Уровень жизни населения в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе среди множества проблем, стоящих перед обществом Казахстана, важную роль играет проблема повышения уровня жизни населения. Последовательное выполнение Стратегии "Казахстан-2030" обеспечивает надежную основу для роста благосостояния, существенное повышение уровня жизни всего населения страны. Республике жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. В современном мире, в том числе и в Казахстане, это коренной вопрос социально-экономической модернизации, главный вектор развития в ближайшем десятилетии.

Содержание

Введение……………………………………………………………....………….…..3
1. Теоретические основы статистического исследования экономических показателей уровня жизни населения …...................................................................5
1.1 Понятие «уровень жизни населения», его составляющие…....…….…………5
1.2 Система показателей уровня жизни населения………………....…………….8
1.3 Факторы, влияющие на уровень жизни населения……………....…..………15
2. Анализ экономических показателей уровня жизни населения РК…..............19
2.1 Анализ доходов и расходов населения РК…………………….……....……..19
2.2 Анализ неравномерности распределения доходов в РК в региональном аспекте……………………….....……………………....………….……………......23
Оценка воздействия факторов на уровень жизни населения……....….….....29
3. Перспективы повышения уровня жизни населения в Казахстане…................33
3.1 Совершенствования методики оценки и регионального регулирования уровня жизни населения в Республике Казахстан…………………........……….33
3.2 Повышение молодежной занятости населения через создание системы обучения и содействия в трудоустройстве………………....…………………….38
Заключение…………………………………………………........………………….43
Список использованных источников…………………………....…………….......45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 136.13 Кб (Скачать файл)

Неравенство в качестве сложной  многомерной категории, отражает неравенство  в доходах и благосостояние. Главным  среди многообразия видов неравенства  в большей степени поддающимся  измерению, является экономическое  неравенство, которое в конечном итоге приводит к одной из самых  критических проблем современности  – бедности. При анализе основных показателей, характеризующих неравномерность  распределения доходов, выявлено и  предложено проводить исследование и расчеты в разрезе районов.

 

 

2.3 Оценка воздействия факторов на уровень жизни населения

 

Для оценки состояния здоровья населения целесообразно использовать систему показателей, характеризующий  общий уровень услуг здравоохранения  и их доступность, уровень и причин заболеваемости, состояние среды  обитания.

Здравоохранение охватывает деятельность больничных и лечебно- профилактических учреждений различных  типов, включая больницы, диспансеры, поликлиники и амбулатории, родильные  дома, станций скорой и неотложной медицинской помощи и т.п.

Уровень медицинской помощи, оказываемой населению, оценивается  и по возможностям сети лечебно –  профилактических учреждений и их медицинскому персоналу.  Здесь учитываются  такие показатели: число поликлиник, входящих в состав больничных учреждений, включая детские поликлиники  и женские консультации; число  детских отделений; число женских  консультаций и акушерско-гинекологических отделений; мощности врачебных амбулаторно-поликлинических  учреждений; число больничных коек и их специализация; число фельдшерско-акушерских пунктов; численность врачей всех специальностей; численность среднего медицинского персонала.

Прежде всего, наибольшую значимость представляет здоровье населения  республики. Следует отметить, что  в Казахстане сохраняется множество  факторов, неблагоприятно воздействующих на состояние здоровья людей, вследствие чего высок уровень заболеваемости, смертности, инвалидности. Состояние  здоровья населения с 2005 по 2009 годы характеризуется увеличением заболеваемости населения, что негативно сказывается  на трудоспособности, получения денежных доходов, качественном удовлетворении потребностей, продолжительности жизни, определяющие уровень жизни.

Статистические данные показывают, что за 2005-2009 годы общая заболеваемость населения в Казахстане возросла на 9,21%. В 2007 году 59% населения обратились в медицинские учреждения, где  зарегистрировали различные заболевания. Также подтверждается, что существующая региональная дифференциация денежных доходов, занятости, условий жизни, влияет на состояние здоровья. Так, наибольшая доля зарегистрированных с  первые установленным диагнозом  наблюдается в г. Алматы(84%), Кызылординская (71%), а наиболее благополучное –  в Атырауской (35%) и Северо-Казахстанской  областях (4,2%). Анализ показывает, что  в обществе здоровых людей меньше половины населения.

В рамках демографического перехода к современному способу  воспроизводства населения происходит реструктуризация патологии: нарастают  ресурсоемкие нозологические формы (в  первую очередь хронические заболевания), снижается удельный вес патологий, лечение и профилактика которых  требуют гораздо меньше затрат. Эти  и другие причины (инфляция, внедрение  новых, более дорогих технологий и медикаментов) обуславливают рост расходов на здравоохранение, выражающийся в его увеличении на 1% ВВП каждое десятилетие.

