Шпаргалки по "Таможенной статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

Билет 1.Вопрос 1 . нац счетоводство
Объектом национального счетоводства является экономика страны. Предметом национального счетоводства является статистическое описание состояния и развития экономики страны с помощью системы макроэкономических показателей и формируемых из них национальных счетов, таблиц межотраслевого баланса и других таблиц.Слово «счетоводство» в данном контексте отражает связь системы макроэкономических показателей с бухгалтерским учетом

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика экзамен.doc

— 689.50 Кб (Скачать файл)

Билет 1.Вопрос 1 . нац счетоводство  

Объектом национального  счетоводства является экономика страны. Предметом национального счетоводства является статистическое описание состояния и развития экономики страны с помощью системы макроэкономических показателей и формируемых из них национальных счетов, таблиц межотраслевого баланса и других таблиц.Слово «счетоводство» в данном контексте отражает связь системы макроэкономических показателей с бухгалтерским учетом. Этим объясняется использование в национальном счетоводстве основных принципов бухгалтерского учета: стоимостное выражение всех показателей, метод баланса, метод двойной записи, предположение о неограниченности сроков функционирования экономики.Национальное счетоводство ориентируется на рыночную экономику, ее механизмы и институты. Теоретической основой национального счетоводства является признание равноправия всех форм собственности, рыночного характера формирования цен на основе конкуренции, естественности стремления всех людей к прибыли. Национальное счетоводство опирается на рыночную экономику, активно регулируемую государством. Государство в системе национальных счетов представлено самостоятельным сектором, который оказывает нерыночные (бесплатные) услуги населению и распределяет и перераспределяет доходы по принципам как экономической, так и социальной справедливости.Система национальных счетов (СНС), ориентируясь на социальное государство, делает социальную политику государства «открытой», показывая денежные потоки перераспределения доходов, т. е. национальное счетоводство ориентируется на открытую экономику, включенную в широкие международные экономические связи. Для такой экономики характерна свобода движения через границы страны не только товаров и услуг, но и факторов производства: труда, капитала, предпринимательства, инвестиций, новых технологий и т. д.Национальное счетоводство – практически работающая система, создаваемая на основе и в соответствии с международным стандартом СНС, приспособленная к национальным условиям перехода к рыночной экономике.

Система национальный счетов (СНС) – это соответствующий национальной рыночной экономике учет, который на макроуровне представлен системой взаимоувязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, которые характеризуют результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи ее звеньев.В системе национального счетоводства используются два типа классификационных единиц: вид деятельности и институциональная единица, которые группируются по отраслям и институциональным секторам. Основные институциональные секторы:

• домашние хозяйства, источниками финансирования затрат которых являются оплата наемного труда, доходы от собственности, доходы от производственной деятельности, трансферты от государства и т. д.;

• некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. К ним относятся профсоюзы, религиозные организации, партии и общественно-политические движения, общественные организации, финансируемые за счет членских взносов и добровольных пожертвований. Они производят услуги, удовлетворяющие особенные потребности домашних хозяйств;

• государственные учреждения, включающие органы государственной власти и местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды. Предприятия финансируются из бюджета, производимую продукцию или услуги

передают потребителям бесплатно или по экономически незначимым ценам;

• финансовые учреждения включают Центральный банк, коммерческие банки, негосударственные страховые фонды, инвестиционные компании и т. д. Производят финансовые услуги, в основном финансового посредничества, источником финансирования которых является выручка за оказанные услуги, продаваемые на рынке в конкурентной борьбе;

• нефинансовые предприятия – институциональные единицы, которые производят продукцию и нефинансовые услуги, реализуемые на рынке по экономически значимым ценам и покрывают свои затраты за счет полученной прибыли.

Для описания международных  связей применяют термин «остальной мир». Виды экономической деятельности определяются классификатором ОКВЭД посредством внесения предприятия, учреждения в ЕГРПО.

