Анализ эффективности развития страхового маркетинга в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование эффективности функционирования страхового маркетинга и анализ динамики развития страхового рынка.

Для реализации данной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

•изучение экономической сущности страхового маркетинга, его значения;
•исследование факторов, определяющих развитие страхового маркетинга;
•проведение анализа динамики развития страхового рынка РБ;
•подведение итогов анализа;
•предложение направлений совершенствования страхового маркетинга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………………………...6

1.1 Экономическая сущность и назначение страхового маркетинга………....6

1.2 Структура страхового маркетинга………………………………………….8

1.3 Факторы, определяющие развитие страхового маркетинга……………..13

1.4 Нормативно-правовые акты, регулирующие маркетинговую

деятельность в страховании………………………………………………….....15


2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО

МАРКЕТИНГА В РЕСПУБЛИКЕ

БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………….....20

2.1 Анализ динамики развития страхового рынка в РБ…………………...….20

2.2 Анализ эффективности функционирования страхового маркетинга на примере РДУСП «Стравита»…………………………………………………... 26


3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАХОВОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………… ………….…28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....35

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…36

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО МАРКЕТИНГА.docx

— 142.25 Кб (Скачать файл)

       Еще одним стимулом своего рода выступает  разработка новых страховых продуктов, а также  их дальнейшее продвижение  на рынок. Ведь стратегический выбор  пути продажи данного продукта зависит  одновременно и от покупателя, и  от продавца.

       Одним из важных моментов является определение  оптимальной цены на новый продукт. Цена должна быть средневысокой и достойной страхового рынка. Но эта работа входит в функциональные обязанности актуарной службы. Как правило, при решении этого вопроса возникает конфликт между технической службой и службой маркетинга. Это связано с тем, что служба маркетинга считает, что основной упор при работеклиентом необходимо делать не на цену, а на качество предлагаемого продукта.

       Для того, чтобы служба маркетинга могла  успешно проводить свою работу, надо поделить рынок на сегменты и изучить отношение каждой группы клиентов к новому продукту. Так как основной задачей службы маркетинга является ориентация продукта на клиента.

       Необходимо  помнить, что продукт будет пользоваться спросом на рынке только в том  случае, если его качество будет  удовлетворять самого продавца.Основными  задачами, которые стоят перед  страховой компанией являются удачная  реализация на рынке нового продукта и поиск нового клиента.

       Особо следует остановиться на использовании  современных информационных технологий при исследовании рынка - использовании  сети INTERNET страховыми компаниями. Особенность современной ситуации для страховых компаний и их клиентов состоит в том, что появилось такое мощное средство глобальной коммуникации, как сеть INTERNET, быстро превратившаяся в средство организации и поддержки бизнеса в национальном и глобальном масштабе. Именно использование Сети позволяет многим страховым компаниям добиваться более радикального снижения издержек на организацию продаж чем то, которое было когда-то достигнуто в сфере учета и финансового анализа при переходе на работу с базами данных.

       Рассмотрим  преимущества и недостатки продаж страховых  продуктов через Интернет. Очевидным преимуществом Интернета является простота доступа с домашнего компьютера, а также интерактивность — потенциальный страхователь может одним щелчком «мыши» запросить дополнительную информацию, рассчитать риск или послать страховщику заявление на страхование. В связи с этим ряд страховщиков в последнее время прилагает усилия к освоению электронных продаж. Однако, проведенный анализ показал, что потенциальный рынок продаж страхования через Интернет в нашей стране остается достаточно узким. На пути развития этого способа продаж есть несколько препятствий:

  • узость платежеспособного спроса на страхование среди пользователей Интернета;
  • значительное большинство белорусов не имеют доходов, достаточных для приобретения достаточно дорогих персональных компьютеров и оплаты доступа в Сеть;
  • система сетевых продаж рассчитана на немногочисленных активных потребителей, что резко снижает ее потенциальную эффективность. С учетом оценок потенциальной доли активных страхователей можно утверждать, что через Интернет на сегодняшний день практически невозможно продавать более 1-2 тыс. полисов в год;
  • боязнь направления через Сеть информации о своем имуществе. Вероятность обмана и мошенничества при опосредованном контакте со страховщиком через Интернет в обозримом будущем будет оцениваться клиентом как весьма высокая, поэтому страхователь, скорее всего, предпочтет прямое приобретение полиса в офисе компании контакту с ней через Интернет и банк. В этом случае система продаж через Интернет будет выполнять функции рекламы и тарификации рисков для лиц, заинтересованных в страховой защите. Кстати, именно по этому направлению реально развивается Интернет-страхование в настоящее время;
  • страхование не относится к числу продуктов массового потребления, каждый полис для клиента — это продукт индивидуальной обработки и достаточно долгого обдумывания. Для значительного большинства граждан он не является «прозрачным» в силу отсутствия достаточных знаний — отсюда и такая популярность продажи через посредников (страховых агентов) или специалистов непосредственно в страховой компании. Этот фактор будет стимулировать обращение к профессиональным посредникам или непосредственно в компанию после первого ознакомления с продуктом в Интернете.

