Виды информационных систем страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 15:38, контрольная работа

Краткое описание

Предмет отношений — защита интересов страхователя в условиях существования различных рисков от возможного ущерба.
Страховая деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 172-ФЗ «Об организации страховой деятельности в Российской Федерации». Этот закон регулирует отношения между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.

Содержание

Введение
Виды информационных систем страховой деятельности
Этапы страховой деятельности
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ис сд.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

Введение

  1. Виды информационных систем страховой деятельности
  2. Этапы страховой деятельности

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Страхование — сфера экономических отношений, участниками которых являются страхователи (хозяйствующие субъекты или граждане) и страховщики (хозяйствующие субъекты или государство).

Предмет отношений — защита интересов страхователя в условиях существования различных рисков от возможного ущерба.

Страховая деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 172-ФЗ «Об организации страховой деятельности в Российской Федерации». Этот закон регулирует отношения между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.

В настоящее время страхование стало сферой бизнеса, цель которой — получение гарантированного дохода страховщиком при соблюдении условий договора и интересов страхователей. Эффективное управление страховым бизнесом в связи с увеличением масштабов страхования требует создания информационных систем страховой деятельности (ИС СД).

Страховая деятельность связана со страховым рынком, который следует рассматривать как экономическую систему. Объектом купли-продажи на этом рынке выступает страховая защита. Рынок характеризуется определенным уровнем спроса и предложения на страховые услуги, его следует рассматривать как часть финансово-кредитной сферы.

На страховом рынке основное место занимают страховые компании, имеющие различную организационно-правовую форму:

• акционерное общество закрытого или открытого типа;

• товарищество с ограниченной ответственностью;

• акционерное общество открытого типа;

• частные страховые компании.

Учредителями страховых компаний выступают предприниматели, банки, коммерческие фирмы, промышленные предприятия, биржи, которые заинтересованы в использовании средств страховых компаний в качестве кредитных ресурсов.

Разработка и внедрение автоматизированных ИС СД выполняется для повышения эффективности управления страховой деятельностью за счет обеспечения руководителей и специалистов страховых компаний информацией в необходимом объеме и качестве, а также для реализации стандартов информационных технологий управления на основе:

• поддержки принятия управленческих решений;

• снижения издержек управления страховой деятельностью;

• создания интегрированной БД;

• обеспечения защиты информационных ресурсов;

• поддержки электронного документооборота;

• интеграции с внешними информационными системами;

• повышения информационной культуры управленческого труда.

Большой объем информации, требования к оперативности получения, полноте и точности представления информации, расширение масштабов и функций управления страховой деятельностью — это неполный перечень причин, которые обусловливают необходимость автоматизации управления страховым бизнесом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Виды информационных систем страховой деятельности

 

Существуют различные виды ИС СД:

1. Автономные автоматизированные рабочие места. Каждый автономный АРМ выполняет определенный набор функций управления страховой деятельностью и ориентирован на страховых агентов определенного вида:

• аквизиторы — занимаются привлечением и заключением новых договоров страхования;

• актуарии — производят расчеты по страхованию жизни;

• андеррайтеры — формируют страховой портфель;

• брокеры страховой компании — осуществляют посредническую деятельность от своего имени на основании поручений страхователя или страховщика; и др.

2. Комплекс взаимосвязанных АРМ, функционирующих на единой информационной базе. Информационная система страховой деятельности поддерживает функцию основной деятельности (страхование) и вспомогательные функции управления (бухгалтерский учет, финансовый анализ, управление кадрами и др.). Возрастание масштабов деятельности страховых компаний проявляется в расширении состава функций управления, увеличении численности сотрудников, функциональной специализации и информационной интеграции АРМ.

Обязательным компонентом ИС СД становится компьютерная сеть. Компьютерные сети и информационные технологии позволяют улучшить характеристики информации и информационных процессов, обеспечить полноту и целостность данных для принятия управленческих решений, оперативность получения и обработки данных, высокий уровень надежности, достоверности и актуальности информации и др.

3. Корпоративная информационная система страховой деятельности. Рост масштабов деятельности и повышение требований к эффективности управления организаций страхового бизнеса — причины создания КИС СД, характерными чертами которой являются:

• переход к распределенной обработке данных (использование компьютерных сетей, Интранет, выход в Интернет);

• применение разнородных вычислительных машин — серверы, рабочие станции, ноутбуки (аппаратная гетерогенность);

• интеграция программных средств обработки данных на основе унифицированных программных интерфейсов (программная «многоплатформенность»);

• расширение функций автоматизации управления;

• создание и ведение интегрированной БД — единого информационного пространства для принятия управленческих решений;

• использование интеллектуальных методов решения задач (статистическое прогнозирование, математическое моделирование, оперативная обработка аналитической информации).

Типовой комплекс задач (функциональная структура) ИС СД включает в себя:

1.  Ведение нормативно-справочной  базы договоров страхования (справочники, классификаторы технико-экономической  информации, тарифы страхования).

2. Стратегическое планирование  деятельности страховой компании.

3. Формирование и ведение договоров  страхования (перестрахования).

4. Расчет комиссионных.

5. Учет формирования страхового фонда.

6. Учет расчетов со страхователем (уплата страховых премий, выплат по страховым событиям, расторжение договора страхования).

7. Бухгалтерский учет деятельности  страховой компании.

