Энергетический сектор России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:44, реферат

Краткое описание

Будущая способность России остаться мировым поставщиком энергии и укрепить свой энергетический сектор все чаще ставит перед Кремлем вопросы. После десятилетия надежного энергетического экспорта и полученных доходов Россия снижает цены на природный газ для Европы, в то время как прогнозы доходов для своего энергетического гиганта Газпрома снижаются начиная с этого года.

Содержание

Введение
Экспорт топливно-энергетических ресурсов
Цели и приоритеты Энергетической стратегии России
Основные тенденции и прогнозные параметры развития экономики России на перспективу

Вложенные файлы: 1 файл

Энергетический сектор России.docx

— 192.30 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Министерство образлвания  Республики Таджикистан

ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В г.ДУШАНБЕ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Международная  статистика

Тема: Энергетический сектор Российской Федерации

 

Выполнил:

Студент 2 курса

Группа: МО-2

Каримов Мансур

Научный руководитель:

Доцент кафедры экономического                  факультета

Мамий Ирина Петровна

 

 

Душанбе 2013г.

 

Содержание

Введение

Экспорт топливно-энергетических ресурсов

Цели и приоритеты Энергетической стратегии России

Основные тенденции и  прогнозные параметры развития экономики  России на перспективу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Будущая способность России остаться мировым поставщиком энергии  и укрепить свой энергетический сектор все чаще ставит перед Кремлем  вопросы. После десятилетия надежного  энергетического экспорта и полученных доходов Россия снижает цены на природный  газ для Европы, в то время как  прогнозы доходов для своего энергетического  гиганта Газпрома снижаются начиная  с этого года. 
 
Россия обладает крупнейшими подтвержденными в мире запасами природного газа и постоянно соревнуется с Саудовской Аравией в качестве крупнейшего производителя нефти. Страна поставляет треть европейских потребностей в нефти и природном газе и начинает экспортировать больше для голодных энергетических рынков Восточной Азии. Энергетический сектор является большим, чем коммерческие активы для Москвы, он был одним из столпов стабилизации в России и увеличением ее мощи более чем столетие. Кремль рассматривает энергетическую безопасность в качестве основного вопроса национальной безопасности России, особенно с учетом последних изменений в мировой и отечественной тенденции, ставящих под сомнение могущество энергетического сектора. 
 
На протяжении русской истории, энергетический сектор страны периодически укреплялся и ослаблялся. Управление этим циклом находилось в центре внутренней и внешней политики России с царских времен. Это историческое бремя лежит теперь на режиме Владимира Путина.

 

 

 

 

 

 

 

Экспорт топливно-энергетических ресурсов

 

 

 

 В рассматриваемой  перспективе Россия по-прежнему останется  крупнейшим поставщиком энергоресурсов на мировой рынок (рис.8).

     

Согласно оценкам, при стабилизации цен нефти в  диапазоне 18 - 20 долларов США за баррель  российский экспорт топлива и  электроэнергии увеличится (относительно уровня 2002 года) на 23 - 25 процентов к 2010 году и 25 - 30 процентов к 2020 году, а  при регулярном росте цен до 30 долларов США за баррель экономически эффективный рост экспорта всех видов  энергии из России будет соответственно 30 - 35 процентов и 45 - 50 процентов. Если же цены нефти в текущем десятилетии окажутся в диапазоне 13 - 15 долларов США за баррель, то экспорт энергоресурсов придется сократить на 10 - 15 процентов относительно достигнутого уровня. На масштабах вывоза углеводородного сырья будет также сказываться удельный вес его производства с привлечением зарубежного капитала и на условиях соглашений о разделе продукции. В то же время экспортная политика должна предусматривать возможные значительные колебания цен на нефть, а также возможное снижение цен на газ в связи с либерализацией газового рынка Европы.     