Многие страны из года в  год увеличивают расходы на здравоохранение, однако должной отдачи от этих вложений нет. Практика показывает, что увеличение объема финансирования, выделяемого  на здравоохранение способствует улучшению  качества и доступности медицинской  помощи, однако величина средств, выделяемых на здравоохранение, не всегда коррелирует  с конечным показателем эффективности  здравоохранения- уровнем здоровья населения.

Доля расходов на здравоохранение  в Казахстане в период с 2006 по 2007 годы уменьшилась почти в 3 раза (с 3,4% до 1,2% ВВП). К 2008г. она выросла в 3раза, что составило 3,6%ВВП, однако все  еще находилась ниже уровня стран  СНГ. К примеру, более высокий  уровень расходов на здравоохранение  в Беларуси, он составлял 4,6%, России – 3,7%, на Украине-3,7%.

В целом, уровень расходов на здравоохранение в процентах  к ВВП в Казахстане все еще  ниже уровня 1991г., что ставит задачу дальнейшего увеличение расходов государственного бюджета на эту важнейшую сферу  человеческого развития. Решение  этой задачи ограничивает все еще  довольно высокая доля теневой экономики  в ВВП, составившая в 2004г., по оперативным  данным Агентства РК по статистике, 21%.Кроме того, свыше трети хозяйствующих  субъектов  (в 2004 г.-34,2%) имеют убытки, что ограничивает доходную часть  бюджета.

В современных условиях все  более существенным социально - экономическим  фактором, влияющим на показатели здоровья, становится продолжительность к  определенному полу. Средняя продолжительность  жизни мужчин короче в основном за счет высокой преждевременной смертности в связи с травмами, болезнями  системы кровообращения, органов  дыхания и пищеварения.

Повышение продолжительности  жизни женщин в пределах 2-3 лет  объяснимо с точки зрения более высокой биологической устойчивости организма матери. Потери  мужчин в основном связывают с особенностями их ролевых функций, ответственностью за семью  в период сложных социально-экономических преобразований, участившимися разрывами брачных отношений, работой в более тяжелых, чем у женщин, условиях труда, попытками разрешения семейных и социально-экономических конфликтов с помощью алкоголя и с ростом на этой почве количества самоубийств и других ситуаций.

Продолжительность жизни  с 2005 по 2009 годы выросла на 2,69 лет  в среднем по Казахстану. Следует  отметить, что у женщин данный показатель стабильно выше(11,47-2005г., 11,48-2006г.,11,88-2007г., 10,52-2008г. и 9,93-2009г.). Для сопоставления  ожидаемой продолжительности жизни  в мировой практике: США, Великобритания-75 лет, Швеция-78лет, Япония-79лет.

Неблагоприятная экологическая  обстановка оказывает негативное воздействие  на здоровье человека. Только выбросы  загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения в атмосферу  на душу населения по стране приходится 0,146 тонн(2009год), «лидерами» являются Павлодарская 0,748 тонн и Карагандинская области 0,510 тонн в год. Наиболее благополучная  экологическая среда по данному  выбросу наблюдается в Жамбылской и Южно- Казахстанской областях (0,016).

Экологический фактор существенно  влияет на возможности выбора человека. Бедность, ограничение выбора, как  правило , способствуют экологической  деградации. В свою очередь рост благосостояния является средством  обеспечения большей свободы  выбора экологических условий, предпочтительного  образа жизни. Итак, можно сделать  вывод, что без удовлетворительного  решения вопросов здоровья человека, обеспечения здоровой среды обитания невозможны ни устойчивое развитие, ни человеческое развитие.

На мой взгляд, в стране существует серьезная проблема сохранения здоровья, с которым может справиться общество. Необходимо активно проводить  профилактику и повышать качество первичной  медико-санитарной помощи. А также  вести пропаганду здорового образа жизни. В Казахстане необходимо внедрить комплекс национальных программ наблюдения за состоянием здоровья целевых групп  населения. В первую очередь, это  дети, подростки, женщины репродуктивного  возраста. Особый акцент необходимо сделать  на расширении доступности медицинской  помощи для сельских жителей. Пристальное  внимание необходимо уделить снижению уровня заболеваемости и смертности туберкулезом и ВИЧ в уголовно- исполнительной системе.

В Казахстане для развития конкурентоспособной системы современного образования, подготовки и переподготовки кадров, адекватных реальным экономическим  условиям, планируется внедрить новую  модель управления системой образования  и обеспечить высокое качество образовательных  услуг.

Ежегодно  увеличиваются  расходы государственного бюджета  на развитие системы образования. Доля расходов бюджета на образование  в 2004 году составила 3% или 190,8 млрд, тенге, в 2005году- 3,4% или 256,9 млрд, тенге, в 2006 году-3,4% или 327,3 млрд, тенге, в  2007году-3,6% или 455,6 млрд, тенге и в 2008году-3,6% или 572,4 млрд, тенге.

