Стратегия экономического развития Тюменской области до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 19:31, реферат

Краткое описание

В настоящий момент Тюменская область вместе с входящими в ее состав Ханты-Mансийским и Ямало-Ненецким автономными округами - один из наиболее динамично развивающихся регионов РФ. Во многом это связано с огромным сырьевым потенциалом региона (48% перспективных и прогнозных ресурсов нефти в РФ и 27% газа). Область - крупнейший в России поставщик сырой нефти на внутренний и внешний рынки и поэтому занимает исключительно важное место в экономике и энергетической безопасности России. Именно нефтегазодобыча -базовый сектор экономики области, который определяет ее экономическую специализацию.

Вложенные файлы: 1 файл

стратегия развития тюм области 2020.docx

— 38.14 Кб (Скачать файл)

Стратегия экономического развития Тюменской области до 2020 года

В настоящий момент Тюменская область  вместе с входящими в ее состав Ханты-Mансийским и Ямало-Ненецким автономными округами - один из наиболее динамично развивающихся регионов РФ. Во многом это связано с огромным сырьевым потенциалом региона (48% перспективных и прогнозных ресурсов нефти в РФ и 27% газа). Область - крупнейший в России поставщик сырой нефти на внутренний и внешний рынки и поэтому занимает исключительно важное место в экономике и энергетической безопасности России. Именно нефтегазодобыча -базовый сектор экономики области, который определяет ее экономическую специализацию

Базовый сектор экономики обеспечивает приток инвестиций в регион, формирует  бюджетную ситуацию, определяет инфраструктурное хозяйство и систему расселения. Основные движущие силы экономического развития региона заключены в  реакции базового сектора на внешний  спрос, повышение которого приводит к увеличению регионального экспорта и росту в базовом секторе. Изменение выпуска, доходов и  занятости в базовом секторе  оказывает мультипликативное влияние  на всю региональную экономику.

Тюменская область, благодаря сильной  нефтегазовой промышленности и сложившимся на мировых рынках высоким ценами на углеводороды, в последние тричетыре года внесла значительный вклад в рост ВВП Российской Федерации. Темпы роста ВРП области (включая автономные округа) были одними из самых высоких в УрФО и опережали среднероссийские показатели. Учитывая общий вклад области в российский валовой внутренний продукт, можно сказать, что регион выступил одним из "локомотивов роста" для всей страны .

Иными словами, Тюменская область  вместе с входящими в ее состав Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами в полной мере может быть отнесена к числу зафиксированных  в подготовленной Министерством  регионального развития РФ и утвержденной Правительством РФ концепции "Стратегии  социально-экономического развития регионов Российской Федерации" "опорных  регионов", которые создают и  собирают основные финансовые, человеческие и инновационные ресурсы страны. Именно в таких регионах должен происходить  быстрый рост экономики. Предполагается, что государственная региональная политика в будущем будет ориентирована  именно на стимулирование ускоренного  развития точек роста, а не на выравнивание темпов развития между самостоятельными и дотационными регионами.

Возможности развития Тюменской области

Базовым сектором экономики Тюменской области на долгосрочный период останутся нефте- и газодобыча. В рамках сырьевой модели экономики такое значение сырьевого сектора не просто закрепляет соответствующую хозяйственную специализацию территории, но и открывает новые возможности для ее социально-экономического роста, включая появление новых видов экономической и социальной деятельности. Известно, что если сырьевой базовый сектор обеспечивает устойчивый экономический рост в течение долгосрочного периода, то рано или поздно, на территории региона появятся иные конкурентоспособные в глобальном масштабе виды экономической деятельности (которые тесно не привязаны к специфическим ресурсам, поставкам или рынкам). Таким образом развивались многие передовые регионы мира, обладавшие значительными сырьевыми ресурсами (в США, Австралии, Норвегии и пр.).