В целях поддержания  энергетической и экономической  безопасности необходимо стремиться диверсифицировать  направления экспорта энергоресурсов с развитием северного, восточного и южного направлений экспортных потоков российских энергоносителей  и последующим увеличением их доли в географической структуре  экспорта энергоресурсов. Получит развитие конструктивный диалог в области  энергетики со странами Европы, остающимися  на сегодняшний день основными потребителями  российских топливно-энергетических ресурсов. Формы сотрудничества с европейскими партнерами будут включать реализацию совместных инвестиционных проектов, в первую очередь энерготранспортных, широкое вовлечение европейских  инвесторов в проекты развития нефтегазодобычи  на территории России (в том числе  реализуемые на условиях соглашений о разделе продукции и концессий), взаимодействие в сфере энергосбережения.      

Во второй половине прогнозируемого периода возможен выход России на мировой рынок  сжиженного природного газа, а также  начало экспорта синтетического моторного  топлива.     

Россия заинтересована в долгосрочном и масштабном вовлечении в свой топливно-энергетический баланс углеводородных ресурсов (особенно природного газа) центральноазиатских стран  Содружества Независимых Государств. Это не только позволит экономить  ресурсы северных газовых месторождений  России для будущих поколений  и избежать необходимости форсированных  капиталовложений в их разработку, но и даст возможность уменьшить  давление на рынки, которые представляют стратегический интерес для самой  России.     

В интересах России участие национальных компаний в  проектах по расширению инфраструктуры транспорта энергоресурсов по территории стран Содружества Независимых  Государств. Основными направлениями  сотрудничества будут восстановление и дальнейшее развитие единой электроэнергетической  системы, укрепление минерально-сырьевой базы, участие в разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа и  строительстве электроэнергетических  объектов в странах Содружества  Независимых Государств. К числу  стратегических приоритетов относится  и решение комплекса проблем  на Каспии, включая подготовку конвенции  по правовому статусу Каспийского  моря.     

В качестве одного из ключевых участников мирового энергетического  рынка Россия должна активно влиять на установление обоснованных и прогнозируемых цен на энергоресурсы, справедливых и выгодных как для стран-производителей, так и для потребителей энергоресурсов. В то же время государственная  политика должна предусматривать возможные  значительные колебания цен на энергоресурсы  в связи с изменениями ситуации на мировом рынке.     

Государство поддержит  участие российских компаний в экономически эффективных зарубежных инвестиционных проектах. Принципиальным условием реализации государственной энергетической политики в этой сфере станет повышение эффективности и надежности энергообеспечения отечественных потребителей.

 

Цели и приоритеты Энергетической стратегии России

Россия располагает значительными  запасами энергетических ресурсов и  мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое  влияние. Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения. Начавшийся экономический рост формирует ожидания существенного увеличения спроса на энергетические ресурсы внутри страны, что требует решения унаследованных и накопившихся за годы реформ экономических проблем в условиях глобализации и ужесточения общемировой конкуренции, обострения борьбы за энергетические ресурсы, рынки и др. Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, но приемлемый для окружающей среды, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами. Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики страны и населения всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика. Целью энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.

Главной задачей  Энергетической стратегии России является:

определение путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности его  продукции и услуг на мировом  рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации.

Приоритетами  Энергетической стратегии являются:

полное и надежное обеспечение  населения и экономики страны энергоресурсами по доступным, и  вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение  развития кризисных ситуаций в энергообеспечении  страны; снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК; повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора для обеспечения социально-экономического развития страны; минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции. Главным средством решения поставленной задачи является формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливает свою роль в формировании рыночной инфраструктуры как регулятора рыночных взаимоотношений. Основные механизмы государственного регулирования предусматривают:

меры по созданию рациональной рыночной среды (включая взаимоувязанные  тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное  регулирование и институциональные  преобразования в ТЭК);

повышение эффективности  управления государственной собственностью;

введение системы перспективных  технических регламентов,

национальных стандартов и норм, повышающих управляемость  процесса

развития энергетики и  стимулирующих энергосбережение;

стимулирование и поддержку  стратегических инициатив в сфере 

инвестиционной, инновационной  и энергосберегающей активности хозяйствующих субъектов.

