Экономико-статистическое изучение развития электронных платежных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы определяется необходимостью углубленного изучения платежной системы страны для дальнейшего ее совершенствования и прогнозирования ее развития.
Главной целью рассматриваемой темы является рассмотрение особенностей функционирования платежной системы на современном этапе.
Создание быстродействующей и безопасной платежной системы позволяет расширить возможности кредитных организаций по маневрированию денежными ресурсами и тем самым минимизировать риски, связанные с технологией проведения межбанковских расчетов.

Содержание

Введение
1. Теоретическое обоснование изучения развития платежных электронных систем
2. Организационно-экономическая характеристика платежных систем в России
3. Экономико-статистическое анализ рентабельности платежный электронных систем, приносимых ими дохода или расхода
3.1 Анализ доходов и расходов, приносимых платежными электронными системами
3.2 Оценка рентабельности для предприятия ввода платежных электронных систем
3.3 Анализ динамики рентабельности платежных электронных систем
4. Экономическое обоснование результатов анализа
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 77.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационно-экономическая характеристика платежных систем в России

Российский рынок электронных платежей быстро развивается. Позволительно более того утверждать, что он является одним из наиболее динамичных и привлекательных в России по темпам развития. Спрос на услуги электронных платежных систем растет быстрыми темпами. Динамике роста российского рынка электронных платежных систем можно только позавидовать. По оценкам CNews Analytics, оборот только 5 крупнейших его игроков, контролирующих около 85% объема рынка, увеличился за 2011 год на 100 -130% и составил более 20 млрд. долл. Напомним, что данный показатель в 2009 году соответствовал 16,3 млрд. долл. В настоящий момент наиболее ярко в России представлено пять платежных систем – "Киберплат", ОСМП, WebMoney, e-port, "Элекснет». Еще один важный качественный показатель – это количество точек приема платежей. По данным CNews Analytics, по трем крупнейшим электронным платежным системам России это значение превысило 450 тыс.: "Киберплат" – 170 тыс., ОСПМ – 170 тыс., e-port – 110 тыс. Аналитики подчеркнули, что данные довольно условны, поскольку бизнес-модели электронной платежной системы различны и их нельзя сравнивать напрямую. По мнению CNews Analytics, такую положительную динамику развития электронных платежных систем в России обеспечивают ряд факторов:

  • Во-первых, это рост доходов населения и увеличение числа пользователей сотовой связи. Действительно, оплата услуг мобильной связи по-прежнему является основной статьей доходов компаний на данном рынке;
  • Во-вторых, аналитики связывают перспективы дальнейшего роста с введением новых сервисов и увеличением спектра предоставляемых услуг - возможность оплаты фиксированной телефонии, а также услуг ЖКХ; рост числа интернет-платежей ( мобильный контент, подарки, книги и т.д.);
  • В-третьих, это удобство и скорость оплаты, а также возможность осуществления микроплатежей.

Однако, несмотря на значительный рост и предпосылки к дальнейшему  динамичному развитию, аналитики  отмечают ряд неоспоримых факторов, которые могут не только сдерживать рост отрасли, но также привести к  коллапсу. Они считают, что отсутствие четких правовых схем работы электронных платежных систем сдерживает дальнейший рост, а еще большее ужесточение законодательства может привести к коллапсу в этом сегменте. Если же говорить об электронных денежных переводах в интернет-пространстве, то здесь ситуация еще более неоднозначная. Не одна электронная платежная система не является кредитной организацией и не должна предоставлять отчетность в контролирующие органы. Все участники рынка делают упор на то, что их компании не являются кредитными. Участники предоставляют отчет только в случае официального запроса Центрального Банка России. Причем, не важно пришел ли этот запрос на их адрес, или к их дилеру. В любом случае, подготавливается отчет по тем или иным транзакциям системы в контролирующие органы. Без запроса участники не обязаны отчитываться, поскольку не являются кредитной организацией. Финансовые потоки и вовсе нельзя назвать денежными в их системе обращаются не деньги, а "электронная валюта". Но тут стоит отметить, что понятия "электронная валюта" в российском законодательстве не существует. По сути, если владельцев платежных терминалов хоть как-то стали контролировать государственные органы и их финансовые потоки стали более прозрачными для блюстителей закона, то электронная валюта в сети так и остается в тени. Развитие электронных платежных систем связано с рядом проблем, тормозящие их развитие. К примеру, первостепенное значение имеет вопрос законодательной легализации деятельности операторов, уже достаточно давно принимающих платежи от физических лиц за услуги связи. На текущий момент – это серьезный бизнес, существенно упрощающий жизнь абонентов. Основная сложность – фактически монопольное положение Сбербанка на рынке приема коммунальных платежей. Особенно в регионах люди вынуждены тратить большое количество времени, чтобы добраться до отделения банка, отстоять в очереди и заплатить за квартиру. Принятая поправка к закону «О банках и банковской деятельности» позволит привлекать к приему коммунальных платежей ритейловые сети. Это позволит в кратчайшие сроки значительно сократить, если не ликвидировать вовсе, очереди на оплату услуг ЖКХ и электроэнергии за счет увеличения пунктов приема платежей на десятки тысяч точек. Если 10 млн. плательщиков ежемесячно будут экономить 30 минут за счет удобной и быстрой оплаты коммунальных услуг наша страна получит 50 млн. дополнительных часов рабочего времени, что будет стимулировать увеличение ее ВВП. Сэкономленное время люди смогут потратить на отдых или производительный труд. А пунктами приема платежей смогут стать магазины, аптеки, салоны связи, платежные терминалы, автозаправки и любые другие часто посещаемые плательщиками места. Парадоксален еще и тот факт, что в подавляющем большинстве случаев банкам просто невыгоден прием платежей от физических лиц. Также, в России недостаточно торговых точек, принимающих к оплате банковские карты. Во всей стране насчитывается примерно 980 тыс. предприятий, в которых принимаются наличные деньги, и лишь 250 тыс. принимает банковские карты.

