Уровень жизни населения в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе среди множества проблем, стоящих перед обществом Казахстана, важную роль играет проблема повышения уровня жизни населения. Последовательное выполнение Стратегии "Казахстан-2030" обеспечивает надежную основу для роста благосостояния, существенное повышение уровня жизни всего населения страны. Республике жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. В современном мире, в том числе и в Казахстане, это коренной вопрос социально-экономической модернизации, главный вектор развития в ближайшем десятилетии.

Содержание

Введение……………………………………………………………....………….…..3
1. Теоретические основы статистического исследования экономических показателей уровня жизни населения …...................................................................5
1.1 Понятие «уровень жизни населения», его составляющие…....…….…………5
1.2 Система показателей уровня жизни населения………………....…………….8
1.3 Факторы, влияющие на уровень жизни населения……………....…..………15
2. Анализ экономических показателей уровня жизни населения РК…..............19
2.1 Анализ доходов и расходов населения РК…………………….……....……..19
2.2 Анализ неравномерности распределения доходов в РК в региональном аспекте……………………….....……………………....………….……………......23
Оценка воздействия факторов на уровень жизни населения……....….….....29
3. Перспективы повышения уровня жизни населения в Казахстане…................33
3.1 Совершенствования методики оценки и регионального регулирования уровня жизни населения в Республике Казахстан…………………........……….33
3.2 Повышение молодежной занятости населения через создание системы обучения и содействия в трудоустройстве………………....…………………….38
Заключение…………………………………………………........………………….43
Список использованных источников…………………………....…………….......45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 136.13 Кб (Скачать файл)

Обе цели могут быть как  совместимыми, так и конфликтными. Как правило, в период экономического роста преобладает цель, в период экономических кризисов – вторая.

В Казахстане цели государственной  региональной политики достаточно многообразны и сложны. Среди них, с точки  зрения приоритетов можно выделить следующие:

  • Укрупнение социально-экономических основ казахстанского государство и сохранение его целостности, обеспечение военной и экономической безопасности и экологической устойчивости;
  • Обеспечение социального равновесия в жизненном уровне отдельных социальных групп, сбалансированность их интересов с социально – экономической политикой государства;
  • Формирование в регионах социально- ориентированной рыночной экономики, механизмов обеспечения социальной защиты населения;
  • Повышение уровня жизни населения, различных регионов Казахстана[26].

Новая региональная политика Казахстана, отмеченная в Послании народу «Новое десятилетие – новый  экономический подъем – новые  возможности Казахстана», призвана обеспечить формирование центров экономического роста, и сбалансировано сочетаться с поддержкой минимального уровня жизнеобеспечения и развития остальных регионов[23].

Комплексная оценка проводится для межрегионального сравнения  и определения положения конкретного  региона на фоне страны.

Индикаторная оценка используется при детальном исследовании конкретного  региона. Она оперирует более  широким набором показателей  и проводится «вглубь», затрагивая все уровни исследования: регион в  целом и районы. Особенностью индикаторной оценки является отбор показателей. При формировании набора показателей  важно учитывать реальные фактические  данные и доступные индикаторы, а  также способные отражать специфические  признаки объекта анализа всесторонне  и адекватно.

Применяемая на сегодняшний  день в отечественной практике оценка региональной неравномерности развития экономики, в частности, валового регионального  продукта обычно ограничивается группировкой регионов: с высоким удельном весом ВРП, со средним и низким. Это позволяет сравнить неравномерность развития региональной экономики, процессов распределения доходов в республике, однако многие вопросы увеличения разрыва ВРП между регионами и районами области все еще остаются без должного освещения.

Предлагаемая модель регионального  регулирования уровня жизни населения  может служить для решения  проблемы региональной дифференциации ВРП, номинальной заработной платы, потребления, занятости, получения  качественного образования и  т.д.

Объектом в данной модели являются социально – экономические  условия индивида, отражающие уровень  потребностей и степень удовлетворения при достигнутом уровне развития региона.

