Характеристика рынка труда. Содержание и задачи статистики рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:09, реферат

Краткое описание

Роль статистики при переходе к рыночным отношениям, как известно, возрастает. Статистика выступает не только как действенный инструмент анализа рыночной экономики, но и как своеобразный арбитр по оценке условий и результатов ее развития, одновременно являясь мощным орудием преобразования рыночных социально – экономических отношений, важным дополнительным фактором оперативного, предприимчивого и эффективного их совершенствования.

Содержание

Введение 3
1 Характеристика рынка труда. Содержание и задачи статистики рынка труда 4
2 Понятие трудовых ресурсов, занятости и безработицы 7
3 Классификация населения по статусу в занятости 12
4 Учет рабочей силы и рабочего времени на предприятиях 14
5 Показатели движения рабочей силы 16
6 Статистика трудовых конфликтов 19
Заключение 24
Библиография 25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по статистике.docx

— 65.76 Кб (Скачать файл)

4. Неоплачиваемые работники  семейных предприятий, т. е.  лица, работающие без оплаты на  частном семейном предприятии,  которым владеет родственник.

5. Члены коллективных предприятий  — лица, работающие на коллективном предприятии и являющиеся членами коллектива собственников этого предприятия. В эту группу не включаются наемные работники, работающие на коллективном предприятии.

6. Лица, не поддающиеся  классификации по статусу в  занятости, поскольку информация  о них недостаточна для того, чтобы отнести их к одной  из перечисленных категорий.

Статус безработных лиц, которые раньше имели работу, определяется по их предыдущей деятельности.

Классификация населения  по статусу занятости осуществляется в ходе переписей населения, обследования населения по проблемам занятости, социально-демографических обследований населения. Данные о структуре населения  по статусу занятости являются важным элементом анализа социальной структуры  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Учет рабочей силы и рабочего времени на предприятиях

На уровне предприятий  и организаций в настоящее  время выделяются следующие категории персонала: руководители, специалисты, служащие, рабочие, которые делятся на основных и вспомогательных. В зависимости от квалификации рабочим присваиваются тарифные разряды.

Показателем размера трудовых ресурсов предприятия, организации  является численность его работников.

Списочная численность на предприятиях определяется ежедневно, а также за определенный промежуток времени, т. е. определяется средняя списочная численность (средняя месячная, средняя квартальная, с начала года, средняя годовая).

Численность работников в  выходные и праздничные дни приравниваются к списочной численности накануне этих дней.

Списочная численность работников - это сумма работников, явившихся и не явившихся по различным причинам. Явившиеся работники подразделяются на фактически работавших, т. е. приступивших к работе независимо от продолжительности рабочего дня, и не приступивших к работе независимо от причин, т.е. имевших целодневные простои. Не явившиеся (временно отсутствующие) работники подразделяются на основании причины неявок.

Среднесписочная численность  работников за период определяется отношением:

где   - сумма списочных чисел за период/число календарных дней в периоде  .

Если предприятие работало неполный рабочий период, то среднесписочная  численность рассчитывается суммированием  списочных чисел за все дни  функционирования предприятия, включая  праздничные и выходные дни, и делением полученной суммы на полное число календарных дней в месяце.

Средняя списочная численность  работников за год находится по средней из средних списочных чисел за все месяцы. При этом, если предприятие работало неполный год, то сумма средних списочных численностей все равно делится на 12 месяцев.

Наряду со средней списочной  численностью определяются среднеявочная численность работников и среднее число фактически работавших.  
Явочная численность определяется на каждую дату (ее следует отличать от числа фактически работающих). В явочное число включаются все работники, пришедшие на работу, независимо от того работали они полный или неполный день.

Среднеявочная численность работников равна:

 
где   – число рабочих дней в периоде.

 
Среднефактическая численность работающих равна:

где ЧД – отработанные человеко-дни  в периоде.

5 Показатели движения рабочей силы

Движением или оборотом рабочей  силы предприятия фирмы называется процесс изменения численности персонала, связанный с приемом или увольнением работников.

Движение рабочей силы на предприятии характеризуется  с помощью абсолютных и относительных  показателей.

К абсолютным показателям  движения рабочей силы относятся:

1) оборот по приему – численность лиц, зачисленных в рассматриваемом периоде соответствующим приказом по организации на работу;

2) оборот по увольнению – численность работников, оставивших работу в данной организации, уход или перевод которых оформлен приказом, а также выбывших в связи со смертью;

3) общий оборот рабочей силы – сумма оборотов по приему и выбытию.

