Сущность, роль финансов в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:23, контрольная работа

Краткое описание

Под рынком понимаются социально – экономические условия реализации товара. Рынок – это сфера проявления экономических отношений между стоимостью и потребительной стоимостью товаров. Каждый производитель и потребитель товаров имеет свои экономические интересы, которые могут и не совпадать. Отношения между стоимостью и потребительной стоимостью также характеризуются не только согласованностью, но и противоречивостью. Указанные выше противоречия в интересах производителей и потребителей (стоимости и потребительной стоимости) разрешаются с помощью акта купли – продажи товара. Поэтому рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления.

Содержание

1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………… 3
1.1. Банкротство предпринимателя……………………………………… 9
1.2. Финансы……………………………………………………………… 10
2. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ РИСКОВ ………………….. 13
2.1. Виды рисков и их содержание……………………………………… 14
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………… 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………… 27

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ....docx

— 53.11 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. СУЩНОСТЬ, СОДЕЖАНИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………

3

    1. Банкротство предпринимателя………………………………………

9

    1. Финансы……………………………………………………………

10

  1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ РИСКОВ …………………..

13

    1. Виды рисков и их содержание………………………………………

14

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………

26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………

27


 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ, СОДЕЖАНИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Экономический строй любого государства может  основываться только на двух организационных  началах: на субъективной воле руководящего органа или на объективных экономических законах. В первом случае речь идет о планово – директивной экономике, основанной на распределении имеющихся ресурсов и полученных с их помощью доходов. В основе такого распределения лежит волюнтаристский подход одного человека или группы людей, наделенных (обычно сами себе присвоивших) правами принимать решения. Поэтому планово – директивная экономика именуется зачастую как административно – командная экономика. Во втором случае имеется в виду создание подлинно научной экономики, более известной под термином, рыночная экономика.

Рыночная  экономика – это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле  – продаже товара на рынке, где  сталкиваются спрос как представитель  потребления и предложение как  представитель производства. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты. К ним относятся отдельные физические лица (предприниматели, потребители, инвесторы, вкладчики, фермеры, продавцы, покупатели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты). Хозяйствующие субъекты на рынке представлены предприятиями различных организационно – правовых форм и форм собственности (малые предприятия, арендные, совместные, муниципальные и др.), акционерными обществами, товариществами, кооперативами, биржами, фондами, банками, компаниями, ассоциациями, фирмами, обществами, концернами, консорциумами и другими юридическими лицами. Экономические субъекты рыночной экономики могут выступать только в качестве продавцов и покупателей. Таким образом, в основе рыночных отношений лежат отношения между продавцами и покупателями по удовлетворению их интересов. Продавец стремится продать свое предложение, свою продукцию. Покупатель стремится реализовать свой спрос, купить нужную ему продукцию.

В условиях рыночной экономики очень важно  точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий, особенно таких, как продукция (работы, услуги), товар, рынок, спрос, предложение. Под  продукцией (работой, услугой) понимается любое изделие (или услуга), за которое  потребитель (гражданин, хозяйствующий  субъект, государство) готов (желает) заплатить  определенную сумму денег. Продукция  становится товаром тогда и только тогда, когда она приобретена  покупателем, т.е. когда эта продукция нашла своего потребителя. В противном случае продукция, не нашедшая потребителя, становится вещью в себе.

Товар представляет собой, прежде всего, предмет, который благодаря своим свойствам удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Товар обладает потребительной стоимостью (меновой стоимостью). При этом к товару могут относиться продукты труда (произведенная продукция, выполненные работы, оказанные услуги), рабочая сила, деньги, капитал, земля, дары природы и природные ресурсы, духовные и интеллектуальные блага (предпринимательские способности, знания, информация и т.д.).

Под рынком понимаются социально – экономические  условия реализации товара. Рынок  – это сфера проявления экономических  отношений между стоимостью и  потребительной стоимостью товаров. Каждый производитель и потребитель  товаров имеет свои экономические  интересы, которые могут и не совпадать. Отношения между стоимостью и  потребительной стоимостью также характеризуются  не только согласованностью, но и противоречивостью. Указанные выше противоречия в интересах производителей и потребителей (стоимости и потребительной стоимости) разрешаются с помощью акта купли – продажи товара. Поэтому рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления.

Как известно, процесс воспроизводства внутреннего  валового продукта представляет собой  органическое единство 4 стадий (или фаз): производство материальных благ, их распределение, обмен, потребление. Начальной стадией является производство, конечной – потребление. Это основные стадии процесса воспроизводства. Удовлетворение их интересов и потребностей является целью рынка. Стадии распределения и обмена не имеют самостоятельного значения. Они создают условия, необходимые для осуществления процесса воспроизводства, реализации потребностей производства и потребления, т.е. для функционирования рынка как экономической системы. Стадии распределения и обмена играют роль передаточного звена, т.е. посредника между производством и потреблением. С развитием производительных сил происходит дальнейшее разделение общественного труда. Чем больше такое разделение труда, тем больше требуется посредников для удовлетворения интересов производства и запросов потребления, реализации спроса и предложения.

Спрос представляет собой форму проявления потребности  в сфере обращения, т.е. потребности на товары, обеспеченной денежными средствами. Предложение – это вся масса предназначенных для продажи товаров. Обмен спроса на предложение означает обмен денег на товар. При этом обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производителя и конкретного потребителя, а с другой – создаются условия для расширенного воспроизводства.

В основе функционирования рыночной экономики  лежат следующие принципы.

1. Равенство производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) перед внешними факторами.

2. Равновесие цен (курсов, процентных ставок) на основе сбалансированности спроса и предложения.