       Особо следует остановиться на рекламе  страховщиков как способе привлечения  клиентуры. Как отмечалось выше, реклама  входит в комплекс маркетинговых  мероприятий по совершенствованию  отношений страховщика и страхователя. Однако с точки зрения технологии и практических инструментов она  представляет собой совершенно самостоятельное  явление со своим понятийным и  методологическим аппаратом. Поэтому  мы не будем останавливаться на технике  рекламы и рассмотрим только те ее составляющие, которые прямо относятся  к маркетингу.

       В последнее время активизация  потребительского поведения при  помощи рекламных усилий становится все более популярной среди белорусских страховщиков. Если несколько лет назад реклама страховых услуг на телевидении была редкостью, то сейчас ряд компаний активно продвигают свои торговые марки при помощи достаточно агрессивной рекламы. Это связано с рядом причин:

  • прежде всего, рекламные усилия по привлечению клиентуры менее трудоемки, чем создание и обучение агентских сетей, развитие других каналов продаж, хотя по цене они могут превосходить привлечение и обучение агентов или вложения в другие каналы;
  • реклама дает немедленный эффект, тогда как результаты вложения средств в агентские сети и другие системы продаж становятся видны примерно через год-два после начала их создания;
  • реклама - это инструмент привлечения клиентов, который полностью контролируется страховщиком, тогда как агентские сети, например, достаточно плохо поддаются контролю.

       Говоря  конкретно о перспективах развития страхового маркетинга, отметим факторы, которые окажут наибольшее влияние на его развитие:

  • перенесение акцентов крупными страховыми компаниями на  рынок физических лиц, который во всем мире является классическим полем для приложения маркетинговых усилий;
  • активизация маркетинговых исследований на потенциальных и имеющихся страховых рынков;
  • развитие рынка страховых услуг и рост конкуренции, что повысит интерес к нему со стороны финансовых институтов (банков, инвестиционных фондов и т.д.), это в свою очередь увеличит эффективность использования маркетинга как мощного инструмента конкурентной борьбы за потребителя;
  • помимо маркетинговых подразделений, входящих в состав страховых компаний, а последнее время на рынке появляются независимые консультанты, специализирующиеся на страховом маркетинге, в том числе крупные иностранные специализированные фирмы, что способствует развитию маркетинга [6].

       Таким образом, учитывая все вышеперечисленные условия и факторы, можно прогнозировать довольно успешное развитие страхового маркетинга в Республике Беларусь, потому как изучение рынков сбыта, ориентация на потребителя с учетом меняющихся обстоятельств поможет любой страховой организации быть успешной в своем деле. 
 

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

       В курсовой работе изложены теоретические  и практические вопросы, касающиеся анализа динамики развития страхового рынка, а также анализа эффективности  функционирования страхового маркетинга в Республике Беларусь.

       В условиях рыночной экономики каждая страховая организация в результате своей деятельности получает денежный эквивалент, который, как в моем случае, достается путем использования  наиболее эффективной маркетинговой  стратегии. Именно страховой маркетинг  выступает инструментом реализации всех идей в компании на практике.

       В первой части работы рассмотрен такой  вид деятельности, как страховой  маркетинг, раскрыта его сущность, функции, его назначение. Также рассмотрены  особенности страхового маркетинга, отличающие его от других видов маркетинга и определяемые его спецификой.

       Прибыль, выступающая конечным результатом  деятельности страховой компании, не может быть достигнута без помощи стимулирования продаж страхового продукта, что, в свою очередь, подразумевает  под собой огромный комплекс маркетинговых  коммуникаций, реализующийся в страховом  маркетинге.