Проблемы и  основные факторы развития топливно-энергетического  комплекса

Основными факторами, сдерживающими развитие комплекса,

являются: высокая степень износа основных фондов (более 50%). Ввод в действие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК сократился за девяностые годы от 2-х до 6-ти раз. Наблюдается высокая аварийность оборудования, обусловленная низкой производственной дисциплиной персонала, недостатками управления, а также старением основных фондов. В связи с этим возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе; сохраняющийся в отраслях комплекса (кроме нефтяной) дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК, приток в них внешних инвестиций составляет менее 13% от общего объема финансирования капитальных вложений. При этом 95% указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль. В газовой промышленности и в электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста

Основными факторами, которые будут определять развитие ТЭК в первой четверти XXI века, являются: динамика спроса на топливно-энергетические ресурсы и углеводородное сырье внутри страны, обусловленная темпами роста национальной экономики и ее удельной энергоемкостью, а также ценами на энергоносители; масштабы реализации ресурсо- и энергосберегающих технологий, как в энергетическом секторе, так и в других секторах экономики; состояние мировой экономической и энергетической конъюнктуры, степень интеграции в международное энергетическое пространство; устойчивое развитие минерально-сырьевой базы; формирование благоприятного инвестиционного климата, с учетом совершенствования налогового, ценового и таможенного регулирования; создание экономических стимулов для гармонизации отношений энергетики и природы; масштабы использования научно-технических достижений в ТЭК и подготовка перехода к энергетике будущего. Поставленная задача достижения качественно нового состояния ТЭК диктует жесткие требования к нацеленности и точности осуществляемых мер государственного регулирования, взаимной ответственности всех участников процесса.

 

 

 

 

Основные тенденции  и прогнозные параметры развития экономики России на перспективу

Энергетическая стратегия  базируется на результатах оценки основных тенденций в экономике на среднесрочную  и долгосрочную перспективу, выполненной  на основе формирования возможных сценариев  развития, отвечающих гипотезам о  различных вариантах благоприятного и неблагоприятного сочетания внутренних и внешних факторов, различных  темпов проведения структурных реформ, прежде всего, в сфере естественных монополий, а также расчетов основных макроэкономических параметров по соответствующим сценариям. При разработке Энергетической стратегии были рассмотрены и оценены следующие факторы социально-экономического развития (Рис.1): внешние (темпы роста мировой экономики, динамика мировых цен на нефть, мировой спрос и объемы экспорта российских углеводородов, процессы интеграции и вступления России в ВТО, масштабы выплат по внешнему долгу); внутренние (интенсивность реформирования экономики, темпы либерализации и повышения цен естественных монополий, динамика инфляции, темпы реального укрепления рубля, динамика ВВП, масштабы вывоза капитала, государственные расходы).

Рис.1 Исходные условия (гипотезы) развития до 2020 г

Рис.1 Исходные условия (гипотезы) развития до 2020 г

Все сценарии развития предусматривают  выполнение следующих условий:

будет иметь место влияние  долговременных циклических закономерностей  развития мировой экономики и  мировых энергетических рынков; динамика выплат по внешнему долгу не предполагает его реструктуризации; будут продолжены экономические реформы с вариацией интенсивности их проведения; снижение инфляции будет иметь целевой характер, а меры по ее ограничению будут способствовать повышению уровня жизни населения; трансформация структуры ВВП будет осуществляться в направлении повышения доли услуг, а структуры промышленного производства – в 10 направлении опережающего роста обрабатывающих отраслей и неэнергоемких производств. Сценарные условия учитывают направления дальнейшего реформирования налоговой системы и бюджетного процесса. Основные направления налоговой реформы в среднесрочный период будут включать:

Информация о работе Энергетический сектор России