Статистическое исследование системы образования в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является раскрытие существующих на сегодняшний день, методов исследования уровня образования населения и развития системы обучения, а также проведение на основе изученных методов статистического исследования уровня образования населения в РБ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•На основе изученных источников раскрыть методы исследования уровня образования населения и развития системы обучения;
•Выявить и изучить источники информации;
Провести исследование уровня образования населения в Оконешниковском районе.
•Сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы статистического изучения системы образования….6
1.1. Статистика образования и её информационная база………………………6
1.2. Международные статистические показатели уровня образования населения……………………………………………….………………………….7
1.3. Уровень образования населения, отечественные методики расчета…….11
2. Статистическое исследование динамики уровня образования в РБ……….15
2.1. Анализ показателей динамики и аналитическое выравнивание…………15
2.2. Анализ показателей колеблемости ряда динамики……………………….19
2.3. Прогнозирование на будущее уровня образования населения…………..20
3. Корреляциононо-регрессионный анализ……………………………………21
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика в.11.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

Социальная значимость образования как качественной характеристики личности и народонаселения в целом обусловила включение данного компонента в индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается Программой развития ООН (ПРООН) с 1990 г. по 163 странам мира. Индекс уровня образования является интегральным показателям, одним из компонентов ИРЧП и включает два показателя:

• индекс грамотности взрослого  населения

где

— уровень грамотности,

• совокупный показатель охвата числа поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней

где

— число поступивших.

Индекс достигнутого уровня образования  обобщает предыдущие два индекса:

Модификация данного индекса предложена в 1995 г. в виде показателя равномерно распределенного уровня образования, учитывающего различия между мужчинами и женщинами в уровне

Россия по рассматриваемому кругу  показателей находится на уровне высокоразвитых стран. Вместе с тем в начале XXI, при сложившихся в России тенденциях следует ожидать сокращения показателя охвата молодежи образованием. Переход России с первой стадии демографического развития на вторую сопровождается увеличением до максимума спроса на образовательные услуги начального и среднего профессионального образования. Именно эта ступень обучения резко сократилась в 90-х гг. От осознания приоритета в развитии профессионального обучения молодежи и принятия действенных мер в этой области зависят перспективы образования.

1.3. Уровень образования населения, отечественные методики расчета

 

 

Как уже отмечалось, измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписей населения, в ходе выборочных опросов. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики.

Из истории статистики известно, с какой детальностью обсуждалось понятие “границы неграмотности”. Считать ли грамотным человека, который может лишь читать, либо того, кто умеет писать и считать. В результате были выработаны критерии грамотности (неграмотности), которые использовались при проведении переписи населения России в 1926 г. В ней умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хотя бы по слогам; умеющими писать — те, кто мог подписываться. “Неграмотный” — так фиксировался лишь не умеющий ни читать, ни писать.

Согласованное на международном уровне определение грамотности (неграмотности) взрослого населения было предложено экспертами ЮНЕСКО: грамотными считаются  лица, которые могут с пониманием как прочитать, так и написать короткий простой текст, касающийся их повседневной жизни.

Для стран, достигших всеобщей грамотности, актуальным становится изучение функциональной неграмотности среди взрослого  населения. В развитых странах с  середины 90-х гг. ОЭСР проводится международный  обзор функциональной грамотности взрослого населения. В ходе исследования оценка грамотности как определенного навыка, умения понимать и использовать печатную информацию в повседневной жизни проводилась по трем направлениям: литературная, документальная и счетная грамотность.

В России до сих пор не определено содержание таких понятий, как компьютерная грамотность, основное (базовое) и среднее  образование. Последние понятия  отождествляются формально с  числом законченных классов, а не с освоением знаний и развитием  интеллекта личности.

При проведении переписи населения  фиксируется уровень образования  каждого респондента, учитывается  тип учебного заведения, в котором  обучается опрашиваемый. Уровень  образования в российских переписях  отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ (по числу законченных классов), начальных профессиональных, средних профессиональных и высших учебных заведений (классифицируется по ступеням обучения). Основными чертами этой сети учебных заведений служат обучение по совместным программам, последовательная преемственность в образовании, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.

