Влияние налоговой системы РФ на развитие страхового бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 22:29, контрольная работа

Краткое описание

Страхование — это экономическая категория, система экономических отношений, которые включают совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба, обусловленного различными непредвиденными неблагоприятными явлениями (рисками).
Проблема последствий для страхового бизнеса после вступления России в ВТО особенно актуальна на современном этапе. В странах с развитой рыночной экономикой страхование является системой, обеспечивающей эффективную защиту социально-экономических интересов физических, юридических лиц, государства от неблагоприятных событий путем возмещения причиненного ущерба, а также источником инвестиционных ресурсов, обеспечивающим развитие экономики.

Содержание

Введение
1. Анализ возможных последствий прихода иностранных страховых компаний на российский рынок после вступления России в ВТО
2. Влияние налоговой системы РФ на развитие страхового бизнеса
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Практическая часть

Вложенные файлы: 1 файл

СТРАХОВАНИЕ контрольная 2 вопроса.doc

— 517.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос №3. Как будет  меняться доля иностранцев в совокупном УК российских страховщиков?

Ответ: все зависит  от готовности российских страховщиков к либерализации рынка (их конкурентоспособности  по сравнению с мировыми страховыми компаниями), а также от готовности законодательства, выравнивающего положение филиалов и отдельных компаний.

Всего существует несколько  сценариев развития российского  страхового рынка:

  • Сценарий 1. Формирование сильного страхового рынка до прихода филиалов иностранных компаний и внешняя экспансия национальных страховщиков (компаний с российскими собственниками). В случае если национальные страховщики смогут повысить свою конкурентоспособность, то доля иностранцев (филиалов и дочерних компаний) в совокупных взносах после либерализации рынка стабилизируется на уровне 50% (по итогам 2010 год значение этого показателя было равно 43%).
  • Сценарий 2. Постепенное выдавливание национальных страховщиков с рынка, не сумевших повысить собственную конкурентоспособность. В настоящий момент российские страховые компании проигрывают мировым страховщикам по целому ряду параметров – надежности, уровню капитализации, эффективности ведения бизнеса, технологичности, клиентоориентированности. Сценарий №2 предполагает постепенный рост рыночной доли компаний с иностранным участием и филиалов компаний-нерезидентов.
  • Сценарий 3. Переход страхового рынка под контроль иностранных структур. Этот сценарий маловероятен, так как за годы работы на российском страховом рынке сформировался целый ряд сильных национальных игроков. Сценарий возможен, если на законодательном уровне будут созданы существенные преференции филиалам иностранных компаний, в том числе, если будет разрешена работа филиалов компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах или государствах, имеющих преимущества в сфере налогообложения. В этом случае рыночная доля иностранцев может достигнуть 80%.

Источники: ФССН, ФСФР, прогноз «Эксперта РА»

 

Вопрос №4. Кто проиграет  и кто выиграет от вступления России в ВТО?

Ответ: выиграют страхователи. Приход филиалов компаний-нерезидентов будет способствовать развитию конкуренции, внедрению новых технологий (в том числе появлению новых страховых продуктов), снижению стоимости страхования для рисков, ранее в значительной мере перестраховывающихся за рубежом.

Проиграют неконкурентные страховые компании, а также компании, занимающиеся фронтированием рисков за рубеж. Филиалы иностранных компаний за счет своей большей конкурентоспособности отнимут у них рыночную долю.

Государство при этом может как выиграть (в результате развития российского страхового рынка  и если в конкурентной борьбе победят национальные страховщики), так и проиграть (если резервы и прибыль будет уходить за рубеж, а страхование стратегически важных отраслей полностью перейдет под  контроль иностранцам).

Негативным следствием вступления России в ВТО станет увеличение системных рисков на российском страховом рынке. Рост проникновения иностранного капитала на отечественный страховой рынок будет делать его более подверженным глобальным кризисам. Так, кризис 2008-2009 годов на рынках стран ЦВЕ показал, что в случае финансовых затруднений материнские компании предпочитают выводить капитал из своих филиалов и дочерних компаний, работающих на развивающихся рынках2.

Итак, отечественный рынок страхования защищен от влияний извне благодаря его плотности и концентрированности. Так, из 572 действующих компаний 70 процентов всех страховых сборов ОСАГО приходится всего на 20 крупнейших игроков, а 93 процента - на top-100. При этом из действующего количества компаний 276 суммарно собирают всего один процент страховых взносов. Вот им-то и станет туго после прихода иностранных монстров: "малыши" вынуждены будут или сливаться с крупными отечественными фирмами, или уходить с рынка.