Национальное  счетоводство изучает экономику  как систему активов и пассивов. Экономический актив характеризуется  следующими признаками:

• субъект экономики имеет право собственности на актив;

• реализация этого права собственности позволяет субъекту экономики получать или надеяться на получение дохода или иной экономической выгоды;

• актив имеет стоимостную оценку, т. е. денежное измерение.

Активы делятся  на финансовые и нефинансовые. Финансовые активы не имеют материального субстрата, определяющего его стоимость. Финансовому активу одного субъекта противостоит финансовое обязательство другого субъекта. К финансовым активам относятся наличные деньги и депозиты, ссуды, ценные бумаги (вексель, облигация), акции, страховые полисы.

Нефинансовые  активы1 делятся на две группы: материальные и нематериальные; произведенные и непроизве-денные.Все вышеперечисленные понятия национального счетоводства описываются показателями и образованными ими национальными счетами. Показатели и национальные счета образуют систему, где они взаимосвязаны и дополняют друг друга, и в целом точно и всесторонне описывают экономику страны.


Вопрос 2. система классификаций  применяемых в статистике

Организуя статистическое изучение массовых социально-экономических явлений, статистика формирует исходные статистические понятия и категории, различные системы обозначений. К ним относятся системы показателей, системы единиц измерения, системы группировок и классификаций, системы национальных счетов, системы унифицированной документации и т. д. Статистическая методология представляет собой совокупность общих принципов и методов статистического исследования, в основе возможности проведения которого лежит применение единых систем обозначений.

Под системой показателей  в статистике понимают связанный  смысловым единством и подчиненный  определенной логике построения перечень показателей, разносторонне характеризующих  социально-экономические явления  и категории в их взаимосвязи. Статистические показатели имеют качественную и количественную оценку. Непременным условием аналитичности количественного показателя является его соответствие единой системе единиц измерений ОКЕИ, которая включает в себя перечень принятых в нашей стране стандартов измерения мер, весов, длины, объемов и других характеристик, присущих объектам исследования.

Всесторонне статистическое изучение социально-экономических  процессов и явлений, наиболее плодотворно  в том случае, если в основе его  лежит система группировок. Система группировок представляет собой ряд взаимосвязанных статистических группировок по наиболее существенным признакам, всесторонне отражающим важнейшие стороны изучаемых явлений. Если в основу группировки положено несколько признаков, такую группировку называют сложной. В зависимости от вида группировочных признаков различают группировки по количественным и качественным признакам. В статистической практике исследователь часто сталкивается с тем, что качественный признак имеет большое число разновидностей, и перечислить их все не представляется целесообразным, например виды основных фондов, номенклатура товаров и продукции, профессии рабочих и служащих и т. п. В этих случаях разрабатывают классификацию разновидностей, т. е. осуществляют систематизированное распределение наблюдаемых статистикой объектов на классы (группы).

Под классификацией обычно понимается устойчивое разграничение  единиц наблюдения, которое используется в течение длительного времени. Классификации могут подвергаться более или менее существенным изменениям, когда возникает необходимость отразить произошедшие изменения в объекте наблюдения. Классификации утверждают, как правило, в качестве национального или международного стандарта. Таким образом, создаются классификаторы – кодированные перечни множества качественных признаков, описывающих изучаемое явление. Перечислим важнейшие из них.

ОКАТО – общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления – предназначен для обеспечения  достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в сфере статистики. Объектами классификации в ОКАТО являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, округа, районы, города и т. п.

ОКВЭД – общероссийский классификатор видов экономической деятельности – предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них. ОКВЭД используется при осуществлении государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов, при подготовке статистической информации для сопоставлений на международном уровне.

ОКОГУ – общероссийский классификатор органов государственной  власти и управления – предназначен для упорядочения и систематизации информации об органах государственной власти и управления, для проведения статистического учета и обеспечения государственных статистических наблюдений.

ОКФС – общероссийский классификатор форм собственности  – предназначен для формирования информационных ресурсов, регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о субъектах гражданского права, решения аналитических задач в области статистики. Объектами классификации ОКФС являются формы собственности.

ОКОПФ – общероссийский классификатор организационно-правовых форм – также предназначен для решения аналитических задач в сфере статистики. Объектами классификации ОКОПФ являются организационно-правовые формы.

