Стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:50, реферат

Краткое описание

В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации, и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Одни мирятся и приспосабливаясь «плывут по течению». Другие ищут выход из трудной жизненной ситуации с помощью действий направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать. А многие, проклиная судьбу лишь жалуются на сложную жизнь и фактически не решая никаких проблем, впадают в депрессию.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегии поведения в тжс.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время к основным критериям психического здоровья относят: соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций - внешним раздражителям, значению жизненных событий; адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности; адаптивность в микросоциальных отношениях; способность самоуправления поведением, разумного планирования жизни.

Жизненная ситуация может наносить ущерб психическому здоровью. Такая ситуация называется психической травмой. Психическая травма - это жизненная ситуация, характеризующаяся индивидуальной и относительной неразрешимостью и вызывающая состояния нервно-психического напряжения, которое приводит к нарушениям психического здоровья. Рассмотрение психической травмы возможно с позиций теории психологического стресса, согласно которой реагирование на неблагоприятные факторы среды зависит от восприятия их личностью в качестве стрессовых. Личность уязвима не ко всем, а к определенным факторам среды. Фактор значимости опосредует любое воспринимаемое извне воздействие. Чем более значимыми являются затрагиваемые психической травмой переживания личности, тем более патогенной является психическая травма.

Рост  многообразия событий в современном  мире способствует усложнению поведения  личности в них и повышает вероятность  их патогенного воздействия.

Таким образом, стратегии поведения в значимых ситуациях - это особые поведенческие синдромы, характеризующиеся актуализацией адаптивных механизмов саморегуляции.

· Понятие стратегий  поведения шире, чем психологическая  защита, имеющая место в трудных  ситуациях.

· Сущность стратегий поведения отражается, помимо психологической защиты, также в понятиях форм переработки конфликта, реакций на фрустрационные ситуации, «техник бытия», архетипов, экземплификации и др.

· Стратегии  поведения являются различными вариантами процесса адаптации, охватывающего соматические, личностные и социально-психологические аспекты жизнедеятельности, и понимаемого как процесс взаимодействия личности и среды с целью поддержания равновесия по типу гомеостаза. Субъективным отражением адаптационного процесса является внутренняя картина жизненного пути.

· Стратегии  поведения подразделяются на соматически, личностно и социально ориентированные  в зависимости от преимущественного  участия в адаптационном процессе того или иного уровня жизнедеятельности.

· Психическое  здоровье обеспечивает регуляцию поведения, которое зависит в первую очередь от отношения личности к ситуации, с которой она взаимодействует.

Соматически ориентированные  формы поведения.

Соматизация—это «Отелеснивание» негативных эмоций, приводящее к возникновению дискомфортных телесных ощущений, а при их длительном существовании— к разнообразным нарушениям внутренних органов 

Соматизация возникает  при попытке личности адаптироваться к жизненным ситуациям при отсутствии возможности адекватной адаптации и может служить средством разрешения интрапсихических конфликтов. Так, симптомы «боли» могут быть результатом реализации потребности в страдании. Чаще всего соматизация бывает у людей с органиченными возможностями самовыражения, ограниченным набором стратегий поведения в значимых ситуациях.

Аггравацией называется преувеличение тяжести симптомов реально существующего заболевания или болезненности состояния. К аггравации склонны люди с истероидной акцентуацией, страдающие психопатиями, а также лица пожилого возраста, имеющие выраженные изменения психики.

Симуляция представляет собой поведение, направленное на имитацию болезни или ее отдельных симптомов с целью введения в обман. К симуляции прибегают либо примитивные лица, либо опытные и изворотливые. Мотивами симуляции могут быть: достижение определенных льгот (например, улучшение жилищных условий, получение пенсии, пособий и др.), уклонение от обязанностей, стремление обратить на себя внимание (например, при недостатке родительской заботы у детей), потребность в помощи, опеке и т.д. Личностный смысл, цели симуляции могут быть как осознанными, так и неосознанными. Последние случаи наблюдаются, например, у лиц с истерическими неврозами, когда симуляция становится одним из способов неадекватного разрешения невротического конфликта, а также при соматизации  как своеобразной адаптации к жизненным ситуациям при ограниченных возможностях самовыражения. Неосознанная симуляция (патологическая) свойственна психически больным и проявляется в имитации соматических заболеваний.