3. Экономическое регулирование самостоятельных действий субъектов рыночных отношений (производителей, продавцов, посредников, потребителей, покупателей).

4. Использование юридических законов для экономического регулирования.

5. Наличие конкуренции как условие экономического прогресса и экономического регулирования.

Поэтому суть рыночных отношений состоит  в том, что производители и  продавцы должны быть абсолютно свободными и действовать на свой страх и  риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.). Цена играет первостепенную роль в системе рыночных регуляторов. Цена – это денежное выражение  стоимости (меновой стоимости) товара. Стоимость товара представляет собой овеществленный в товаре труд. При совпадении спроса на товар с его предложением в условиях товарно-денежных отношений цена соответствует стоимости. Цена имеет два предела: нижний и верхний. Нижним пределом цены выступает себестоимость произведенного товара; верхний предел цены определяется спросом на данный товар.

Говоря  о сущности цены, следует иметь  ввиду, что, стоимость – это соглашение, а цена – это политика.

Каждая  экономическая теория дает свое определение  сущности цены. Современная теория рассматривает цену как результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов. Цена равновесия соответствует, с одной стороны, предельной полезности, с другой – предельным издержкам. Сущность цены проявляется в ее функциях: распределительной, стимулирующей, функции ориентации.

Цена  является объектом конкуренции. Конкуренция  представляет собой состязательность предприятий или любых других хозяйствующих субъектов (акционерное  общество, товарищество, кооператив, банк и т.п.), когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю. Конкуренция может быть как со стороны производителей, так и со стороны потребителей, покупателей. Законом РФ, О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, запрещена недобросовестная конкуренция, к которой относятся:

– распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предприятию или нанести ущерб его деловой репутации;

– введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

– некорректное сравнение предприятием в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других предприятий;

– самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование фирмы, упаковки, внешнего оформления товара другого предприятия;

– получение, использование, разглашение научно – технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Без конкуренции  рыночные отношения теоретически не мыслимы и практически не осуществимы. Соединяясь с конкуренцией, рыночные регуляторы образуют единый экономический метод рыночного хозяйствования, который заставляет производителя (продавца) учитывать интересы и запросы потребителей (покупателей), производить ту продукцию и оказывать те услуги, которые им требуются и поэтому могут быть проданы на товарном рынке.

Рыночная  экономика – очень тонкий механизм и более сложный, чем планово  – директивная экономика. На состояние  рыночной экономики сильное влияние  оказывают политические обстоятельства (заявления руководителей государства и членов правительства, болезнь руководителей государства и членов правительства, нестабильность политической обстановки, состояние преступности, доверие к государственному аппарату и т.п.). Роль государства в рыночной экономике заключается в том, что оно создает правила хозяйствования (законы) и контролирует их выполнение. Поэтому доверие потребителя к государству является неотъемлемой частью существования рыночной экономики. Это доверие проявляется, прежде всего, через лицензирование деятельности хозяйствующего субъекта. Потребитель, зная, что у хозяйствующего субъекта имеется лицензия на данный вид деятельности, должен быть полностью уверен в качестве данной деятельности.

Хозяйствующие субъекты вступают между собой не только в совместные экономические  отношения, но и в конкурентные отношения  в борьбе за потребителя. Хозяйствующий субъект, проигравший в борьбе за потребителя, обычно становится банкротом.

Это приводит к мэрджеру.

Мэрджер – это поглощение одной фирмы  другой фирмой. На рынке возможны три формы возникновения мэрджера:

1. компания может купить имущество (прежде всего недвижимость, оборудование и другие основные фонды) другой фирмы;

2. компания может купить долю акционерного капитала другой фирмы. Тогда она становится для этой фирмы холдинговой компанией;

3. компания может выпустить свои акции для собственников фирмы в обмен на акции фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

 

В соответствии с Законом РФ, О несостоятельности (банкротстве), вступившем в силу в январе 1998 года, под банкротством понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Внешним признаком банкротства является:

– для гражданина – его неспособность удовлетворять требования кредиторов или произвести обязательные платежи в течении 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательства превышает стоимость принадлежащего ему имущества;

– для хозяйствующего субъекта – его неспособность удовлетворять требования кредиторов или произвести обязательные платежи в течении 3 месяцев с момента даты их исполнения;

– для кредитных организаций – в течении одного месяца (Закон РФ от 25 февраля 1999 года №40-ФЗ, О несостоятельности кредитных организаций);

– для естественных монополий ТЭК – в течении 6 месяцев (Закон РФ от 24 июня 1999 года №122 – ФЗ, Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса).

Согласно  закону процедуру банкротства можно  применить к любому хозяйствующему субъекту, просрочившему платеж, превышающий 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на срок более 3 месяцев. При этом обязательства, которые связаны с любой задолженностью перед самим потенциальным банкротом, во внимание не принимаются. Например, закон не содержит статей и пунктов, обязывающих кредиторов, должника или конкурсного управляющего принимать во внимание дебиторскую задолженность.

 

1.2 ФИНАНСЫ

 

Конкурентоспособность и платежеспособность хозяйствующего субъекта определяется, прежде всего, рациональной организацией финансов. Рыночная экономика не только привела  к усилению роли финансов в функционировании предприятия. Она определила для  них новое место в системе  хозяйствования. Большинство рыночных регуляторов относится к элементам  финансового механизма, т.е. входит в состав финансов. Финансы возникают с появлением денег. Деньги, выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, т.е. самовозрастающей стоимостью, или стоимостью, приносящей прибыль или доход. Таким образом деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений, как части производственных отношений.

Информация о работе Сущность, роль финансов в рыночной экономике