Немаловажным фактором, препятствующим развитию рынка электронных платежных  систем, является недоверие и непривычность  оплаты услуг фиксированной телефонии  и ЖКХ через электронные платежные  системы среди массового населения. Кроме того, пользователи по-прежнему не достаточно уверены в защите их персональных данных при оплате товаров  и услуг в интернете – информационная безопасность и уровень мошенничества  с электронными платежными системами  до сих пор вызывают у них опасения. Как отмечают эксперты, для того чтобы привлекать клиентов, необходимо развивать платежный бизнес.

Поэтому, несмотря на все законодательные сложности, неясности и специфику бизнеса, за рынком электронной наличности и платежных терминалов большое будущее. Как говорят, платежные терминалы - это не простой бизнес, а социально значимый. Платежные системы обслуживают массовые потребности всего населения – десятков миллионов граждан РФ. Кроме того, во многих случаях это единственный способ оплаты услуг. И если сейчас свернуть половину платежных терминалов, многие граждане России, особенно в глубинке, могут оказаться отрезанными от связи. Без платежных систем большей части населения России станут труднодоступны услуги мобильной связи и некоторые другие. Действительно, контроль миллиардных финансовых потоков необходим, однако нужно грамотно выстроить работу, дабы избежать коллапса глобального масштаба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Анализ доходов и расходов, приносимых платежными электронными системами

Основными представителями  платежных систем, как упоминалось  раннее, являются «Киберплат», ОСМП, WebMoney, e-port, "Элекснет».

Рассмотрим данный анализ на двух фирмах: «Киберплат» и ОСМП, которые занимаю около 67% рынка России.

КиберПлат» — российская интегрированная универсальная мультибанковская электронная платёжная система, оперирующая также на рынках стран СНГ, Европы, Азии и Северной Америки. В России она действует с 1997.

Таблица 3.1.1

Статистические  данные доходов и расходов фирмы  «Киберплат»

«Киберплат»

2009

2010

2011

Общий оборот, млрд долларов

3,3

5,5

6,5

Прирост по сравнению с  предыдущим годом, %

18

25

20

Количество точек платежей

420000

480000

640000

Количество сотрудничающих учреждений

170

230

250

Текущие расходы, млрд

2,8

3,9

5,3


 

По данной таблице можно  сделать следующие вывод, что  фирма «Киберплат» активно развивается на российском рынке, все больше учреждений готовы пользоваться услугами. Если оценить фирмы, то в среднем в 1,1 - 1,5 раза превышают расходы фирмы.

Рассмотрим анализ доходов  и расходов конкурирующей фирмы  ОСМП.

«Объединённая система моментальных платежей» — российская компания, владеющая крупной сетью электронных платёжных терминалов, принимающих наличные деньги и позволяющие оплачивать услуги операторов мобильной связи, доступа в Интернет, спутникового телевидения и пр.

Таблица 3.1.2

Статистические  данные доходов и расходов фирмы  ОСМП

ОСМП

2009

2010

2011

Общий оборот, млрд долларов

1,1

2,1

3,4

Прирост по сравнению с  предыдущим годом, %

12

19

19

Количество точек платежей

150000

230000

410000

Количество сотрудничающих учреждений

170

230

250

Текущие расходы, млрд

0,8

1,4

2,0


 

Данная фирма является хорошем конкурентом на данном рынке, ее доходы превышают расходы в 1,1 – 1,3 раза.  Предприятия, сотрудничающие с данной фирмой обеспечивают ОСМП активное развитие и расширение сфер влияние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Оценка рентабельности для предприятия ввода платежных электронных систем

Любая фирма, которая хочет  установить электронную платежную  систему, в первую очередь рассчитывает за какое время окупятся затраты  на данное оборудование и как быстро такая система начнет приносить  доход, то есть ее рентабельность. Из-за большого числа факторов, влияющих на показатели терминала, рассчитать сроки окупаемости можно только примерно. В каждом конкретном случае показатели будут отличаться от усредненных и расчетные сроки будут иными. Поэтому приведенная ниже схема расчета представляет собой лишь шаблон с условными величинами, которые могут быть заменены реальными для расчета действительных сроков окупаемости.