8. Анализ финансового состояния  страховой компании.

9. Налоговый учет страховой деятельности.

10.  Сервисные функции (импорт  и экспорт данных, страховое копирование, восстановление БД); и др.

В зависимости от масштаба страховой компании, числа одновременно работающих страховых агентов, объема БД, возможны следующие варианты организации БД страховых компаний:

- локальная БД,

- централизованно хранимая на отдельном компьютере, на котором установлен АРМ страхового агента;

- сетевая БД, централизованно хранимая на сервере, к которому есть доступ по сети

- распределенная БД, хранимая на  нескольких узлах сети (серверах  БД).

Информационная система страхования деятельности должна обеспечить информационные технологии для подготовки, передачи, хранения и обработки данных, используемые в страховой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этапы страховой деятельности

 

Этап сбора и регистрации информации. На данном этапе используется значительное число форм документов для документального оформления отношений страховщиков и страхователей (договоры, справки, картотеки, классификаторы и справочники и т.п.). Эти документы имеют представление в виде бланков документов, заполняемых вручную или с использованием оргтехники. Информация первичных документов подлежит сбору и регистрации на машинном носителе (вводу в память компьютера).

Этап сбора и регистрации данных обеспечивает:

• регистрацию первичных документов в подразделениях и служба: страховой компании на документах (в виде типографских бланков, документах произвольной формы);

• подготовку первичных данных на машинных носителях.

Этап сбора и регистрации данных является наиболее трудоемким, оказывает влияние на уровень качества информации БД, а от производительности этого этапа зависит пропускная способность ИС СД. Основная проблема — своевременный и качественный перенос на машинные носители большого объема нормативно-справочной информации, являющейся основой любой ИС, регистрация данных первичных документов, которая должна выполняться в местах непосредственного возникновения первичной информации. Для сокращения трудозатрат необходимо, чтобы формирование первичных документов выполнялось силами конечных пользователей — работников страховых компаний. Автоматизация обработки информации в ИС СД на этапе сбора и регистрации предполагает:

• использование унифицированных и стандартизованных форм документов страховой деятельности;

• внедрение электронной системы документации и документооборота, стандартов документооборота;

• представление нормативно-справочной информации страховой деят-ти в БД;

• контроль достоверности входной информации (на диапазон значений, по списку значений, по формату значений).

Этап передачи данных по каналам связи. Этот этап используется в компьютерных сетях при удаленности источников возникновения информации от мест их хранения или обработки. Например, БД хранится на значительном расстоянии от места возникновения и регистрации первичной информации, обработка данных также выполняется на удаленном компьютере, причем для вывода информации используется сетевой принтер, а данные публикуются на сервере компании и т.п.

Как правило, при передаче данных в границах одной организации (удаление в пределах сотен метров) используют ЛВС; для ИС СД территориально-распределенных систем управления — сеть Интранет (расстояние определяется масштабами транснациональных компаний), для информационного взаимодействия страховых корпораций — сеть Экстранет.

Архитектура компьютерной сети должна соответствовать масштабам и назначению ИС СД. Сети имеют следующие типовые структуры:

• одноранговая компьютерная сеть на базе операционной системы Windows XP, если число пользователей не велико (до 10—12 человек);

• серверная компьютерная сеть и технологии «файловый сервер» на базе операционной системы Windows XP, если число пользователей значительное;

• серверная компьютерная сеть и технологии «клиент-сервер» на базе операционной системы Windows XP, если число пользователей значительное и требуется высокая производительность ИС СД;

• серверная компьютерная сеть и технологии «многоуровневый клиент-сервер» на базе операционной Windows XP, если число пользователей значительное, требуется высокая производительность и необходимо обеспечить аппаратную и программную независимость компонентов ИС СД;

• компьютерная сеть Интранет и технологии «клиент-сервер» на базе ОС Windows XP, если пользователи территориально распределены;

• компьютерная сеть Экстранет и технологии «клиент-сервер» на базе ОС Windows XP, если пользователи территориально распределены и являются представителями различных компаний.

При создании компьютерной сети учитывают сложившуюся топологию связей структурных подразделений — организационную структуру системы управления страховой компанией, которая включает в себя:

• центральный офис;

• отделения страховой компании;

• представительства (агентства) страховой компании;

• мобильные пользователи.

В центральном офисе (головной структуре страховой компании) находятся высокоскоростные ЛВС, сетевые БД, осуществляется централизованный мониторинг сетевыми ресурсами распределенной вычислительной системы страховой компании. Отделения страховой компании могут иметь собственные ЛВС и поддерживать постоянную связь с центральным офисом с помощью выделенных каналов связи.

Этап хранения данных в БД. Ядром любой информационной системы является БД под управлением СУБД. От выбора СУБД в значительной степени зависит успешность разработки и реализации всей ИС.

Выбор СУБД определяется следующими факторами: сложность структуры данных ИЛМ, объем данных, требования к эксплуатационным характеристикам приложений, состав технических средств, квалификация пользователей и др.

Для БД небольшого объема, обслуживающих незначительное число пользователей (приложений), когда требования к оперативности решения задач не отличаются от обычных, используют так называемые настольные СУБД, построенные по реляционному типу: Ассеss, Рагаdox, dBase и др.

Информация о работе Виды информационных систем страховой деятельности