Российским страховщикам на адаптацию к новым условиям бизнеса отведено девять лет. После переходного периода иностранные компании смогут размещать в нашей стране уже собственные филиалы, а не довольствоваться наличием дочерних обществ. Сейчас доля зарубежного юридического лица в уставных капиталах российских компаний не может превышать 49 процентов, и одним из последствий вступления в ВТО станет отмена данного ограничения.

Вхождение в ВТО имеет  не только плюсы, но и минусы, причем распределены они неравномерно.

Последствия открытия национального  рынка для прямой конкуренции  со стороны иностранных страховщиков3

Положительные стороны

Отрицательные стороны

  • повышение капитализации и емкости национальной страховой отрасли за счет средств иностранных инвесторов;
  • привлечение иностранных инвестиций в развитие страховой инфраструктуры;
  • использование передовых страховых технологий и ноу-хау;
  • расширение структуры и повышение качества страховых услуг;
  • снижение издержек на предоставление страховых услуг;
  • активизация конкуренции на внутреннем страховом рынке и интенсификация деятельности национальных операторов.
  • снижение капитализации отрасли за счет "переключения" большей части финансовых потоков страховой отрасли на зарубежное перестрахование;
  • увод на международные финансовые рынки значительной доли внутренних инвестиционных ресурсов, аккумулированных через страхование (страхование жизни и пенсионное страхование);
  • потеря национального контроля над страховыми резервами и инвестиционными средствами;
  • сильное влияние иностранного капитала на национальные органы страхового надзора;
  • ограничение возможности государства по использованию механизмов страхования в социальной политике (пенсионное страхование, медицинское страхование и т.п.);
  • ценовой демпинг, которому неокрепший национальный рынок не может противостоять;
  • повышенная подверженность колебаниям мирового финансового рынка, а также международным финансовым спекуляциям;
  • сокращение занятости в страховой сфере, прежде всего - высококвалифицированного и управленческого персонала, что вызвано концентрацией большинства технологических функций в зарубежных офисах иностранных страховщиков.

 

Таким образом, вне зависимости  от сценария развития наибольшую рыночную долю иностранные страховщики получат  на только формирующемся рынке страхования  жизни. Уже сейчас дочки иностранных  компаний (MetLife Alico, Альянс РОСНО Жизнь, Сожекап страхование жизни, СИВ Лайф, Дженерали ППФ Страхование жизни) занимают ведущие позиции по взносам по страхованию жизни.

 

 

 

 

 

 

 

2. Влияние налоговой  системы РФ на развитие страхового  бизнеса

 

Страховой рынок является стратегически важным звеном финансовой системы любого государства. По своему составу и структуре этот рынок достаточно неоднороден. Его объем, динамика, отраслевая, региональная и институциональная структуры во многом зависят от степени его развития, и в частности — от степени развития отдельных его сегментов. Действующая система налогообложения субъектов страхового рынка оказывает существенное влияние на его отдельные сегменты. Преобладание фискальной направленности российской налоговой системы зачастую препятствует развитию стратегически важных для экономики нашей страны сегментов страхового рынка.

Под сегментом страхового рынка  следует понимать его составную  часть, объединяющую группу производителей (страховщиков) и потребителей (страхователей) на основе купли-продажи страхового продукта, предлагаемого в этом сегменте страхового рынка. Страховой рынок России с учетом действующего страхового законодательства по существующим различиям в объектах страховой защиты (содержания страхования) может быть классифицирован на два больших сегмента: личное страхование (страхование жизни) и имущественное страхование (страхование иное, чем страхование жизни или рисковые виды страхования). Кроме того, следует выделять из состава имущественного страхования в качестве самостоятельного сегмента страхование ответственности. Это обусловлено спецификой содержания страхового продукта, предлагаемого в данном сегменте, и особенностями условий его потребления.

Современный страховой рынок функционирует  в достаточно непростых условиях. С целью стимулирования развития российского страхового рынка государству необходимо посредством регулятивных мер обеспечить поддержку страховой отрасли в целом и отдельных видов страхования — в частности. Приоритетным направлением является развитие тех сегментов страхового рынка, которые имеют социальную и экономическую направленность. Среди них следует выделить:

- страхование жизни, резервы  которого являются важнейшим  источником долгосрочных инвестиций  в экономику;

- медицинское страхование, включая  добровольное медицинское страхование, обеспечивающее не только прозрачность использования средств, но и более высокое качество медицинских услуг, чем при обязательном медицинском страховании;

- страхование различных видов  ответственности для обеспечения  полноценной социальной защищенности российских граждан.