При определении оборота  по приему выделяется несколько групп  работников по источникам их поступления:

  • по направлению служб занятости и трудоустройства;
  • по инициативе самого предприятия;
  • в порядке перевода с других предприятий и организаций;
  • после окончания высших и средних специальных учебных заведений.

К причинам увольнения работников относятся:

  • призыв в армию;
  • поступление в учебное заведение с отрывом от производства;
  • перевод на другие предприятия;
  • окончание сроков договора найма;
  • выход на пенсию (по достижении пенсионного возраста, инвалидности);
  • смерть работника;
  • сокращение штата;
  • по собственному желанию;
  • прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.

В балансах ресурсов рабочей  силы отражаются абсолютные показатели движения рабочей силы предприятий. В балансах показывается:

1) наличие работников на начало периода;

2) численность принятых на работу всего и в том числе по источникам:

а) по направлению службы занятости;

б) в порядке перевода из других предприятий;

в) другие источники;

3) численность уволенных с работы всего и в том числе по причинам выбытия:

а) в порядке перевода в другую организацию;

б) в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника (т. е. по собственному желанию);

в) в связи с расторжением трудового договора по инициативе администрации;

г) призыв или поступление на военную службу;

другие причины;

4) численность работников на конец периода.

С целью охарактеризовать интенсивность движения рабочей  силы используются относительные показатели, которые рассчитываются в процентах  к средней списочной численности  работников за изучаемый период:

  • коэффициент оборота по приему:

  • коэффициент оборота по выбытию:

  • коэффициент замещения рабочей силы:

Для характеристики текучести  и постоянства рабочей силы на предприятии следующие относительные показатели:

  • коэффициент текучести:

  • коэффициент постоянства кадров:

 

 

6 Статистика трудовых конфликтов

Статистика трудовых конфликтов как составная часть статистики труда является сравнительно новым  разделом отечественной статистики, так как до недавнего времени  существовавшие юридические нормы не позволяли организациям предпринимателей и трудящихся разрешать противоречия, возникающие по вопросам трудовых отношений, путем забастовок либо локаутов.

Статистика трудовых конфликтов, которая в настоящее время  существует в России, базируется на международных статистических нормах, последняя пересмотренная редакция которых была принята 15-й Международной  конференцией статистиков труда  в 1993 г.

В статистике трудовой конфликт — это ситуация, когда между  трудящимися и работодателями возникает  несогласие по определенным вопросам или группе вопросов, по поводу которых  трудящиеся или работодатели выразили недовольство либо по поводу которых  трудящиеся или предприниматели поддерживают требования или недовольство других трудящихся или работодателей.

Различают следующие виды трудовых конфликтов:

1) трудовые конфликты без  остановки работы. В этом случае  конфликтующие стороны выдвигают  свои требования, которые разрешаются  путем переговорного процесса, либо  организуют действия, которые проводятся  во внерабочее время и способствуют  разрешению конфликта. Такими  действиями являются митинги,  демонстрации, голодовки, создание  забастовочных комитетов, объявление  предзабастовочной готовности и  другие действия, которые побуждают  конфликтующие стороны разрешить  трудовые конфликты за столом  переговоров;

2) трудовые конфликты с  остановкой работы. Различают два  вида таких конфликтов: забастовки  и локауты.

Забастовка — это временное  прекращение работы одной или  несколькими группами трудящихся с  целью навязать свои требования или  противостоять им, либо выразить недовольство, либо поддержать требование или недовольство других трудящихся.

Локаут — это полное или частичное закрытие одного или  нескольких мест работы, либо попытка  воспрепятствовать нормальной трудовой деятельности работников одним или  несколькими работодателями с целью  навязать требования или противодействовать им, либо поддержать требования или  недовольство других работодателей.

Трудовые конфликты классифицируются по причинам, вызывающим трудовые конфликты. Выделяют две группы конфликтов.

Во-первых, конфликты, возникающие  в результате коллективных переговоров  между представителями предпринимателей и организациями трудящихся, которые  зашли в тупик по вопросам:

а) заработной платы, премий и другим вопросам оплаты труда;

б) условий труда (продолжительность  рабочего времени, организация труда, техника безопасности и др.);

в) занятости (кадровая политика, передвижение персонала, закрытие предприятий, классификация персонала);

г) профсоюзной деятельности.