       Вторая  часть курсовой работы посвящается  анализу динамики развития страхового рынка Республики Беларусь. Приведены  экономические показатели функционирования страхового сектора нашей страны, где рассчитаны уровень снижения темпов роста взносов в 2 раза из-за девальвации белорусского рубля, ухудшение  финансового состояния и снижения платежеспособности страховых организаций, вызванное увеличение уровня выплат страхового сектора. Наблюдается снижение рентабельности активов, влекущее за собой  подверженность страхового сектора  рыночным рискам.

       В третьей части изложены практические рекомендации по совершенствованию  эффективности функционирования страхового маркетинга. Рассмотрены факторы, которые  в перспективе окажут свое влияние  на страховой маркетинг.

       Останавливаясь  подробно, отметим, что предложено  осуществлять стимулирование развитие рынка, способствовать наличию обязательного  страхования, разрабатывать наиболее гибкие маркетинговые стратегии, которые  бы учитывали не только условия рынка, но в первую очередь пожелания  клиентов, также  отмечено то, что  необходимо наличие квалифицированных  кадров, что в наибольшей мере способствует заключению договоров страхования. Мной предложен ряд способов, способствующих практике новых форм общения со своими клиентами. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

  1. Страховое дело: Учеб.пособие / М.А. Зайцева, Л.Н. Литвинова, А.В. Урупин и др.; Под общ. ред. М.А. Зайцевой, Л.И. Литвиновой. – Мн.: БГЭУ , 2001. – 286 с.
  2. Шахов, В.В. Страхование : Учебник для вузов. – М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997. – 311 с.
  3. Страховое дело: Учеб.  – метод. комплекс для студ. спец. 1-25 01 04 «Финансы и кредит» по специализации 1-25 04 01 «Финансы» / Сост. И общ. ред. А.В. Вериго. – Новополоцк: ПГУ, 2004. – 212 с.
  4. Сербиновский,Б.Ю.  Страховое дело : учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов / Б. Ю. Сербиновский, В. Н. Гарькуша. - Изд. 4-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 411 с.
  5. Прикладной маркетинг: Учеб.пособие / В.А. Михарева[и др.]; Под общ. ред. В.А. Михаревой. – Минск :Высш. шк., 2007. – 431 с.
  6. Маркетинг в страховании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//: http://kursach.by/biblioteka/marketing/kniga-marketing-v-strahovanii-zubets/details.htm. – Дата доступа: 20.10.2010.
  7. Восколович, А. М.Значение страхового маркетинга для успешного развития страхового бизнеса в Республике Беларусь // Труды молодых специалистов Полоцкого государственного университета. Экономические науки. - 2006. - Вып. 13. - С. 112-114.
  8. Корженевская, Г. М. Формирование эффективного механизма обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций // Белорусский экономический журнал. - 2006. - N 1. - С. 91-99.
  9. Ивашко, С. Интерактивность. Виртуальный вызов // Страхование в Беларуси. – 2004. – N 2. – С. 20-22.
  10. Маренков, Н.Л.Страховое дело : для студ. вузов / Н. Л. Маренков, Н. Н. Косаренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 252 с.
  11. Заяц, Н.Е. Теория финансов: Учебное пособие. / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко,     Т.Е. Бондарь и др. – Мн.: Выш. шк., 1999. – 368 с.
  12. Ефимов,С.Л.Деловая практика страхового агента и брокера : Учеб.пособие. - М. : Страховой полис, ЮНИТИ, 1996. – 415с.
  13. Корота, О.А. Потенциальных клиентов много, но надо найти к ним ключ // Страхование в Беларуси. – 2009. – N 2. – С. 6-8.
  14. Лозовик, Т. Клиент идет на голос // Страхование в Беларуси. – 2009. – N 12. С. 17-20.
  15. О страховой деятельности: указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006г. N 530.
  16. Лозовик, О.А. Стравита – индивидуальный подход к каждому страхователю // Страхование в Беларуси. -  2008. – N 2. С. 2-5.
  17. Основные показатели деятельности страховых организаций Республики Беларусь на 1 октября 2010 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://localhost/BelarusChina.by/ Дата доступа – 20.11.2010.
  18. Показатели состояния страхового рынка Республики Беларусь // Страхование в Беларуси. - 2010. – N 6.
 