ОКСМ – общероссийский классификатор стран мира – предназначен для идентификации стран. Объектами  классификации ОКСМ являются суверенные государства или любые другие территории, имеющие политические, экономические, географические или исторические особенности.

Все вышеперечисленные  классификаторы входят в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК) и разрабатываются в соответствии с нормативно-правовой базой, действующей в Российской Федерации, и гармонизируются со Статистической классификацией, принятой в Европейском экономическом сообществе. При разработке этих классификаторов используют иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

В связи с  переходом на принятую в международной  практике систему учета и статистики в России создан и функционирует Единыш государственные реестр (регистр) предприятий, организаций, учреждений и объединений – ЕГРПО. Целью его создания является обеспечение единого государственного учета предприятий и организаций, формирование информационного фонда. Важнейший раздел информационного фонда – классификационный – содержит классификацию субъектов в соответствии с вышеуказанными общероссийскими классификаторами.

Информационный  фонд ЕГРПО состоит из трех разделов: идентификационного, справочного и  экономического. Идентификационный  раздел представляет собой регистрационный код объекта, уникальный для всего информационного пространства России; справочный содержит информацию о фамилии руководителя, адресе объекта, номерах телефонов и т. д. экономический содержит показатели, характеризующие субъект.

Таким образом, системы обозначений, принятые в государственной статистике, являются официальными стандартами Российской Федерации и используются для решения аналитических задач, на них основана методология сбора и обработки статистической информации как для внутренних нужд, так и для сопоставления на международном уровне.


 

 Билет 2. Вопрос 1. Демографи́ческая стати́стика:

  • составная часть cистемы демографических наук, осуществляющих сбор, обработку, анализ и изложение данных, характеризующих численность, состав, размещение и движение населения стран, территорий или отдельных групп населения с применением статистических методов.
  • совокупность числовых данных о численности, структуре, размещении, естественном и механическом движении населения,
  • область практической деятельности по сбору и обработке данных демографической статистики.

.1.1           Задачи демографии

1.Для выявления подлинных  тенденций демографических процессов надо оценить достоверность статистической информации и   выбрать подходящие для каждого случая показатели. Различные показатели, в зависимости от и индивидуальных свойств, могут совершенно по-разному характеризовать направление и интенсивность одного и того же процесса. Не меньшее значение имеет изучение факторов демографических процессов. Фактор есть статистически наблюдаемое отражение причины.

2.На основе изучения  тенденций демографических процессов  и причинно-следственных связей демографических процессов с другими общественными процессами демографы разрабатывают прогнозы будущих изменений численности и структуры населения. На демографические прогнозы опирается планирование народного хозяйства: производства товаров и услуг, жилищного   и коммунального  строительства, трудовых ресурсов, подготовки кадров специалистов, школ и детских дошкольных учреждений, дорог и средств транспорта,  военно-призывного контингента и прочее.

3.На  основе познания реальных тенденций демографических процессов, на основе становления и причинно-следственных связей с другими общественными процессами, на основе демографических  прогнозов и планов определяются цели и меры демографической и социальной политики.

1.2.1       Сбор информации о населении

Основные источники информации в демографии:

1 Переписи населения,  проводимые регулярно,  обычно раз в 10 лет;

2        Текущий статистический учет демографических событий (рождений, смертей, браков, разводов), осуществляемый непрерывно;

3        Текущие регистры (списки, картотеки) населения, также функционирующие непрерывно;

4        Выборочные и специальные обследования. Например, микропереписи, проводимые на середине межпереписного периода. Первая такая   работа была осуществлена в 1985 г., вторая - в феврале 1994г.[23]

Вопрос 2. сущность системы  национальных счетов

Для правильного понимания  показателей и особенностей отражения  их взаимосвязей, остановимся на следующих  структурных характеристиках СHС:границы  производства, разграничение между  «внутренней» и «национальной» экономикой; группировка хозяйствующих объектов и экономических операций.

Итак, производственная деятельность включает:а) рыночную деятельность;б) нерыночную деятельность (производство продуктов в хозяйствах населения  для собственного потребления, бесплатные услуги госучреждений).

В этом понятии не охватывается:а) теневая экономика;б) бесплатные услуги в домашних хозяйствах.Теневая экономика, в принципе, должна учитываться в  СHС, так как этой сфере производятся продукты, услуги и доходы, участвующие в экономическом обороте. Большинство стран делает поправки к данным, собранным с помощью налоговых деклараций, с учетом сокрытия части доходов. Hо, в любом случае уголовно наказуемые деяния не рассматриваются как производственная деятельность (типа наркобизнеса).Во многих странах производят оценки стоимости домашних услуг, и показывают их отдельно от основных счетов. Они составляют от 25 до 51% ВВП, причем эта величина в значительной мере зависит от используемого метода оценки: метода выпуска (по рыночной цене на аналогичные услуги) или метода затрат (исходя из оценки затрат времени).Для разграничения категорий «внутренняя» и «национальная» экономика вводятся понятия «экономическая территория», «резидент» и «центр экономического интереса».

Понятие «экономической территории» отнюдь не совпадает с административно-территориальным делением страны. Это не только территория, административно управляемая правительством, но это также и воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т. д. К экономической территории также относятся и территориальные анклавы за рубежом, т. е. зоны в других странах, используемые правительством (на основе аренды или частной собственности) для дипломатических, военных, научных или других целей.Соответственно территориальные анклавы зарубежных государств в данной стране не включаются в общую экономическую территорию. Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. Под это понятие не попадают лица, приезжающие в страну на короткий срок (меньше года) - туристы, артисты, сезонные рабочие и пр. Также исключаются работники дипломатических представительств и военнослужащие других стран. Резиденты - предприятия данной страны - это экономические единицы, занятые хозяйственной деятельностью на экономической территории данной страны, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы зарубежных фирм и др. Строительные бригады данной страны, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, где расположены строительные предприятия, с которых они были откомандированы.

Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения. Понятие «внутренняя экономика» учитывает деятельность на территории (административное понятие) как резидентов, так и нерезидентов.Группировки хозяйствующих субъектов и экономических операций долгое время ограничивались делением хозяйства на отрасли. Сейчас же нужно брать на вооружение и принцип группировки единиц по секторам. Это совсем не значит, что нам стоит вовсе отказаться от отраслевого деления, но крен должен быть в сторону его альтернативы.Группировка экономики по секторам - центральная в статистической модели рыночной экономики. Она осуществляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институционной единице. Последняя представляет собой такую хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом.

Если хозяйственная единица  не обладает обеими характеристиками институционной единицы, то для идентификации  применяют дополнительные критерии:а) домашние хозяйства не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами, поэтому они считаются институционными единицами;б) единицы, кроме домашних хозяйств, не ведущие полного набора счетов (не имеющие самостоятельного баланса), относятся к тем институционным единицам, куда их счета входят составной частью;в) единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институционным единицам, которые их контролируют.

В соответствии с типами экономического поведения институционные единицы объединяются в более укрупненные структуры - секторы:а) нефинансовые предприятия или предприятия по производству товаров;б) финансовые учреждения;в) общегосударственное управление;г) негосударственные некоммерческие организации (общественные организации), обслуживающие домашние хозяйства;д) домашние хозяйства;е) «остальной мир» (этот сектор охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны).

В отличие от группировки хозяйствующих  субъектов группировка экономических  операций производится на основе единого  критерия, т. е. они группируются одинаково  и по отраслям и по секторам. Экономические  операции агрегируются на три основные группы:а) операции с продуктами и услугами;б) распределительные операции;в) финансовые операции.Таким образом, в заключение можно сказать, что составление СНС для экономики в целом и по различным ее секторам призвано обеспечить эффективность государственного регулирования экономических процессов, действенный анализ и контроль за распределением и перераспределением богатства в стране.СНС формируется как адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимосвязанных статистических показателей и построенный в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих предмет этого учета -- результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве.

Информация о работе Шпаргалки по "Таможенной статистике"