Однако для того, чтобы сгенерированный в базовом секторе экономике поток средств, товаров и людей привел к появлению в регионе новых видов экономической и социальной активности, должны сформироваться соответствующие условия: достижение определенных масштабов внутреннего рынка или появление возможностей экономии издержек за счет эффекта урбанизации. Поскольку реструктуризация нефтегазовой отрасли российской экономики (новая специализация и корпоративная организация компаний, выделение сервисов и технологического обеспечения, проектирования и инновационных разработок в самостоятельные бизнесы, территориальное разделение производственно-технологического процесса и управления) создают новые самостоятельные рынки (точнее, сегменты - геологоразведка, бурение, транспортировка, материально-техническое снабжение и логистическое обслуживание, управление информацией и пр.), возникает возможность вырастить новые части базового сектора или даже отрасли, претендующие на то, чтобы в области появились новые базовые сектора. Значительная часть перечисленных рынков локализуется на Юге области, обладающим современным крупным городом, что повышает шансы области на формирование альтернативных отраслей. Если Север Тюменской области и далее будет специализироваться в первую очередь на добыче и транспортировке углеводородов, то Юг может претендовать на наращивание своего участия в управлении и обеспечении добычи. Такой сценарий развития области является хотя и возможным, но не неизбежным. Мощность специализации Юга области на развертывании у себя выделяющихся в настоящий момент в самостоятельные сегменты базового сектора отдельных производственно-технологических звеньев производства по добыче и переработке углеводородного сырья может оказаться недостаточной для смены двухсекторной модели экономики региона и придания ее росту нового качества. Возможны различные сценарии социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу.

Инерционный сценарий развития Тюменской области

В среднесрочной перспективе производство в нефтегазовом комплексе будет концентрироваться преимущественно в разведке и добыче (upstream). Следовательно, сохранится "двухсекторная" экономика, для которой определяющим фактором развития будет уровень цен на мировом рынке нефти и газа. Причем важен не только уровень цен на углеводороды, но и паритет цен сырья и готовой продукции, работ и услуг. Даже в условиях большого роста стоимости нефти и газа часть "ценовой премии" рано или поздно будет перераспределена на рынке от поставщиков сырья в пользу иных секторов экономики (посредством роста издержек в разведке, добыче и транспортировке). Фактически, рост цен на нефть и газ должен будет стабилизироваться, пусть и за счет инфляции, и с некоторым запаздыванием в увеличении издержек в нефтегазовом комплексе. Поэтому инерционный сценарий социально-экономического развития Тюменской области в долгосрочной перспективе - это сценарий следования в небазовых секторах экономики и в бюджетной сфере за циклическими колебаниями нефтегазовых цен. Каждая из фаз "ценовой волны" при инерционном сценарии развития будет порождать свою совокупность последствий для регионального хозяйства, инвестиционных, производственно-технологических и кадровых стратегий компаний базового сектора, для бюджетной ситуации. Возможны, как минимум три варианта инерционного сценария регионального развития. Данные варианты не столько противостоят друг другу, сколько сменяют один другой в зависимости от сложившейся на глобальном рынке углеводородов ценовой конъюнктуры.

Активный сценарий развития Тюменской области

Учитывая, что нефтегазовый комплекс останется базовым сектором экономики всей области на долгосрочную перспективу, а также то, что в настоящий момент нет ни одного конкурентоспособного оформленного отраслевого кластера, можно утверждать, что сценарии развития Тюменского региона, предполагающие степень диверсификации экономики вплоть до полного преодоления зависимости от данного сектора, являются нереалистичными. По экспертным данным, на сегодняшний день в нефтегазовый сектор было инвестировано более 200 млрд. долл., и для того, чтобы вывести альтернативные сектора на сопоставимый уровень развития, потребовались бы либо сопоставимые инвестиции, либо внедрение радикальных инноваций. Однако в случае наращивания в городах Тюменской области новых высокотехнологичных сегментов базового сектора, относящихся в первую очередь к управлению (материально-техническое снабжение, логистика, финансовое и информационное обслуживание, администрирование бизнес-процессов) и инновационному развитию (сервисное и технологическое обеспечение, подготовка кадров, исследования и технологические разработки, проектирование) отрасли, базовый сектор региона имеет шанс получить более сбалансированную не только в производственном, но и пространственном отношении структуру.

Следовательно, альтернативные инерционному сценарии социально- экономического развития Тюменской области возможны. Они должны повышать устойчивость базового сектора и экономики в целом, обеспечивать сглаживание воздействия на хозяйство, систему расселения и бюджетную систему пиковых конъюнктурных колебаний базового сектора. Данная возможность не инерционного, а активного сценария развития определяется тем, что в ситуации пикового подъема цен на нефть и газ и у нефтегазовых компаний, и у региональных и муниципальных властей существуют альтернативы в расходовании полученной "ценовой премии", альтернативы принятия стратегических решений. Сфер, в которых данные альтернативы проявляются как развилки выбора при принятии стратегических решений, четыре - в отношении направления развития базового сектора, характера экономики в целом, направленности пространственного развития и организации системы расселения, а также развития системы государственного управления и бюджетной системы.