Тремором называются непроизвольные ритмические мышечные сокращения, вызывающие колебательные движения конечностей, туловища. Наиболее часто наблюдается тремор пальцев, рук, кистей, головы, век.  Тремор усиливается при утомлении, переживании сильных эмоций (эмоциональный тремор).

Личностно ориентированные  формы поведения

Психогении - это расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм.

Психогении возникают  в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией или могут быть результатом слабого, но продолжительного травмирования. В возникновении психогений существенную роль играет определенная готовность к «психическому срыву», развивающаяся на фоне ослабленности организма после перенесенного заболевания, длительного нервного напряжения, специфических особенностей нервной системы и личностных черт, психопатий.

Неврозы являются группой наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, возникающих при нарушении особо значимых жизненных отношений личности и проявляющихся в специфических клинических феноменах. Возникновение невроза определяется, как правило, не непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а личностной переработкой сложившейся ситуации, следствием чего является неспособность личности адаптироваться к психотравмирующей ситуации. Формированию неврастении способствует постоянное стимулирование нездорового стремления к успеху без учета необходимых для этого сил и возможностей. Формированию истерии способствует обстановка заласкивания, беспринципной уступчивости, неоправданного подчеркивания достоинств либо, напротив, безразличия и отвержения или деспотического воспитания. Формированию невроза навязчивых состояний способствует воспитание в обстановке чрезмерной опеки, подавления самостоятельности и собственной инициативы» противоречивых требований.

Личностный кризис - это критический момент в личности, находящейся в ситуации, когда  реализация жизненного замысла невозможна (Ф. В. Василюк). Характерно наличие внутренних противоречий между потребностями и невозможностью их удовлетворения в процессе жизненного пути личности. Выделяется три типа протекания личностного кризиса:

1. Личностный  кризис приводит к интеграции ранее вытесняемого и отвергаемого опыта осознания Я-концепции и субъекта, пары партнеров или социальных групп.

2. Личностный  кризис ведет к усилению прежней  Я-концепции, на которую не  влияют объективная действительность  и новый жизненный опыт.

3. Личностный  кризис приводит к разрушение  существовавшего представления  о себе и лишает способности  действовать (К. Ф. Мюллер)

Суицид - это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл. Суицидом является акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Причины суицидов многообразны и коренятся как в личностных деформациях субъекта и психотравмирующей обстановке, окружающей его, так и в социально-экономической и нравственной организации общества.

На частоту  суицидов в значительной степени  влияют темпы индустриализации, экономическая нестабильность, ломка жизненных стереотипов, ослабление роли традиционных социальных институтов в регламентации отношений между людьми.  Непосредственной причиной суицидов является утрата смысла жизни. Смысл жизни - это базовая мотивационная тенденция.  Смысл жизни является важнейшим двигателем развития личности.

Апатия - это состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к себе и близким, к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов, резким ослаблением внимания. Апатия протекает на фоне сниженной физической и психологической активности.  При глубокой апатии возникает «смерть с открытыми глазами» - апатический ступор, впервые описанный К. Ясперсом, характеризующийся полной неподвижностью, мышечной расслабленностью, отсутствием фиксации взгляда, бессонницей.

Аутизм представляет собой крайнюю форму психологического расстройства, выражающую в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний. Термин «аутизм» используется для описания как психических нарушений, так и нормальной психики.

Сверхцеиные идеи - суждения, идеи, представления, занимающие в сознании субъекта не соответствующее их значению преобладающее положение. Сопровождаются выраженными эмоциональными переживаниями. В отличие от бреда, как неадекватного суждения о действи тельности, сверхценные идеи возникают как патологическое преобразование (нередко запоздалое) естественной реакции на реальные события.

    • Социальные формы поведения

Агрессия - это поведение, направленное на нанесение  физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого  человека, группы людей или самого себя (аутоагрессия). В значительной части случаев такое поведение возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр.