Во-вторых, конфликты, которые  возникли не в результате разработки коллективных трудовых договоров, а  по следующим причинам:

а) оплата труда (несвоевременность  выплаты зарплаты, индексация зарплаты, связанная с инфляционными процессами, и др.);

б) условия труда (изменение  продолжительности рабочего времени, техника безопасности);

в) занятость (массовые увольнения, закрытие предприятий, отправление  в административные отпуска без компенсации);

г) поддержка других групп  трудящихся без выдвижения требований к Своим работодателям;

д) протест (против экономической или социальной политики правительства) или выдвижение политических требований;

е) другие причины.

Данные о трудовых конфликтах собираются ежемесячно. При этом учитываются:

число забастовок и локаутов;

количество предприятий  и организаций, вовлеченных в  трудовой конфликт;

число трудящихся, вовлеченных  в трудовой конфликт.

Лица, которые отсутствовали  на своем рабочем месте во время  проведения забастовки в связи с  болезнью, отпуском и по другим причинам с разрешения администрации или  без него, должны исключаться из числа вовлеченных в трудовой конфликт на весь период их отсутствия.

Определяются продолжительность  трудового конфликта в днях и  потери рабочего времени в человеко-днях и человеко-часах, а также число  косвенно вовлеченных в конфликт работников (в результате нарушения  работы транспорта, отсутствия сырья, топлива и энергии и др.) и убытки, которые несут предприятия в результате трудовых конфликтов (объем невыпущенной продукции).

При определении количества трудовых конфликтов руководствуются  следующим критерием — одной  забастовкой считается:

а) временное прекращение  работы группой работников, связанное  с одним трудовым конфликтом одного предприятия или организации  в одно и то же время;

б) временное прекращение  работы, связанное с одним трудовым конфликтом (например, задержка выплаты  зарплаты), которое осуществляют группы работников, занятых на разных предприятиях в одно и то же время;

в) временное прекращение  работы, связанное с одним трудовым конфликтом, в которое вовлечены  работники одного предприятия либо работники, занятые на разных предприятиях, при этом остановки работы происходили  в разное время, но период между остановками  работы не превышает двух месяцев.

Для аналитических целей  данные о трудовых конфликтах разрабатываются  по следующим направлениям.

Составляются группировки  по причинам трудовых конфликтов с  указанием количества конфликтов, числа  предприятия и организаций, вовлеченных  в трудовой конфликт, количества трудящихся, участвовавших по этой причине в  трудовых конфликтах, и количества рабочего времени (в человеко-днях), потерянного в трудовых конфликтах. Эти данные устанавливаются по отраслям, регионам и для экономики в  целом.

Разрабатываются данные о  продолжительности трудовых конфликтов в комбинации с такими признаками, как количество конфликтов, численность  участвующих в конфликтах и количество потерянных человеко-дней в результате остановки работы по причине трудовых конфликтов.

Проводится группировка  данных о числе участвующих в  трудовых конфликтах с учетом данных о количестве конфликтов, числе трудящихся, участвующих в конфликтах, и количестве потерь рабочего времени.

Рассчитываются также  среднее число трудящихся, вовлеченных  в одну забастовку, среднее количество неотработанного времени в расчете  на одну забастовку, средняя продолжительность  одной забастовки, среднее количество неотработанного времени в расчете  на одного трудящегося, вовлеченного в  конфликт. Эти показатели разрабатываются  для отдельных отраслей, по регионам и для экономики в целом.

Для сопоставления данных о трудовых конфликтах на международном  уровне рекомендуется применять  следующие показатели:

1) потери рабочего времени  в результате конфликтов в  расчете на 1000 работников:

2) число вовлеченных в  конфликт трудящихся в расчете  на 1000 трудящихся:

Эти показатели рассчитываются для отраслей, где имели место  трудовые конфликты.

В России основными причинами  забастовок являются: задержки выплаты  заработной платы, требования повышения  заработной платы, невыполнение коллективных трудовых соглашений и др. Лидируют по числу забастовок топливно-энергетическая промышленность, отрасли образования, науки и научного обслуживания.

Информация о работе Характеристика рынка труда. Содержание и задачи статистики рынка труда