В рамках Государственной  программы развития образования  в РК на 2011-2020 годы были предусмотрены  меры по расширению сети дошкольных организаций  за счет строительства детских садов  и созданию дошкольных мини-центров  на базе организаций образования. В  сфере среднего общего образования  в связи с переходом на 12-летнее общее образование назрела острая необходимость в значительном обновлении материально- технической базы и  оснащении учебными приборами и  оборудованиями организаций образования. Также особое внимание уделяют в  сфере высшего образования, которая  работает в трех ступенчатой модели: бакалавриат - магистратура – докторантура.

Реализация программы  модернизации ЖКХ позволит создать  до 10 тысяч новых рабочих мест ежегодно. В целом в ее реализации примут участие 1,5 миллиона человек  – жители многоквартирных жилых  домов.

В конечном итоге мы сможем улучшить жилищные условия и повысить ответственность граждан за сохранность  своего имущества[24].

Здесь можно учитывать  такие показатели как обеспеченность жильем - количество общей жилой  площади, приходящейся на одного жителя,  оборудование жилищного фонда водопроводом, канализацией, центральным отоплением, ваннами (душем), газом, горячим водоснабжением, производственную деятельность предприятий  и служб коммунального хозяйства.

Проведенный анализ позволил выявить, что региональная дифференциация  денежных доходов и занятости  напрямую отражается на состоянии здоровья. В республике ежегодно увеличиваются  расходы государственного бюджета  на развитие системы образования, но, реальные инвестиции все еще меньше от ВВП страны по сравнению с ведущими странами мира. Однако, для достижения мировых стандартов в области  образования, правительством реализуются  Государственные программы на всех образовательных уровнях : от дошкольного  до послевузовского образования. Поэтому  каждый гражданин имеет возможность  получить качественное образование  и обеспечить достойный уровень  жизни. Образование населения является важнейшим показателем качественных характеристик уровня и качества жизни. Интегрированный показатель жилищных условий, средняя обеспеченность жителя республики общей площадью, на современном этапе показывает неравномерность распределения данного показателя по регионам республики, поскольку только восемь регионов достигли среднего республиканского уровня 18,2 кв.м. проживания населения все еще остаются не на должном уровне. Более половины населения республики не обеспечены горячим водоснабжением, канализацией, центральным отоплением и ваннами, а водопроводом – только на 58%, что в конечном итоге сказывается на состоянии здоровья, на продолжительности жизни.

 

3. Перспективы повышения уровня жизни населения в Казахстане

3.1 Совершенствования методики  оценки уровня жизни населения  в Республике Казахстан

 

Во всех странах мира, в частности и в Казахстане, регионы имеют разный уровень  социально- экономического развития в  силу различия географического положения, природно – климатических условий, демографической ситуации, истории развития и других факторов. Это порождает немало социально- экономических проблем. Поэтому каждое государство стремится улучшать жизненный уровень в отсталых регионах путем проведения региональной политики, направленной на выравнивание условий и повышение уровня их развития[24].

Сглаживание различий в региональном развитии может быть достигнуто исключительно  за счет динамического развития слабых регионов. Для этого необходима целенаправленная государственная политика, которая  предусматривает обеспечение опережающего роста инвестиционной активности в  тех регионах, возможности самостоятельного развития которых в силу тех или  иных причин являются ограниченными. Необходим  дифференцированный, а не универсальный  подход к регулированию регионального  развития. Ошибочным было бы применение единого критерия депрессивности для  всех областей, поскольку приоритетность решения проблем в конкретном регионе должен устанавливать сам  регион[25].

Анализируя зарубежный опыт, Ларин Н. обращает внимание на материалы  Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD)-которая регулярно обобщает опыт разных государств[1].

В разработках OECD указывается, что объектами региональной политики в странах с рыночной экономикой являются региональные неравенства (различия в экономике, в условиях жизни, в уровнях занятости и безработицы и т.д.), а региональная политика может принимать форму государственного вмешательства в различные подсистемами региона. Цель региональной политики (по версию   OECD) – сбалансированность, то есть, стремление свести к минимуму существующие неравенства, создающие почву для возникновения социально - политических конфликтов, мешающих социально-экономическому развитию и страны в целом, и отдельных ее территорий.

Для четкого определения  направленности региональной политики, обратимся к мировому опыту. Его  изучение свидетельствует, что хотя причины, влияющие на необходимость  дополнительного государственного вмешательства в развитие регионов, могут быть самые разные, в общем  их можно свести к двум глобальным целям:

  • «справедливость», то есть такое размещение (пространственная организация) экономической деятельности, при котором жители любых регионов имеют более или менее равные возможности достичь желаемого благосостояния;
  • «эффективность», требующая рационального использования производственного потенциала каждого региона в целях общенационального благосостояния.

Информация о работе Уровень жизни населения в РК