Поведение типа А - специфический стиль поведения, который характеризуется агрессивностью, нетерпеливостью, чрезмерной вовлеченностью в работу, стремлением к достижениям, соперничеству, преувеличенным чувством недостатка времени, торопливой речью, напряженностью мышц лица и тела. Основной чертой поведения типа А является стремление достигать как можно большего за минимальный промежуток времени, преодолевая любое сопротивление окружающих. У поведения типа А есть много общего с работоголизмом - типом поведения, характеризующимся стремлением к постоянному успеху и одобрению со стороны окружающих.

Поведение типа Б - специфический стиль поведения, который характеризуется расслабленностью, спокойствием, умеренной вовлеченностью в работу при чередовании работы и отдыха, напряжения и релаксации, отсутствием состояния непрерывной эмоциональной напряженности, уравновешенностью. Поведение типа Б является противоположным поведению типа А. Лица с поведением типа Б в 4-7 раз реже болеют инфарктом миокарда. Встречается вдвое реже, чем поведение типа А и втрое реже, чем «смешанное» поведение. У лиц с поведением типа Б не отмечается снижения активности в социальном плане.

Социальные формы поведения  включают в себя агрессию, возникающую при нарушении культурно-социальных норм, а также поведение типа А и В как целостные многокомпонентные жизненные стили.

Психологи выделяют три основных типа поведения в проблемной ситуации. Первый тип связан с избеганием существующей проблемы: мы либо ничего не предпринимаем и ждем, что проблема разрешится сама, либо отвлекаемся от неприятных мыслей и переживаний с помощью каких-то внешних средств. Как правило, такая реакция приводит к тому, что существующая проблема не только никуда не уходит, но и становиться более серьезной. Другой реакцией на возникновение трудной жизненной ситуации является обращение за помощью к другим людям: родным, друзьям, любимому человеку, психологу. Эту реакцию психологи считают наиболее конструктивной. Однако бывают ситуации, когда по той или иной причине обратиться за помощью к другим людям нет возможности. Третий тип реакции связан с попыткой решить возникшую проблему самостоятельно.

   Приемы, применяемые в случаях неудач,

Обесценивание объекта. Не сумев найти выход из сложной ситуации, в данном случае не сумев достичь важной цели (выйти замуж, поступить в институт, защитить диссертацию, реферат и т.д.), человек понижает ее значимость.

Корректировка своих надежд и чаяний.

Акцептация― принятие ситуации, такой, как она есть в действительности. В психологии этот прием иногда называют «терпением» или еще чаще используют словосочетание «отпустить ситуацию». Осознанное решение, принимаемое после анализа жизненной ситуации и сравнения собственного тяжелого положения с еще худшим положением других людей.

Положительное толкование своей ситуации(«Да, это у меня не получилось, но зато…»)

Есть мнения, что подобные приемы свидетельствует о пассивной стратегии и о неспособности совладать со своей жизнью. Но в действительности все не так однозначно, ведь иногда временное приспособление выступает как мудрая стратегия переживания трудной жизненной ситуации, учитывающая жизненные перспективы с их реальными особенностями.

Для каждой личности характерен неповторимый, уникальный способ жизни, способ ее структурирования и организации. Особенности поведения  наиболее четко можно проследить, когда в жизни человека возникают  трудные жизненные ситуации, на которые  невозможно реагировать привычными способами. Такого рода обстоятельства способствуют развитию или регрессу личности, открывают или закрывают путь для ее нормального психического развития и функционирования. Устойчивость личности к трудным жизненным ситуациям можно рассматривать как индикатор (показатель) степени её интегрированности (целостности). Чаще всего в сложной жизненной ситуации у человека возникают сильные, отрицательные эмоции. Человеку, находящемуся под влиянием сильных эмоций, сложно управлять своим поведением. Поведение такого человека, как правило, определяется его непосредственными эмоциональными реакциями, а не сознательными решениями, и это чаще всего не способствует успешному преодолению проблемы.

Информация о работе Стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях