Сущность мотивации и её роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 15:33, реферат

Краткое описание

Цель моей курсовой работы – рассмотреть понятие мотивации персонала, определить методы мотивирования и их практическую значимость.
Задачи моей курсовой работы:
- изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивирование»;
- изучить методы мотивирования персонала;
- разработать практические рекомендации для успешного мотивирования персонала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Сущность мотивации и её роль в экономике 5
1.1. Понятие мотивации труда. Формирование интереса 5
1.2. Потребности. Мотивы. Стимулы 7

Вложенные файлы: 1 файл

глава 1.docx

— 28.57 Кб (Скачать файл)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Сущность мотивации и её роль в экономике 5

1.1. Понятие мотивации труда. Формирование интереса 5

1.2. Потребности. Мотивы. Стимулы 7

 

 

                                      ВВЕДЕНИЕ

 

Вопрос  мотивации работников предприятий  любых форм собственности всегда был и остаётся по сей день наиболее актуальным, независимо от общественно-политического  строя, который функционирует в  отдельно взятой стране и всего мирового сообщества в целом, так как от чётко разработанной системы  мотивации зависит не только социальная и творческая активность работников, но и конечные результаты предприятий. Руководитель любой организации, не зависимо от её структуры, формы собственности, численности персонала практически ежедневно сталкивается с примерами работы не в полную силу, активность и предприимчивость уступают место формальному исполнению своих обязанностей «от и до», а некоторые сотрудники и вовсе воспринимают пребывание на рабочем месте как тягостную повинность. Как же побудить людей работать добросовестно, увеличить энергию подчинённых и направить её на достижение целей организации, заинтересовать их?

Эти вопросы  всегда встают перед руководителем, и он должен уметь повысить мотивацию  своих сотрудников. В современных  условиях мотивация персонала претерпела существенные изменения: преобладающее  значение приобрели социально-экономические  и социально-психологические методы управления персоналом, и руководство  направлено на осуществление сотрудничества персонала и администрации для  достижения намеченных целей.

Управление  персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения  в коллективе, социально-психологические  аспекты управления. Ключевое же место  занимает определение способов повышения  производительности, путей роста  творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников. Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет  разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация  побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей. Руководители всегда сознавали, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения  оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала.

Основная  цель процесса мотивации - это получение  максимальной отдачи от использования  имеющихся трудовых ресурсов, что  позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Особенностью  управления персоналом при переходе к рынку является  возрастающая роль личности работника. Соответственно  и меняется соотношение мотивов  и потребностей, на которые  может  опереться система мотивирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины  о  соотношении отдельных аспектов мотивационной  сферы сотрудников  сегодня и наиболее эффективных  методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.  

Проблема мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется слабой изученностью  особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства.  Определенную помощь в изучении структуры стимулов и мотивов персонала руководителям могут оказать проводимые  социологические исследования  по особенностям и тенденциям  развития мотивационной сферы трудовой деятельности сегодня.

Цель  моей курсовой работы – рассмотреть понятие мотивации персонала, определить методы мотивирования и их практическую значимость.

Задачи моей курсовой работы:

- изучить содержание понятий  «мотивация» и «мотивирование»;

- изучить методы мотивирования  персонала;

- разработать практические рекомендации  для успешного мотивирования  персонала.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки для повышения эффективности производства - основы роста реальных доходов и уровня жизни населения.      

Тема  мотивации труда является очень  актуальной на сегодняшний день.

Цель  курсовой работы - рассмотреть мотивацию  труда, выявить подходы к ее изучению, а также описать способы улучшения  мотивации труда.

 

Глава 1. Сущность мотивации и её роль в экономике

1.1. Понятие мотивации труда.  Формирование интереса

 

Важную  роль в системе управления персоналом играют мотивация и стимулирование работников. Обеспечение соответствующего уровня мотивации позволяет способствовать повышению результативности труда  каждого сотрудника и эффективности  всего производства, обеспечению  систематического роста квалификации кадров, стабилизации коллектива.

Мотивация труда - это стремление работника  удовлетворить свои потребности  посредством трудовой деятельности

Основные  задачи мотивации:

- формирование  у каждого сотрудника понимания  сущности и значения мотивации  в процессе труда;

- обучение  персонала и руководящего состава  психологическим основам внутрифирменного  общения;

- формирование  у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Для решения  этих задач необходим анализ:

- процесса  мотивации в организациях

- индивидуальной  и групповой мотивации, если  таковая имеется в зависимости  между ними

- изменений,  происходящих в мотивации деятельности  человека при переходе к рыночным  отношениям.

Психологи выделяют два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя связана с  интересом к деятельности, со значимостью  выполняемой работы, со свободой действий, возможностью реализовать себя, а  также развивать свои умения и  способности. Внешняя мотивация  формируется под воздействием внешних  факторов, таких, как условия оплаты труда, социальные гарантии, возможность  продвижения по службе похвала или наказание руководителя и т.п. Они оказывают сильное воздействие, но не обязательно длительное. Более эффективной является такая система факторов, которая будет оказывать влияние как на внешнюю, так и внутреннюю мотивацию.