Субъектами здесь выступает  население, для которых решаются задачи:

  • Создание условий для достижения межрегиональных показателей до уровня средних показателей по республике;
  • Повышение показателей уровня жизни населения на основе разработанных региональных и государственных программ;
  • Получение социальной защиты от эффективного проведения социальной политики;
  • Развитие экономики, направленное на устойчивый экономический рост.

Для решения поставленных задач целесообразно использовать как региональные программы для  регулирования и дальнейшего  роста в регионе, так и государственные  программы. Следует отметить, что  не всегда выбранные инструменты  на государственном и региональном уровнях имеют положительный  результат.

Государственное регулирование  экономики в большей степени  зависят от успешного поиска и  нахождения приоритетных направлений  промышленности и региональной политики. Поскольку важным фактором устойчивого  экономического роста во всем мире признана эффективная деятельность промышленности, которая, в свою очередь, оказывает серьезное влияние  на развитие других отраслей экономики. В конечном итоге, такая ситуация отражается и на социальной сфере.

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 



 

 


 

 

 

 

Рисунок 2 – Модель регионального регулирования уровни жизни населения

 

При разработке модели регулирования  уровня жизни населения применялся алгоритм модели регионального регулирования уровня жизни населения, представленный на Рисунке 3

 

 



 



 


 

 


 

 



 

 


 


 


 

 



 



 



 

 

Рисунок 3- Алгоритм модели регионального  регулирования уровня жизни населения

 

         По региональному регулированию анализ полученных результатов необходим для принятия программы и выбора инструментов по решению межрегиональных проблемных задач. Региональные программы социально – экономического развития (РПСЭР) содержат две составляющие: программа минимум - выравнивание межрегиональных показателей до уровня средних показателей по республике и программа максимум – стабильное повышение межрегиональных показателей максимально имеющихся в республике.

          Выработка региональных программ для регулирования и дальнейшего роста уровня жизни населения в регионе позволит составить прогноз социально – экономического развития с определением показателей уровня жизни населения на перспективу.

          По государственному регулированию на основе региональных социально - экономических программ разрабатывается государственная программа социально – экономического развития страны (ГПСЭР), а также проведение активной социальной политики. Полученные результаты от проведенных государственных социально – экономических программ дают возможность определения уровня жизни населения на перспективу.

         Основными инструментами развития агломераций [25] будут государственные проекты в рамках СЭЗ и ГЧП, другие инструменты государственных и отраслевых программ, нацелены на развитие агломераций, как полюсов роста, позволяющие концентрировать экономический и трудовой потенциал страны, достичь эффекта масштаба, микроструктурного эффекта.

         Одно из самых эффективных инструментов повышения конкурентоспособностей территорий является создание кластеров. Такой подход позволит малым и средним предприятиям отрасли успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на международном рынке.

           Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Предложенная модель отражает комплексную социально – экономическую оценку развития в целом по стране, по регионам и в разрезе регионов, т.е районов. Данную методику можно использовать для оценки уровня жизни региона в сравнительном анализе, выявлении потенциала для повышения уровня жизни населения и проведения региональной политики.             Целесообразность применения данной модели заключается в следующем:

Во – первых, полученный корректирующий показатель наглядно показывает отклонения региональных значений от средних республиканских.

Во – вторых, оперативно принимаются программы по решению  межрегиональных проблемных задач , в частности сглаживания региональной дифференциации по уровню жизни населения  по республики.

В – третьих, для решения  проблемы дифференциации уровня жизни  населения, по результатам ранжирования в обществе могут быть реализованы  дополнительные государственные программы  социально – экономического аспекта, чаще всего, проведение активной социальной политики.

В – четвертых, корректирующий коэффициент является наиболее доступным  и простым индикатором для  решения проблем социального  характера в кратчайшие сроки.

В – пятых, полученные в  работе результаты исследований можно  использовать для аналитических  обзоров по динамике уровня жизни  населения.

