Государственное пенсионное страхование в РФ: современное состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственных пенсий и их видов, а также анализ обязательного и добровольного пенсионного страхования на территории Российской Федерации (далее – РФ).
К основным задачам курсовой работы, посвященной государственным пенсиям, можно отнести:
1) рассмотреть понятие государственных пенсий, обязательного пенсионного страхования и добровольного пенсионного страхования;
2) провести развёрнутый анализ по видам государственных пенсий;
3) определить недостатки и пути совершенствования пенсионной системы на территории нашей страны.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 73.45 Кб (Скачать файл)

В случае утраты страхового свидетельства или непригодности страхового свидетельства для использования застрахованному лицу необходимо обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства либо к страхователю, у которого он работает по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, с заявлением о выдаче дубликата страхового свидетельства.  
Территориальный орган ПФР в месячный срок после получения от застрахованного лица либо от страхователя заявления о выдаче дубликата страхового свидетельства выдает дубликат страхового свидетельства.

Неработающие застрахованные лица должны подать заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства в территориальный орган ПФР по месту жительства. Территориальный орган ПФР в течение трёх недель со дня обращения застрахованного лица на основании индивидуального лицевого счета выдает дубликат страхового свидетельства [3].

 

 

1.2 Нормативная  база государственного пенсионного  страхования

 

 

Основы регулирования обязательного пенсионного страхования на территории РФ наряду с регулирование правоотношений в системе обязательного пенсионного страхования, а также определением правового положения субъектов обязательного пенсионного страхования устанавливаются Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 номер 167-ФЗ.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

- Конституция Российской  Федерации;

- Федеральный закон «Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. номер 167-ФЗ;

- законодательство РФ  о налогах и сборах (Налоговый  кодекс РФ, II часть, утвержден 05.08.2000 г. номер 117-ФЗ с изменениями);

- Федеральный закон «Об  основах обязательного социального страхования» от 16.07.99 г. номер 165-ФЗ (с изменениями от 31.12.2002 г.);

- Федеральный закон «О  трудовых пенсиях в Российской  Федерации» от 17.12.2001 г. номер 173-ФЗ;

- Федеральный закон «Об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования» от 01.04.1996 г. номер 27-ФЗ (с изменениями от 25.10.2001г., 31.12.2002г.);

- Федеральный закон «Об  инвестировании средств для финансирования  накопительной части трудовой  пенсии в Российской Федерации»  от

24.07.2002г. номер 111-ФЗ;

- Закон РФ «О федеральном  бюджете на 2003 год» от 24.12.2002г. номер 176-ФЗ (с изменениями от 23.06.2003г., 07.07.2003г.) ;

- «Положение о Пенсионном  фонде Российской Федерации», утвержденное  Постановлением ВС РФ от 27.12.1991г. номер 2122-1 (с изменениями от 05.05.1997г.);

- Указ Президента РФ  «О мерах по совершенствованию  управления государственным пенсионным  обеспечением в Российской Федерации»  от 27.09.2000 г. номер 1709.

Кроме того, разработан, но до настоящего времени не принят (имеется проект), Федеральный закон «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации». Во исполнение законов принят ряд постановлений Правительства РФ.[6]

 

 

1.3 Программа государственного  пенсионного страхования

 

 

1 октября 2013 года истек срок подачи заявлений о вступлении в программу новых участников. Все, кто вступил в программу и оплатил хотя бы раз не менее 2 000 р. в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2013 года, могут и далее вносить средства на формирование накопительной части пенсии и получать софинансирование со стороны государства.  

Если вы подали заявления о вступлении в программу до 1 октября 2013 года, но не успели внести первый (вступительный) взнос до конца 2013 года, то начать уплачивать личные взносы можно в 2014 году. Оплатив первый взнос в 2014 году, участники программы также могут рассчитывать на государственное софинансирование в течение 10 лет при условии, что они будут ежегодно перечислять на свою накопительную часть пенсии не менее 2 000 р. в год.  

По данным Пенсионного фонда России, за пять лет (2008-2013 гг.), в течение которых граждане могли вступить в программу, ее участниками стали более 15,8 млн человек [7].

Программа государственного софинансирования пенсий предусматривает возможность для любого гражданина вступить в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии по старости. Она была введена в действие с 01.10.2008 года.

Участие в Программе предоставляет гражданину возможность  повлиять на увеличение размера своей пенсии. Она распространяется и на тех  граждан, которые ранее были исключены из системы накопительного пенсионного страхования, то есть на лиц старшего и среднего поколения, за которых в соответствии с действующим законодательством страхователь не осуществлял уплату страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Данная Программа предоставляет возможность увеличить именно накопительную часть [8].

Гражданин не только имеет возможность самостоятельно увеличить свою пенсию, но и государство принимает  участие в формировании пенсионных накоплений гражданина, дополнительно перечисляя взносы на софинансирование из Федерального бюджета.

Взносы на софинансирование в рамках данной Программы будут перечисляться государством в течение десяти лет, начиная с года, следующего за годом уплаты взносов застрахованным лицом, в случае, если гражданин уплатил взносы в течение календарного года в сумме не менее 2000 р.

Размер взноса определяется исходя из суммы, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12000 р. в год. То есть, государство удваивает уплаченную гражданином сумму страховых взносов и, соответственно, на его индивидуальный лицевой счет зачисляется сумма страховых взносов вдвое большая уплаченной самим гражданином.

Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений ограничено сроком вступления в данную Программу. Таким правом смогут воспользоваться только застрахованные лица, которые вступили в Программу  до 1 октября 2013 года.

