Этапы проведения сертификации продукции и их содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Своим происхождением и становлением сертификация обязана объединению фирм - потребителей одинаковой продукции в целях совместного контроля за качеством продукции поставщиков. Получая поддержку разных органов власти, от муниципальных до национальных, подобные объединения сформировали специальные центры по контролю за качеством продукции.
Если основу организационно-экономического механизма управления качеством продукции составляет стандартизация, выполняющая функцию нормативного обеспечения, то сертификация является оценкой, подтверждающей с необходимой достоверностью соответствие продукции требованиям государственных и международных стандартов, технических условий. Слово «сертификат» в переводе с латинского означает «сделано правильно».

Содержание

Введение............................................................................................... 3

1. Сущность, виды, цели и принципы сертификации....................... 4
Основными целями сертификации являются................................... 5
Принципы сертификации.................................................................... 5
Виды сертификации............................................................................. 5

2. Этапы проведения сертификации продукции и их содержание... 8
Цель аккредитации обычно формулируется следующим образом... 12
3. Сертификация как фактор повышения конкурентоспособности продукции, экономики и вступления России в ВТО.............................................. 14
Экономические преимущества сертифицированной продукции...... 14
Применение предприятиями в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества................... 15



Заключение.......................................................................................... 20
Список литературы..............

Вложенные файлы: 1 файл

СМиПС.docx

— 43.87 Кб (Скачать файл)

1) Подача заявки на сертификацию

З

2) Принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы

ОС

3) Отбор, идентификация образцов и их испытания

ОС

ИЛ

4) Оценка производств (если это предусмотрено схемой сертификации)

ОС

5) Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия

ОС

6) Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия

ОС

7) Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией

ОС

8) Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия установленным требованиям и неправильное применение знака соответствия

З

9) Информация о результатах сертификации

ОС


 

 

З – заявитель;

ОС – орган по сертификации;

ИЛ – испытательная лаборатория.

 

     Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику). Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения определяются правилами системы сертификации однородной продукции с учетом нормативных документов, устанавливающих требования и методы испытаний данного вида продукции. Как правило, отбор образцов для испытаний осуществляет орган по сертификации, или по его поручению – испытательная лаборатория, или другая компетентная организация. В целях обеспечения доказательности результатов проведенной сертификации образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение срока годности продукции или срока действия сертификата. Типовой порядок обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции, определен ГОСТ Р 40.002-96.

    На основе анализа протоколов испытаний, результатов оценки производств, сертификации систем качества или производств, анализа документов о соответствии других компетентных органов государственного управления орган по сертификации осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям, оформляет и регистрирует сертификат. Форма сертификата соответствия в Системе сертификации ГОСТ РФ приведена в приложении.

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, в пределах которого сертифицированы производство или система качества. В любом случае срок действия сертификата не превышает трех лет. Если изделие имеет срок службы (срок годности), то действие сертификата распространяется на партию продукции или каждое изделие. При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства заявитель заранее должен известить орган по сертификации, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки состояния производства этой продукции.

Сведения о сертифицированной продукции предприятие-заявитель приводит в сопроводительной технической документации (паспорт, этикетка) с указанием реквизитов сертификата. Право маркирования продукции знаком соответствия изготовитель получает на основании лицензии, выдаваемой органом по сертификации. Правила выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия определены ГОСТ Р 40.003-96. Маркирование серийно выпускаемой продукции осуществляет изготовитель, и он несет ответственность за соответствие продукции нормативным документам и сертифицированным (испытанным) образцам. Как правило, знак соответствия наносится на несъемную часть каждой единицы сертифицированной продукции и на каждую упаковочную единицу этой продукции рядом с товарным знаком изготовителя, Маркирование изделия осуществляется общеизвестными способами – гравирование, травление, литье, печатание и др. При невозможности нанесения знака соответствия непосредственно на продукцию (для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ) его наносят на тару или упаковку. Возможно также использование специальных технических средств, таких как ярлыки, ленты, выполненные в виде встроенной части продукции (для канатов, кабелей и т. п.). В любом случае правила нанесения знаков соответствия на конкретную продукцию устанавливаются правилами сертификации в системах сертификации однородной продукции.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией организует орган по сертификации в течение всего срока действия сертификата и лицензии, но не реже одного раза в год. Инспекционный контроль осуществляется в виде периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и других проверок, необходимых для подтверждения, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным ранее при сертификации. Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля служат степень потенциальной опасности продукции, стабильность ее производства, объем выпуска, наличие системы качества и т. д. Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля в зависимости от схем сертификации устанавливаются правилами систем сертификации однородной продукции.

По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата и аннулировать лицензию на право применения знака соответствия. Это происходит в тех случаях, когда установлено несоответствие продукции требованиям нормативных документов, внесены изменения в нормативный документ на продукцию или метод испытаний, в конструкцию (состав), в комплектность продукции или технологию ее производства. Решение о приостановлении действия сертификата и лицензии на право применения знака соответствия принимают в случаях, если заявитель в состоянии устранить обнаруженные причины несоответствия путем согласованных с органом корректирующих мероприятий и обеспечить (подтвердить) соответствие продукции без повторных испытаний в аккредитованной лаборатории. В противном случае действие сертификата отменяется, а лицензия на право применения знака соответствия аннулируется.