 

 

3.2 Повышение молодежной  занятости населения через создание  системы обучения и содействия  в трудоустройстве

 

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана (27.01.2012) «Социально – экономическая  модернизация – главный вектор развития Казахстана» отмечено о необходимости  создания эффективной системы обучения и содействия в трудоустройстве[1].

Мировой опыт показывает, что  отправной точкой, инициатором процесса модернизации общества может быть институт высшего образования и студенческая молодежь как особая социальная группа. От молодежи зависит инновационное  настоящее и будущее страны. От молодежи, занятой в бизнесе, получающей экономическое и управленческое образование, зависит экономическое  будущее страны, а значит, и в  целом, ее развитие.

Вместе с тем молодежь во все мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда. Незанятая молодежь представляет собой один из четко определенных устойчивых сегментов рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы. Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических и средне специальных общеобразовательных учебных заведений. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.

Сложности с трудоустройством молодых людей объясняются из низкой конкурентоспособностью на рынке труда, обусловленной в основном недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, что приводит к отказу работодателя от услуг молодого человека. Преимущество при приеме на работу отдается квалифицированным работникам. К тому же сказывается нежелание работодателей иметь дополнительные организационные и финансовые трудности, связанные с профессиональным обучением молодых кадров, не имеющихся необходимой для предприятия профессии. Политика занятости молодежи представляет собой важнейшую составляющую социальной политики. Проблема создания механизма вхождения молодежи в рынок труда есть, таким образом, одна из центральных проблем как социальной политики, так и, в целом, развития общества.

Само понятие «молодой специалист», предполагавшее ранее  некий социальный статус, гарантировавший  трудоустройство после окончания  учебного заведения, а также дополнительные трудовые права и социальные гарантии (не установление испытательного срока  при приеме на работу, невозможность  увольнения в течении первых 3лет, право на льготную очередь при  получении жилплощади и т.д.), ушло прошлое. Сегодня «молодой специалист» - выпускник учебного заведения, готовый  реализовать свои способности к  труду и испытывающий сложности  при устройстве на работу.

Многие выпускники учебных  заведений либо растеряны и подавлены  в связи с отсутствием работы, либо пассивно ждут помощи от службы занятости  или родителей. Активная позиция, попытки  самостоятельного поиска работы практически  отсутствуют. Между тем, пребывание выпускников в статусе безработных  оказывает весьма негативное влияние  на их профессиональную и личную жизнь: заметно утрачиваются полученные в  учебе заведении знания и навыки; снижается жизненный тонус; возникает ощущение ненужности; появляются иждивенческие тенденции.

В своем Послании «Социально – экономическая модернизация –  главный вектор развития Казахстана»  Н. А. Назарбаев уделил важным вопросам, связанные с совершенствованием системы образования и науки, которые определяют качественный рост человеческого капитала в Казахстане. Предстоит осуществить переход  на новое качество подготовки и создания эффективной системы образования, вывод научных исследований на мировом  уровне и прямое подключение науки  к инновационным процессам. Для  университетов особенно важным является подготовка будущих специалистов международного уровня, гармонично и всесторонне  развитых.[2]

По мнению экономистов  в условиях рынка выживает тот, кто  грамотно и умело изучает требования рынка, предлагает продукцию и услуги, разрабатывает четкий бизнес – план, осуществляет эффективное управление, не нарушая при этом действующее  законодательство. Думается, такие  задачи сможет выполнить только тот, кто хорошо знает вопросы экономики  предприятия и прекрасно профессионально  подготовлен, в том числе и  в правовом отношении.

Приведенные требования находят  полное подтверждение в сфере туристкой индустрии. Темпы роста рынка работ в этой сфере за последние 10 лет резко увеличились, и спрос на профессионально подготовленные кадры немного превышает предложение. Но, несмотря на то, что в 2010 году было подготовлено 1595 специалистов для туризма в 115 высших и средних профессиональных учебных заведениях в стране разрыв между потребностями отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений остается весьма существенным.

Информация о работе Уровень жизни населения в РК