Возможные варианты развития базового сектора

Выбор рынков

В развитии базового сектора в ближайшие годы предстоит пройти ряд развилок. Прежде всего, это выбор рынков, на которые данный сектор будет сориентирован в долгосрочной перспективе. В настоящий момент основным потребителем углеводородных ресурсов из Западной Сибири является Европа, но новыми для России и чрезвычайно перспективными рынками, на которых возможен ценовой арбитраж, являются рынки США, АТР и Индии. Особенность поставок на эти новые рынки в том, что должна быть создана соответствующая инфраструктура, например, для поставок СПГ. Очевидно, что прохождение развилки в отношении рынков для российского нефтегазового комплекса скажется на развитии инфраструктурного хозяйства:

Вариант 1. Либо НГК сосредоточится на модернизация существующих и завершение уже заявленных транспортных проектов: БТС, Единая система газоснабжения, "Голубой поток"23, Северо-Европейский газопровод, развитие железнодорожных перевозок как компенсации ограниченности иных транспортных инфраструктур в юго-восточном направлении. Развитие иных инфраструктурных проектов будет осуществляться во вторую очередь. Причем данные проекты будут выступать локальными планами отдельных компаний.

Вариант 2. Либо приоритетное значение будет придано новым транспортным проектам: Мурманская трубопроводная система, Ангарск – Дацин- Находка, транспортировка СПГ с северного побережья РФ, а также согласованию локальных проектов отдельных компаний в рамках их общей ориентации на наиболее важные для РФ рынки. Например, в настоящее время конкурируют два проекта транспортировки углеводородов с севера Красноярского края: северный-трубопроводом до Диксона, а затем вывоз танкерами по Севморпути24; восточный - в Иркутскую область, а затем в АТР25. Кроме Северо-Ванкорского участка в "Роснефти", к примеру, считают целесообразным присоединение к будущему трубопроводу на Диксон и других месторождений региона: Сузунского, Тагульского и Лодочного. При этом месторождения севера Красноярского края напрямую граничат с зонами разработки тюменских запасов углеводородов. Существует два проекта транспортировки углеводородов с Ковыктинского месторождения: подача газа в Иркутскую область для нужд энергетики и химии ("Саянскхимпласт") и подача газа в Китай и АТР26. Эксперты считают, что "окно возможностей" по выходу на новые рынки открывается в 2005-2008 годы. Следующее появится в районе 2015 года.

Планы и проекты инфраструктурного  развития нефтегазового комплекса  Западной Сибири и рыночного позиционирования работающих там компаний должны быть согласованы с общим выбором перспективных рынков для

Выбор направления развития сырьевой базы

В выборе направления развития сырьевой базы для компаний базового сектора должны учитываться как возможности сосредоточения на интенсификации добычи на уже разрабатываемых месторождениях, так и освоение новых крупных месторождений нефти и газа, причем не только внутри региона (например, Ямал), но и за его пределами (шельф Баренцового моря, Восточная Сибирь). Если по развитию нефтедобычи особых альтернатив для компаний, действующих в Западной Сибири, нет: добыча и далее будет сосредоточена в основном в Тюменской области (преимущественно в Ханты-Мансийском автономном округе), то по добыче газа выбор в пользу продолжения разработки старых месторождений (преимущественно в Ямало-Ненецком автономном округе) неочевиден. В частности, по природному газу есть возможность перенести добычу на территорию полуостровов Ямал и Гыдан, но их оцененные запасы в несколько раз меньше возможностей сегодняшнего центра добычи в междуречье Надым-Пур-Таза. Соответственно, крупнейшее месторождение Ямала -Бованенковское - в несколько раз меньше современного флагмана Газпрома -Уренгоя. Тем самым, в нефтедобыче основной выбор будет заключаться в модернизации существующих или во внедрении новых инновационных технологий добычи (enhanced recovery: переход на более глубокие горизонты, доразведка, "умные" скважины, закачка азота и прочее). Конкретный характер этого процесса применительно к Тюменской области будет зависеть от мер институционального характера, развития инвестиционного и политического климата в России, а также ситуации на мировых рынках. Сохранение нынешнего уровня цен, а также высокая вероятность дефицита мирового рынка сырой нефти будут стимулировать усилия по поддержанию уровня добычи в Ханты-Мансийском автономном округе. Трудно оценить, какой реально резерв для удержания добычи объективно существует. В отличие от нефти в газодобыче есть куда двигаться по освоению новых месторождений, однако введение в оборот этих ресурсов потребует колоссальных вложений в инфраструктуру (освоение Ямала оценивается, как минимум, на уровне 40 млрд. долл. США32), притом, что существует значительный резерв интенсификации извлечения из существующих месторождений. Таким образом, основной выбор (продолжение экстенсивного развития на полуостров Ямал, а затем шельф Карского моря или интенсификации извлечения на "старой" базе) остается не сделанным. В определенной степени на выбор будет влиять ситуация на мировом рынке - сверхвысокие цены смогут оправдать массированные вложения инфраструктуру. Необходимо учитывать, что природный газ с российского Севера находится в прямой конкуренции на рынке с газовыми ресурсами Ближнего Востока, которые в силу политических причин только частично вовлечены в мировой рынок. От развития ситуации вокруг Ирана и Саудовской Аравии будет непосредственно зависеть инвестиционная привлекательность Штокмана и Ямала, также как от энергетической ситуации в Северной Америке и Европе -основных рынках сбыта природного газа.