При выборе форм и методов мотивации необходимо учитывать мотивы людей, т.е. побуждения, вызывающие те или иные их действия.

Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может  меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Современные теории мотивации, основанные на результатах  психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие  человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.

При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться  на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его  действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.

В основе взаимодействия между индивидами лежит  реализация потребностей людей. Они  выступают внутренним побудителем  к взаимодействию, его внутренней причиной. Само же взаимодействие человека является внешним проявлением существования  человека. Оно возникает как результат  осознания потребности, т.е. формирования интереса.

Формирование  интереса - сложный многоэтапный процесс. Во-первых, это есть понимание человеком  значимости данной потребности для  его существования. Во-вторых, необходимость  удовлетворить потребность ведет  к поиску способов удовлетворения. В-третьих, определяется объект, способный  наилучшим образом удовлетворить  потребность. Ищутся пути, приемы включения  этого объекта в процесс удовлетворения потребности, в результате чего рождаются  действия, связанные с этим объектом. Таким образом, интерес служит реальной причиной действий людей и их поведения.

Современные теории мотивации, объясняющие поведение  человека в процессе трудовой деятельности, основаны на двух основных понятиях: потребности  и вознаграждения.

Потребность - это недостаток чего-либо у человека. Существует множество классификаций  потребностей, но универсальной нет.

1.2. Потребности. Мотивы. Стимулы

 

Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически. К  ним относятся физиологические  потребности организма в пище, воде, сне, дыхании, и т.д. А вторичные  вырабатываются в ходе познания и  опыта. Это, например, потребности в уважении, успехе, привязанностях, богатстве, во власти и т.д. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.

Потребности становятся внутренними побудителями и регуляторами только тогда, когда  они осознаются работниками. В этом случае они приобретают конкретную форму - форму интереса к тем или  иным видам деятельности, объектам, предметам. Интерес всегда связан с  использованием конкретных возможностей для удовлетворения потребностей. Интерес - деятельное отношение субъекта к  использованию условий, в которых  он находится, для удовлетворения своих  потребностей. 

Потребности человека определяют его поведение. Когда человек начинает ощущать  какую-либо потребность, у него возникает  устремленность на достижение определенной цели, посредством которой он может  удовлетворить эту потребность. Когда человек достигает поставленной цели, потребность его может быть удовлетворена полностью или  частично.

Потребности удовлетворяются с помощью ценностей. Ценность - это объект, способный удовлетворить потребность.

Мотивы  трудовой деятельности - это причины, определяющие поведение человека в  процессе труда.

Две составляющие - когда человек может что-то делать и хочет выполнять конкретную задачу - взаимосвязаны. Обучение, хорошая  подготовка - и обязательно мотивация. Нужно мотивировать сотрудника, что  он работал именно на этом предприятии  и занимался конкретной деятельностью, понимая, что со временем возможен служебный  рост, большее вознаграждение и признание. Поэтому во избежание риска, что  работник получит знания и уйдет  в другую организацию, очень важна  именно система стимулирования, система  мотивации. Факторы мотивации представлены в таблице 2.

Таблица 2 Факторы мотивации  работников предприятия

Материальные

Нематериальные

1. Заработная плата, соответствующая  рыночной

2. Персонализация компенсаций

3. Премирование по результатам  работы подразделения и организации  в целом

4. Вознаграждение за выслугу  лет

5. Доплата за интеллект

6. Дополнительные отпуска

7. Доплата на питание

8. Обеспечение спецодеждой

9. Ссуды на приобретение  жилья

10. Доплата на лечение  работников или ветеранов

11. Новогодние подарки  и подарки к юбилеям

12. Доплата в связи с  уходом на пенсию или инвалидность

13. Доплаты пенсионерам: к пенсиям,  за коммунальные услуги и т.д.

14. Оплата ритуальных услуг. 

15. Льготы стипендиатам: доплата  к стипендии, оплата проезда

1. Справедливая система оплаты  труда 

2. Возможности использовать  свой интеллектуальный потенциал

3. Возможности профессионального  обучения и повышения квалификации. Учебный центр. Библиотека

4. Перспективы карьерного  роста. Система формирования резерва  кадров

5. Социальная защищенность работников. Профсоюзный комитет, коллективный  договор. Социальная инфраструктура: стадион; дворец культуры; детский оздоровительный лагерь; база отдыха; социальная помощь неработающим пенсионерам

6. Создание безопасных  и комфортных условий труда.  Перспективная программа модернизации  оборудования. Положение о корпоративной  культуре

7. Моральное вознаграждение: .

- звание «Лучший по профессии»;

- «Заслуженный ветеран»  и т.д.

8. Благоприятный психологический  климат в коллективе. Система  адаптации

9. Система обратной связи и транслирование  ценностей корпоративной культуры. Регулярные встречи рядовых работников  с руководством. Опросы. Газета


 

Мотив - внутреннее побуждение, заставляющее человека делать что-либо или поступать  определенным образом. Мотивационное  ядро личности - совокупность мотивов, связанных и обусловленных смыслообразующим мотивом деятельности; внутренняя детерминанта поведения, определяющая его общую направленность.

Информация о работе Сущность мотивации и её роль в экономике