        Приложение А 

       Таблица А.1 - Отдельные показатели деятельности страховых организаций Республики Беларусь на 1 октября 2010 года (тыс. руб) 

№ п.п Название страховой  организации Поступило взносов  по договорам прямого страхования  и сострахования Поступило взносов  с учетом перестрахования Выплачено страхового возмещения по договорам прямого  страхования и сострахования Выплачено страхового возмещения с учетом перестрахования Чистая прибыль (убыток) (+ или -)
1 2 3 4 5 6 7
1 Белгосстрах 508 404 559,5 498 691 599,7 335 487 122,0 335 461 539,8 15 349 126,7
2 ЗАСО

«ТАСК»

70 502 554,7 68 441 885,5 45 999 620,6  45 272 932,2 805 084,7
3 ОАСО «Би  энд Би иншуренс Ко» 68 199 299,7 80 172 527,9 63 224 897,8 63 441 227,2  600 816,7
4 ЗАСО «Промтрансинвест» 59 904 036,5 46 420 860,0 26 129 699,0 24 872 205,7 821 895,6
5 ЗАСО "Белнефтестрах" 49 356 884,2  48 946 436,1 22 822 081,8   22 018 432,5 5 308 046,5
6 "Белэксимгарант" 44 900 485,2    36 493 966,8 14 737 053,9  13 032 651,5 7 371 282,4
7 СООО "Белкоопстрах" 33 501 512,8     32 089 522,4 15 384 604,5 15 596 247,1 588 617,4
8 ЗАО "СК"Белросстрах" 21 329 851,5     21 102 985,9 15 066 047,5 15 000 121,9 108 828,3
9 ЗСАО "БелИнгострах" 13 756 927,9     12 341 417,2 8 665 404,8 7 986 271,7 -438 495,9
10 СБА ЗАСО "Купала" 9 930 193,7   4  9 844 118,1 4 555 449,9 616 440,0 12 463,5
11 УСП "Белвнешстрах" 7 708 993,5   6 636 200,0 3 639 641,6 3 619 952,5 699 409,5
12 ИС ЗАО "Генерали" 6 808 331,9    6 808 331,9 14 692,6 14 692,6  2 392 159,3
13 ИСП "ЦЕПТЕР ИНШУРАНС" 5 379 167,7  5 660 722,9  2 872 487,0 2 831 415,9 -3 622 100,8
14 ЗАСО "КЕНТАВР" 4 840 418,9  5 526 267,8  2 638 664,9  3 118 859,8 79 845,8
15 ЗАО "СК "ЭРГО" 3 466 010,1     5 314 812,1 2 198 955,8 2 914 778,4 530 949,4
16 ЗАСО "ГАРАНТИЯ" 2 719 946,9    2 610 380,7 241 436,4  188 743,4 313 277,8
17 ОАСО "БАГАЧ" 1 110518,3      1 234 034,6 873 332,6 881 695,7 -45 575,3
18 ЗАСО«Виктория» 636 241,4   92 811,3  235 474,4  201 489,3 1 115 925,0
19 ЗАСО "Дельта Страхование" 39 491,1    45 895,3  0,0 0,0 76 637,2
20 СООО "Росгосстрах" 0,0    601,8 0,0 0,0 156 885,7
21 РУП "Белорусская  национальная перестраховочная организация" 0,0    19 440 335,7 0,0 4 059 871,2  8 767 432,3
Итого по страховым организациям, осуществляющим страхование  иное, чем страхование  жизни 912 495 425,5    907 915 713,7  564 786 667,1 565 129 568,4 40 992 511,8
22 РДУСП "Стравита" 41 240 678,3     41 240 678,3 6 640 828,3 6 640 828,3 9 476 026,2
23 ОАО "Белорусский  народный страховой пенсионный фонд" 10 621 267,3     10 621 267,3 3 558 910,7 3 558 910,7 74 960,8
24 УСП "Седьмая  линия" 3 385 780,9     3 385 780,9 650 078,8 650 078,8 689 940,6
25 ОАСО "Пенсионные гарантии" 359 510,7     359 510,7 78 794,3 78 794,3 155 100,3
Итого по страховым организациям, осуществляющим виды страхования, относящиеся к  страхованию жизни 55 607 237,2    55 607 237,2 10 928 612,1 10 928 612,1  10 396 027,9
Итого по республике 968 102 662,7    963 522 950,9  575 715 279,2 576 058 180,5 51 388 539,7

Информация о работе Анализ эффективности развития страхового маркетинга в Республике Беларусь