Единовременные расходы:

  1. Стоимость терминала с учетом ПО и подключения к платежной системе - от $2400 до $9000

Ежемесячные расходы:

  1. плату за аренду места (0.5 - 1 м.кв.) - 4000-8000 руб./мес. (зависит от посещаемости места),
  2. плату за связь (трафик GPRS) - 600-900 руб./мес. при максимальной загрузке,
  3. отчисления платежной системе за проведение платежей (верно не для всех платежных систем),
  4. отчисления банку за пересчет и зачисление на счет - 0,1-0,15 % от суммы,
  5. расходы на техническое обслуживание терминала,
  6. расходы на инкассацию,
  7. налог на прибыль - 6% при УСНО.

Доходы от платежного терминала  складываются из:

  1. вознаграждения, выплачиваемого поставщиком услуг ежемесячно и составляющего 1-3 %,
  2. платы за пользование терминалом, которую владелец взимает с клиентов ( обычно 3-5% или фиксированная сумма, например, 7-10 рублей).

Предположим, что за день терминал принимает в среднем 150 платежей, средняя сумма платежа  равна 150 рублям. Учитывая стоимость  терминала, арендную плату за место, издержки на обслуживание и прочие расходы, можно посчитать примерный  срок окупаемости терминала.

Затраты на ежемесячное обслуживание терминала:

  1. инкассация - 2000 руб. в месяц, 
  2. аренда места - 5400 руб. в месяц, 
  3. тех. обслуживание (замена бумаги - 1000 руб. в месяц, ремонт киоска - 2000 руб. в месяц, плата за связь- 900 руб. в месяц) – 3900 руб. в месяц, 
  4. отчисления банку за пересчет и зачисление на счет (при оборте 675 000 руб. в месяц) - 675 руб. в месяц.

То есть ежемесячные расходы  составляют - 11 975 рублей.

Доходы:

При средней сумме платежа - 150 руб,  
среднем количестве платежей в день - 150,  
средних комиссионных поставщика услуг - 2 %,  
средней плате за пользование терминалом - 3%,  
терминал приносит 33 750 руб. в месяц.

С этой суммы владелец терминала  платит налог на прибыль в размере 6% - 2 025 руб. в месяц.

То есть ежемесячный доход  терминала составляет 31 725 рублей.

Вычтем расходы на обслуживание из суммы ежемесячного дохода и получим  чистую прибыль от терминала - 19 750 рублей в месяц. При стоимости терминала $3600 (около 100 000 руб.) и средних показателях  терминал окупится за 5 месяцев. При  размещении терминалов в местах с  высокой посещаемостью, сроки окупаемости  могут снизиться.

То есть, смело можно  сказать что электронная платежная система обладает высокой рентабельностью. Рассмотрим такой вид рентабельности, как рентабельность продукции. Рентабельность продукции (ROM) – это отношение прибыли к полной себестоимости. Возьмем предыдущие расчеты:

 

ROM = 19,75%

Предприятию данный коэффициент  показывает результативность работы платежного терминала за месяц.

На основании данного  анализа можно сделать вывод, что платежная электронная система  в среднем за месяц может окупить  себестоимость примерно на 20%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Анализ динамики рентабельности платежных электронных систем

Данный анализ я буду проводить  на примере двух конкурирующий фирм, которые рассматривались раннее, «Киберплат» и ОСМП. Для того чтобы начать данный анализ, необходимо рассчитать рентабельность фирм на протяжении трех лет. Для этого берутся данные из таблицы 3.1.1 и 3.1.2.

Таблица 3.3.1

Данные по фирмам «Киберплат»

«Киберплат»

Доходы, млрд дол

Расходы, млрд дол

Чистые доходы, млрд дол

Рентабельность, %

2009

3,3

2,8

0,5

17,9

2010

5,5

3,9

1,6

41,0

2011

6,5

5,3

1,2

22,6


 

Для того, чтобы рассчитать рентабельность использовалась формула рентабельности продукции:

ROM =                                                         (1)

В данной формуле вместо полной себестоимость продукции  будут использоваться расходы фирмы.

 Проведем анализ динамики для фирмы «Киберплат», для начала необходимо рассчитать такой статистический показатель, как абсолютный пророст. Данный показатель рассчитывается по формуле:

Информация о работе Экономико-статистическое изучение развития электронных платежных систем