие  с уровнем пенсионных выплат  размера страхового взноса для  самозанятого населения (индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и др) [19].

Пример: сегодня их платеж в ПФР рассчитывается исходя из одного минимального размера труда и составляет 14,3 тыс. р. в год, тогда как размер страхового взноса наемного работника достигает 112 тыс. р. в год. При этом пенсии обеих категорий граждан являются соразмерными.

- реформирование института  досрочных пенсий. Стратегия предусматривает  установление дополнительного тарифа  страховых взносов для страхователей  в отношении работников, работающих  на рабочих местах с особыми  условиями труда.

Пример: В настоящее время финансирование пенсий пенсионерам-досрочникам осуществляется не за счет дополнительных страховых взносов работодателей, а за счет общих доходов бюджета ПФР (т.е. из взносов за всех работающих граждан, в т.ч. и тех, кто на досрочную пенсию не пойдет). При этом, работодатели не заинтересованы в сокращении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, потому что работники получают льготную пенсию, которая самим работодателям ничего не стоит. Кроме того, право на досрочную пенсию получают и те граждане, вред здоровью которых за время работы не нанесен, но их профессия включена в Списки номер 1 и номер 2 (вредных и опасных производств).

К сведению: 75 % пенсионеров - «досрочников» (2,4 миллиона человек)продолжают работать после назначения им пенсии.

В Стратегии предлагается экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда работников, а также изменить ситуацию, когда право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников и когда издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию, по сути, несут все пенсионеры страны.

Дополнительный тариф страховых взносов для страхователей в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 1, на 2013 год - 4 %, на 2014 год - 6 %, на 2015 год – 9 %, а в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список номер 2 и в "малые списки", на 2013 год - 2 %, на 2014 год - 4 %, на 2015 год - 6 %.

При этом для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, сохраняются льготы и компенсации.

С учетом различий в приобретенных правах на досрочную трудовую пенсию предлагается выделить три категории лиц, в отношении которых следует использовать следующие подходы к реформированию досрочных пенсий.

1) Сохраняется право на  назначение и выплату досрочных  трудовых пенсий в рамках обязательного  пенсионного страхования для  лиц, имеющих "полный" для назначения  трудовой пенсии по старости  ранее достижения общеустановленного  возраста стаж на соответствующих  видах работ (далее - специальный  стаж).

2) Лица, имеющие "неполный" специальный стаж и не сформировавшие  права на досрочную трудовую  пенсию, приобретают право на  включение в специальный стаж  периодов работы при уплате  за них страховых взносов в  увеличенном на дополнительный  тариф размере, при этом они  сохраняют право на назначение  досрочных трудовых пенсий.

Предлагается также на основе положений, зафиксированных в коллективных договорах либо трудовых договорах, создать систему социальных гарантий в части, касающейся добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения для формирования дополнительных пенсионных прав этих работников либо установления им надбавок к заработной плате, либо предоставления иных видов социальных гарантий и компенсаций. При реализации этого подхода работодатели будут освобождаться от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.

3) В отношении лиц, не  имеющих специального стажа, работодатели  в рамках процедур социального  партнерства могут предоставлять  определенные социальные гарантии - право на корпоративную пенсию ("досрочную" и (или) дополнительную) или иные гарантии и компенсации, включая страхование на случай  утраты заработка вследствие  досрочной потери профессиональной  трудоспособности в связи с  длительной занятостью работников  в условиях с опасными и  вредными производственными факторами.

В качестве дополнительной гарантии для работников, занятых на рабочих местах, включенных в Списки, предлагается продлить срок действия Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений.

В условиях перехода на "эффективный контракт" в отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.

- реформирование института  накопительной составляющей пенсионной  системы. Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений в России показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются снижение пенсионных прав граждан, принудительно включенных в обязательную накопительную систему, по сравнению с правами, формирующимися в распределительной системе и недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов и возрастающие по мере увеличения объемов пенсионных накоплений риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат;

Пример: при прочих равных условиях расчетный размер трудовой пенсии по старости у гражданина 1966 года рождения (не имеющего пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию) будет на 2 987 р. (на 13,8) выше, чем у гражданина 1967 года (за которого работодатель отчислял страховые взносы на накопительную часть пенсии по ОПС).

Для восстановления пенсионных прав застрахованных лиц и снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы в среднесрочной перспективе Стратегия предлагает рассмотреть вопрос:

    1. об оптимизации до 2 % тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и направлении 4 % в солидарную часть пенсии;
    2. о предоставлении в последующем застрахованным лицам права самостоятельного выбора в отношении 2 % тарифа страховых взносов: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы;
    3. о поэтапном переводе накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования в систему добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения;
    4. о стимулировании работников к уплате дополнительных страховых взносов из их заработной платы в накопительную составляющую с учетом уровня их дохода и возраста.

При этом все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном порядке, а накопленные средства не изымаются.

- развитие системы корпоративного  пенсионного обеспечения. Для реализации  корпоративных пенсионных систем  Стратегией предусматривается установление  требований по стандартизации  финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговых льгот для  финансирования пенсионных выплат. Корпоративное пенсионное обеспечение  будет осуществляться на основании  договора о корпоративной пенсионной  программе (пенсионном продукте).

Такая система обеспечит большую защищенность пенсионных прав работника, гарантию доходности накоплений и контроль со стороны государства.

Главное основание для назначения досрочной пенсии в рамках корпоративных пенсионных систем – оценка рабочих мест по условиям труда.

- совершенствование системы  формирования пенсионных прав. Основным  принципом совершенствования системы  формирования пенсионных прав  является предоставление гражданам  дифференцированного пенсионного  обеспечения с учетом личного  участия в государственной пенсионной  системе солидарного характера, то есть размер пенсии будет  зависеть от участия граждан  в распределительной составляющей  пенсионной системы и стажа  работы.

В рамках новой системы должен обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40 % при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.

При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.

Предлагается на переходный период производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа. В долгосрочной перспективе с учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности трудового стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств (в современных демографических параметрах при сороковых годах нормативного стажа уплаты страховых взносов).

В целях стимулирования более продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, предусмотреть ее установление в более высоком размере за счет введения льготного порядка перерасчета пенсионных прав.

В долгосрочной перспективе с учетом роста заработной платы и сохранения способности граждан к трудовой деятельности будет создан механизм по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам исходя из уровня оплаты труда.

Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа, а также выделить ряд мер, осуществляемых на постоянной основе и (или), при необходимости, с учетом анализа развития экономической ситуации.

Первый этап – 2013-15 гг., второй этап – 2016-20 гг., третий – до 2030 года. Календарные сроки в увязке с предлагаемыми изменениями представлены в Стратегии.

Основные количественные параметры Стратегии представлены в презентации к данной справке.

Реализация Стратегии позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. В результате формируется понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.

Информация о работе Государственное пенсионное страхование в РФ: современное состояние и перспективы