При исследовании проблем налогообложения  и налогового регулирования сегментов  страхового рынка необходимо использовать институциональньй подход к классификации  данных сегментов. Это обусловлено  тем, что каждый сегмент страхового рынка в институциональном аспекте имеет достаточно сложную структуру. В зависимости от видов договоров страхования, сострахования и перестрахования, заключаемых в каждом отдельном сегменте страхового рынка, состав его субъектов может существенно различаться. Кроме того, учитывая специфику не только самой страховой деятельности, но и ее особенности в отдельных сегментах страхового рынка, подобный подход обеспечит дифференциацию при реализации мер налогового регулирования соответствующих сегментов страхового рынка и соответственно — налогообложении деятельности субъектов, функционирующих в данном сегменте.

На практике оценка необходимости  налогового регулирования страхового рынка и выбор конкретных инструментов такого регулирования осложняются  определенными проблемами. Одной из них является отсутствие системного подхода к оценке влияния налогообложения на страховой рынок в целом и отдельные его сегменты, а также на деятельность отдельных субъектов страхового рынка. В подавляющем большинстве исследований проблемы налогообложения страхового рынка рассматриваются с позиции страховщиков в части налогообложения их прибыли. Другие же аспекты налогообложения деятельности страховщиков, а также проблемы налогообложения других субъектов страхового рынка (страхователей и страховых посредников) исследованы недостаточно.

В России все юридические  и физические лица освобождены от уплаты НДС на суммы страхового возмещения. Согласно Методическими рекомендациями по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ (с изменениями от 22 мая 2001 г .), в базу для налогообложения страхователя не включаются4:

- суммы страхового возмещения, полученные страхователем при наступлении страхового случая, предусмотренного договором страхования, за исключением страхового возмещения при страховании предпринимательского риска (риска несвоевременной оплаты товаров (работ, услуг), несвоевременной отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг);

- средства, полученные страхователем из резерва предупредительных мероприятий, на основе договора, заключенного между страховщиком и страхователем, если их получение не связано с расчетами по оплате товаров, работ, услуг.

Начиная с 2000 года операции по страхованию и перестрахованию, связанные с получением страховых  выплат по договорам страхования  риска неисполнения договорных обязательств, облагаются НДС по ставке 20%. Следует  отметить , что данный порядок действует только в отношении страхуемых договорных обязательств, которые предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Отношения государства  и физического лица по вопросам подоходного  налога регулируют Глава 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ и рекомендации по ее применению. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные физическими лицами в виде страховых выплат в следующих случаях:

- выплаты страхователям, застрахованным лицам, выгодо приобретателям или иным третьим лицам ( в случае страхования ответственности ) по обязательному страхованию, осуществляемому в порядке, установленном действующим

- законодательством;

- выплаты страхователям или застрахованным лицам по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее 5 лет) страхования жизни;

- возмещение страхователям или застрахованным лицам вреда жизни, здоровью и медицинских расходов ( за исключением оплаты санаторно – курортных путевок) по договорам личного страхования;

- выплаты по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховщиками на любой срок, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований 8 соответствии с законодательством РФ. При этом основаниями для пенсионного обеспечения являются достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца — его смерть; для отдельных категорий трудящихся — длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

При заключении договора добровольного страхования жизни  на срок менее 5 лет сумма страховой  выплаты при определении налоговой  базы не учитывается, если она не превышает  суммы, внесенных страхователем  взносов, увеличенной на сумму, рассчитанную с учетом ставки рефинансирования Банка России. В противном случае разница между указанными суммами подлежит налогообложению по ставке 35%.

При некоторых условиях суммы, полученные физическими лицами от страховой компании, все же подлежат налогообложению. Это происходит в тех случаях, когда досрочно расторгается договор добровольного долгосрочного страхования жизни или договор по негосударственному пенсионному обеспечению. Причем для договора страхования учитывается, через какой период он был расторгнут. Если с момента его заключения прошло более пяти лет, то возвращаемая сумма налогом не облагается. Если же расторжение договора произошло до истечения этого срока, то взимается 13% от суммы .

Информация о работе Влияние налоговой системы РФ на развитие страхового бизнеса