Будущая корпоративная  организации нефтегазового сектора

Корпоративная организации базового сектора будет зависеть, во-первых, от избранного РФ направления развития нефтегазовой отрасли в целом, во-вторых, от того, будут ли реализованы крупные проекты освоения и за счет чего для этого будут консолидированы финансы, в-третьих, от отношения государства к разработке малых месторождений и крупных месторождений с падающей добычей. Возможны три основных варианта развития нефтегазовой отрасли в РФ когда приоритет отдается экономической безопасности страны и обеспеченности ее экономики нефтью и газом, с одной стороны, а также выполнения внешнеторговых обязательств - с другой; когда главной задачей является повышение капитализация крупных российских нефтегазодобывающих компаний; когда приоритетом выступает капитализация и рациональное использование сырьевых активов. В развитии нефтегазовой отрасли по первому сценарию доминирующим корпоративным субъектом на рынке должны выступать государственные операторы либо в сфере разведки и добычи, либо в сфере транспортировки. При реализации второго сценария на рыке будут доминировать крупные нефтегазодобывающие вертикально-интегрированные компании (ВИК), а при третьем появляется место для малых и средних нефтегазодобывающих компаний (МСНК) как более гибких и способных работать на малых месторождениях и месторождениях с падающей добычей. Понятно, что от выбранного сценария развития нефтегазовой отрасли будет зависеть и эффективность использования сырьевых ресурсов Тюменской области. Наиболее благоприятным для нее сценарием является развитие отрасли при приоритете капитализации сырьевых активов. Хотя все три сценария не являются антагонистическими альтернативами и, скорее всего, реализован будет какой-то средний с преобладающими чертами одного из названных. Допуск к разработкам компаний-нерезидентов, создание инвестиционных консорциумов для реализации крупных проектов нового освоения33 и поддержка малых и средних нефтегазодобывающих компаний (если они состоятся) позволяют надеяться на стабилизацию добычи, рост объемов ГРР и стабилизацию системы расселения в местах добычи, в том числе на "затухающих" месторождениях. Пока же в организационной структуре нефтегазового сектора Тюменской области доминирующее положение занимают вертикально интегрированные компании (ВИНК). Роль малых и средних нефтегазодобывающих компаний (МСНК) остается незначительной. Иными словами, в нефтегазовом секторе России тенденции развития малых и средних компаний не соответствуют динамике изменения сырьевой базы. Во многом это объясняется отсутствием целенаправленной государственной политики в отношении компаний подобного типа. Особенности функционирования таких компаний слабо учитываются при формировании системы государственного регулирования НГС. Кроме того, приближается момент принятия финансовых решений нефтегазовыми компаниями об источниках финансирования ими масштабных проектов нового освоения. Эксперты называют точкой принятия решений 2006-2008 годы, когда наступают пики платежей "Газпрома" и крупных нефтегазовых компаний по внешним кредитам и облигационным займам

Информация о работе Стратегия экономического развития Тюменской области до 2020 года