На уровне европейских стран, взаимоотношения субъектов сертификации регулируются серией европейских стандартов EN 45000. Многие органы по сертификации и испытательные лаборатории, осуществляющие испытания в целях сертификации, проходят аккредитацию, т. е. получают официальное признание того, что они могут проводить определенные виды деятельности. В частности, аккредитация может заключаться в том, что орган по аккредитации, руководствуясь стандартами EN 45002 или EN 45010, проверяет выполнение испытательной лабораторией или органом по сертификации стандартов EN 45001 или EN 45011, соответственно.

    Для испытательной лаборатории результатом аккредитации является признание ее технической компетенции с проведением определенных видов испытаний, в то время как орган по сертификации должен быть признан как компетентный и достойный доверия при функционировании в определенной системе сертификации продукции.

Цель аккредитации обычно формулируется следующим образом:

¨ повышение качества и профессиональной компетенции испытательных лабораторий и органов по сертификации

¨ признание результатов испытаний и сертификатов на внутреннем и внешнем рынках;

¨ обеспечение конкурентоспособности и признание продукции на внешнем и внутреннем рынках.

    Однако, многие испытательные лаборатории и органы по сертификации не проводят у себя аккредитацию, не без основания считая, что доверия и признания компетенции можно достичь с меньшими затратами и что смысл в аккредитации может быть только тогда, когда у организации имеется слишком много свободных средств. В действительности международные акты, в том числе европейские стандарты, не требуют проведения аккредитации для выполнения работ с целью сертификации. Исключение составляют некоторые законодательные акты, принятые на уровне отдельных стран и ужесточающие процедуру проведения сертификации. В частности, в Германии регламентируется необходимость аккредитации всех организаций, проводящих сертификацию в области электромагнитной совместимости; в России должны быть аккредитованы все органы по сертификации и испытательные лаборатории, осуществляющие деятельность в целях сертификации.

     Еще одним способом подтверждения соответствия продукции является декларация о соответствии, в которой поставщик, согласно стандарту EN 45014, заявляет под свою исключительную ответственность о том, что конкретная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу, на который данная декларация ссылается. При этом поставщик должен обеспечить соблюдение требуемых параметров в допустимых пределах и контролировать все виды своей деятельности на всех этапах производства. Если поставщик действительно способен стабильно выполнять и контролировать выполнение требований стандарта или другого документа, на который он ссылается в декларации о соответствии, то возможно, данный способ установления соответствия будет для такого поставщика наиболее экономически целесообразным. Тем не менее, даже при выполнении всех условий стандарта EN 45014, поставщик может разделить риск ответственности за продукцию с органом по сертификации, запросив сертификацию данной продукции независимой третьей стороной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сертификация как фактор повышения  конкурентоспособности продукции, экономики и вступления России  в ВТО

 
    Одним из условий повышения конкурентоспособности продукции и реализации товаров на мировом рынке является их соответствие требованиям международных норм, правил и законов, действующих в той или иной стране. Следовательно, содержанием сертификации является система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, рекомендаций и других документов, действующих на мировом рынке или в стране – импортере данной продукции

Таким образом, одним из важнейших путей повышения качества продукции на предприятиях является стандартизация и сертификация. Сертификация, в свою очередь, относится к числу наиболее эффективных способов повышения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

Экономические преимущества сертифицированной продукции:

¨ если предприятие обладает сертификатом, свидетельствующим о безопасности своей продукции для окружающей среды, жизни и имущества, то это может рассматриваться потребителями как свидетельство высокого качества и конкурентоспособности данной продукции; в настоящее время наличие данного сертификата является нормативным условием обеспечения качества и конкурентоспособности продукции;

¨ если предприятие имеет сертификат на продукцию и (или) систему качества, то это во многих случаях может рассматриваться как необходимое условие заключение сделки и подписания контракта с иностранными партнерами, для которых наличие такого сертификата у партнера является нормой;

¨ если предприятие имеет сертификат качества на продукцию и (или) систему качества, это может положительно отражаться на контрактной цене продукции или услуг (способствует обоснованности завышения уровня цены);

¨ если предприятие имеет сертификат качества на продукцию и (или) систему качества предприятия, то это создает относительно более благоприятные условия для страхования, получения различных кредитов и способствует обеспечению определенных гарантий страховым компаниям и банкам.

 

 

   Применение предприятиями в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:

¨ обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;

¨ облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;

¨ обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;

¨ способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции;

¨ уменьшает импорт в страну аналогичной продукции;

¨ предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;

¨ стимулирует улучшение качества НТД путем установления в ней более прогрессивных требований;

¨ способствует повышению организационно-технического уровня производства;

¨ стимулирует ускорение НТП.

    Одной из наиболее обсуждаемых, а, следовательно, и актуальных тем на сегодняшний день является вхождение России во Всемирную торговую организацию. Очевидно, что этот шаг позволит нашей стране достигнуть определенных целей, послужит новым витком развития экономики, направленным на цивилизованные отношения на рынке. Одновременно с этим, от России потребуется проведение существенных преобразований в уже существующей сфере экономики, так как необходимо будет работать по единым правилам, действующим в ВТО, в числе которых сертификация производимой продукции. О практическом значении для национальной и мировой экономики эффективной системы государственных, международных стандартов, технических регламентов можно судить по уже существующему в этой области мировому опыту. Так, в Германии одна треть экономического роста в период с 1960 по 1990 гг. была обеспечена за счет применения эффективных стандартов. В рамках организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) эффективное использование технического нетарифного регулирования отношений между ее членами позволяет, по оценкам АТЭС, увеличивать долю прибыли в их ВВП в среднем на 0,26%.

Информация о работе Этапы проведения сертификации продукции и их содержание