Внебюджетные фонды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день тема внебюджетных фондов актуальна, так как развитие и совершенствование рыночной экономики изменило содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов. Эти процессы важны для каждого россиянина, так как изменение в функционировании любого фондов испытывает на себе каждый.

Содержание

1. Введение 3
2. История формирования внебюджетных фондов 5
3. Внебюджетные фонды в Российской Федерации 12
3.1 Пенсионный фонд Российской Федерации 15
3.2 Фонд социального страхования 18
3.3 Фонд обязательного медицинского страхования 26
4. Заключение 29
5. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 44.90 Кб (Скачать файл)

ПФР  был  создан  в  целях  государственного   управления   финансами пенсионного  обеспечения  в  РФ  и   является   самостоятельным   финансово- кредитными учреждением.

 

 

ФСС РФ(Фонд социального страхования Российской Федерации) был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля  за  правильным  и  эффективным расходованием средств социального страхования  Указом Президента  РФ  от  26 июля  1992  г.  №  722  и   является   самостоятельным   финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом  социального  страхования  РФ  осуществляется Правительством РФ.

Положение о ФСС утверждено Указом Президента РФ от 26  июля  1992  г. №822. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.

ФОМС(Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) был создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и  предназначен  для  аккумулирования  финансовых  средств  и  обеспечения стабильности    государственной    системы    обязательного     медицинского страхования.

Для  реализации  государственной  политики  в  области   обязательного  медицинского  страхования  созданы  Федеральный  и   территориальный   фонды обязательного медицинского страхования как  самостоятельные   некоммерческие финансово-кредитные  учреждения в соответствии  с  постановление   Верховного Совета РФ «О порядке обязательного медицинского страхования граждан на  1993 г.» (от 24.02.93г. № 4543-1).

 

Внебюджетные фонды в  Российской Федерации

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую  помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.

В России действуют следующие  государственные внебюджетные фонды:

1.        Пенсионный  фонд Российской Федерации. 

2.        Фонд  социального страхования Российской  Федерации. 

3.        Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования. 

Ранее также функционировал Государственный фонд занятости  населения Российской Федерации (ГФЗН РФ); сейчас часть его функций  исполняет Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации.

Эти фонды призваны обеспечить конституционные права граждан  Российской Федерации на получение  пенсий, социального пособия в  случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую  помощь и т.п. Об объемах финансовых ресурсов, аккумулированных федеральными внебюджетными фондами социального  назначения, и их расходах можно  судить по данным на 2006 года, приведенным  в табл. 1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Исполнение бюджета  федеральных внебюджетных фондов социального  назначения на 2006 год (млн. руб.)

Фонд

Доходы

Уд.вес, %

Расходы

Уд.вес, %

Всего

1451881,32

100

1455921,59

100

в том числе

       

Пенсионный фонд

1177375

81,09

1176131,3

80,78

из них не связанных с накопительным  финансированием трудовых пенсий

1088465,1

74,97

1171321

80,45

Фонд социального страхования

185514,6

12,78

190798,59

13,11

из них на обязательное социальное страхование

150041,23

10,33

155680,97

10,69

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

88991,72

6,13

88991,7

6,11


 

Наибольший удельный вес  в доходной части внебюджетных фондов на 2006 год занимает Пенсионный фонд (81,09%), наименьший - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (6,13%).

Наибольший удельный вес  в расходной части внебюджетных фондов на 2006 год занимал Пенсионный фонд (80,78%), наименьший - Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования (6,11%).

Ограниченность финансовых ресурсов может в любой момент вызвать необходимость их перераспределения, что приобретает особое значение при сложном финансовом состоянии  экономики. Государственный бюджет предполагает мобильность в использовании  средств, так как доходы не закреплены за конкретными видами расходов. Однако практика распределения средств  государственного бюджета показала, что их перемещение по статьям  расходов, как правило, происходит за счет урезания средств на социальные потребности. Поэтому очень важно  определить наиболее острые участки  развития экономики и обеспечить целевое направление и использование  поступающих средств.

Внебюджетные фонды создаются  федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции  в них денежных средств, расходуемых  по строго целевому назначению.

Важнейший из них - Пенсионный фонд РФ. Средства этого фонда формируются  за счет страховых взносов, дотаций  из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда  используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, в связи  с потерей кормильца, за выслугу  лет, пособий на детей.

Вторым по объему аккумулируемых средств является Фонд социального  страхования РФ. Он предназначен для  целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций (все виды социальной помощи семьям, имеющим  детей, социальная помощь в период временной  нетрудоспособности работника и  в отпускной период и т.д.).

Фонд обязательного медицинского страхования - база развития относительно новой формы социального страхования  в отечественной практике. С 1 января 1993 года введен в действие Закон  РФ «О медицинском страховании граждан  в Российской Федерации». Нормы обязательного  медицинского страхования распространяются на работающих граждан с момента  заключения с ними трудового договора. Обязательное медицинское страхование  гарантирует гражданам медицинскую  помощь. Базовая программа обязательного  медицинского страхования определяет объем и условия оказания медицинской  помощи.

 

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)

Является крупнейшим среди  внебюджетных социальных фондов. На его  долю приходится около ¾ средств  этих фондов. В настоящее время  в России бюджет Пенсионного фонда занимает второе место по величине после федерального бюджета.

Пенсионный фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.

Средства ПФР формируются  за счет:

-   страховых взносов работодателей;

-   страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

-   страховых взносов иных категорий работающих граждан;

-   ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

-   средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

-    средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

-    добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

 

Средства ПФР направляются на:

-    выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

-    выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

-    оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

-    финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

-     другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2005 году составил более 1,5 триллиона рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

Предприятия, учреждения и  организации, независимо от форм собственности, в том числе и банки, обязаны  пред­ставлять уполномоченным ПФР в районах и городах, сотрудникам контрольно-ревизионной службы ПФР необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда.

В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР  зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства  перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.

При этом ПФР - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным  округам Российской Федерации, 86 Отделений  Пенсионного фонда, в том числе  ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов  во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это  дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

Территориальные отделения  в своей деятельности тесно взаимодействуют  с органами власти, профсоюзными и  общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все  заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести  нужную информацию.

ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи.

Первая - средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились  сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день.

И вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали  страховые взносы и платежи, которые  уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

 

Фонд социального страхования (ФСС РФ)

2 июня 1903 года с высочайшего  соизволения императора Николая  II в Российской империи были  введены «Правила о вознаграждении  потерпевших вследствие несчастных  случаев рабочих и служащих, а  равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении  трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение  всех наемных работников независимо от характера труда пособиями  при временной утрате заработка  в связи с болезнью, беременностью  и родами, увечьем. С 1922 года выплата  пособий была передана непосредственно  предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное  социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики  заболеваемости». Начато строительство  советской санаторно-курортной «фабрики здоровья».  С 1933 года социальное страхование  перешло под управление советских  профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании  Постановления Совета Министров  РСФСР и Федерации независимых  профсоюзов от 25 декабря 1990 года № 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