Вступить в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии по старости можно было и после 1 октября 2013 года. Однако в этом случае взносы на софинансирование государством перечисляться на индивидуальные лицевые счета таких застрахованных лиц не будут. То есть пенсионные накопления увеличивались только за счет средств, реально уплаченных самим гражданином.

Из средств данных пенсионных накоплений, производятся следующие виды выплат: накопительная часть трудовой пенсии по старости, единовременная выплата средств пенсионных накоплений, срочная пенсионная выплата, выплата правопреемникам умершего застрахованного лица, если само застрахованное лицо не успело получить эти выплаты.

Данные средства имеют строго целевое назначение и могут быть использованы Пенсионным фондом РФ исключительно в целях, установленных законодательством Российской Федерации. Так, средства пенсионных накоплений могут быть выплачены только тому застрахованному лицу, в отношении которого они были уплачены. Указанные средства не могут быть израсходованы на выплату текущих трудовых пенсий пенсионерам. На выплату пенсий нынешним пенсионерам направляются средства бюджета ПФР, сформированные за счет сумм страховых взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ государственного  пенсионного страхования в России 

 

2.1 Оценка современного  состояния в РФ 

 

 

Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн [8]. Большинство из них (примерно 95 %) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы.

С 1990 г. законодательство о пенсионном обеспечении в России полностью обновилось. Эта часть социального законодательства претерпела кардинальные изменения, как по существу, так и по форме.

Новая пенсионная система состоит из двух подсистем: страховой и бюджетной. Они подразделяются в зависимости от тех источников, за счёт которых выплачиваются пенсии. Первая из них финансируется за счёт обособленного страхового пенсионного фонда, в орбите её действия находятся главным образом наёмные работники и некоторые другие категории занятого населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, и их семьи. Вторая финансируется за счёт бюджета страны, ею охватываются в основном отдельные категории государственных служащих (кадровые военные и некоторые другие), их семьи, а также те граждане, которые по каким-либо причинам не заработали пенсию своим трудом, службой. Бюджетная пенсионная система слагается, таким образом, как бы из двух неравнозначных частей: одна часть – «возвышается» над всеми, она для тех, кто служит власти, другая часть подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился.

Иногда эти две подсистемы переплетаются – к страховой пенсии производится бюджетная доплата.

Обновление пенсионного законодательства началось в конце 1990 г., когда в России, находившейся в то время ещё в лоне СССР, был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР». Этим законом вводилась подлинная система пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного страхования наёмных работников.

Что побудило тогда Россию приступить к формированию своей пенсионной системы, с собственной независимой финансовой базой, обособленной от государственного бюджета, – с российским пенсионном страховым фондом? Причин было несколько. Отмечу две главные, не потерявшие до сих пор значения, а, наоборот, ставшие ещё более актуальными.

Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть укоренившуюся в обществе идеологию самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся, возродить и, главное, реализовать на практике истинную его сущность. При этом учитывалось, что уже в то время постепенно, хотя и медленно, складывалась многоукладная система экономических отношений, менялось представление властных структур о целях общественного производства и распределении богатства, создаваемого трудом народа, в частности наметилась тенденция к паритетному смягчению военного противостояния двух мировых политических систем и использованию высвобождаемых ресурсов, в прошлом пожираемых гонкой вооружений, в интересах населения страны.

В недалёком прошлом в течение десятилетий нашим соотечественникам навязывался постулат в том, что государственное социальное страхование (а пенсионное – часть его) осуществляется якобы за счёт государства. Внедрённая в сознание людей, эта идея использовалась при формировании управленческих решенй и получила даже законодательное выражение. Определяя в централизованном порядке крайне низкую оплату труда практически для всех работников, изымая львиную долю того, что создавалось их трудом, государство вместе с тем декларировало полное освобождение трудящихся от уплаты страховых взносов из их заработка, выдавая это за одно из величайших завоеваний. Средства социального страхования практически слились с налоговыми платежами и аккумулировались в государственном бюджете вместе с иными бюджетными доходами. Расходы на выплату пенсий ввиду низких страховых взносов финансировались в основном за счёт государственной дотации. Всё это приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создаёт богатства общества.

 

  Первая основополагающая  идея российского пенсионного  Закона 1990г состояла в том, чтобы в стране укоренилась подлинная система обязательного пенсионного страхования [9]. Суть такой системы, представляющей одно из выдающихся изобретений человечества в эпоху появления наёмных работников и развития общества, проста, она практически воплощена во всех развитых странах и вполне приемлема в период становления и развтия многоукладных экономических отношений на основе различых форм собственности. Её принципиальное содержание определяется следующими основными критериями, хотя конкретное их проявление в разных странах может несколько различаться.

    1. Экономический критерий обязательного пенсионного страхования, определяющий его сущность, коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Вполне очевидно, что стоимость рабочей силы не может определяться и в развитых странах давно уже не определяется ценой «живого» труда непосредственно в процессе производства. Она включает в себя и другие оплачиваемые периоды, прежде всего пенсионный период жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия;
    2.   Социальный критерий обязательного пенсионного страхования, определяющий его сущность, заключается в солидарности всех застрахованных и работодателей, работающих в различных регионах, в разных отраслях и организациях и, главное, в солидарности поколений, трудоспособных и нетрудоспособных людей;
    3. Реализуются эти сущностные критерии через систему соответствующих страховых платежей, которые в обязательном порядке уплачиваются работодателями (независимо от формы собственности) и наёмными работниками, независимо от их желания. Другими словами, эта система принудительная. Принуждение осуществляется государством, в связи с чем в отдельных странах, в том числе и в России, подобная система называется государственной [10].

Информация о работе Государственное пенсионное страхование в РФ: современное состояние и перспективы