В программе предстоящей в России в 2010 г. переписи уровень образования фиксируется для лиц в возрасте 6 лет и старше и выделяется образование: начальное общее (3 — 4 класса школы); основное общее (5 — 9 классов); среднее (полное) общее (11 классов); начальное профессиональное; среднее профессиональное; незаконченное высшее (3 курса); неполное высшее (4 курса) и высшее профессиональное. Для детей, не имеющих начального общего образования, указывается: умеют ли они читать и писать, а для респондентов старше 15 лет — наличие или отсутствие начального профессионального образования. При затруднении в определении изучаемой характеристики выясняется название учебного заведения и количество курсов (классов), которые закончил опрашиваемый, с указанием года окончания обучения.При такой программе обследования недоучтенным оказывается уровень образования, который классифицируется (окончание аспирантуры, докторантуры) и не классифицируется (курсы, факультеты повышения квалификации и др.) по ступеням обучения. Практически не фиксируется в переписи профиль (направление) обучения: последовательность повышения однопрофильного образования и наличие разнопрофильных уровней подготовки.

Для лиц, находящихся в процессе обучения, в программе переписи фиксируется  тип учебного заведения, для дошкольников указывается посещение (непосещение) дошкольных учреждений.

На основе материалов переписи формируются  два вида обобщающих показателей. К  первому виду относятся показатели состояния, которые характеризуют  удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования, и продолжительность  обучения, Наиболее распространенными показателями здесь являются:

• процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше;

• уровень грамотности среди  взрослых;

• число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее  специальное и среднее (полное и  неполное) образование на 1000 населения в возрасте 15 лет и старше (или на 1000 занятого населения);

• число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет  и старше';

• средний уровень образования  в годах обучения; при этом наличие начального образования приравнивается 4 годам, высшего — к 15.

Обобщающие показатели второго  вида включают характеристики процесса, которые определяются отношением численности  контингента обучающихся на данной ступени к численности населения  соответствующего возраста. Такие  показатели могут быть вычислены на валовой (в числителе показывается численность обучающихся без учета возраста, включая второгодников) и на чистой (в числителе — численность обучающихся в возрастном интервале, соответствующем данной ступени обучения) основах. Наиболее распространенные из этих показателей включают:

• брутто-коэффициент набора в  целом и по ступеням обучения —  долю детей соответствующего возраста, зачисленных (поступивших) на различные  ступени обучения;

• охват (общий и частные, валовой  и чистый) — отношение учащихся определенной ступени обучения к численности населения в возрастной группе, соответствующей данной ступени образования

• долю учеников данной ступени, полностью  закончивших обучение, относительно численности учащихся этой ступени  образования. Например, долю детей-учеников начальной школы, закончивших 3-й класс, относительно численности учащихся начальной школы. Для измерения доступности к компьютерной сети Internet рассчитывается показатель численности пользователей (Internet users) на основании данных о подписчиках.

Рассмотрим методики анализа обобщающих показателей уровня образования  и охвата молодежи образованием. Материалы  переписей населения позволяют  проанализировать структуру, динамику и дифференциацию уровней образования  городского и сельского населения, мужчин и женщин, занятого и незанятого населения.

Тесная  связь уровня образования с возрастной структурой населения требует корректного  использования перечисленных показателей  при анализе динамики, а также  при межрегиональных сравнениях. Сравниваемость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения:

где — средний уровень образования в j-й группе;

    — доля j-й группы в структуре населения, принятой за стандартную.

 

2. Статистическое  исследование динамики уровня  образования в РБ

2.1. Анализ показателей  динамики и аналитическое выравнивание

 

Процессы и явления общественной жизни, являющиеся предметом изучения статистики, находятся в постоянном движении и изменении.

Ряд цифровых данных в определенной, хронологической  последовательности, характеризующие  изменения явлений во времени, называются динамическими рядами.

Такие ряды строят для выявления и изучения складывающихся закономерностей в развитии явлений экономической, политической и культурной жизни общества.

Правильно построенный динамический ряд состоит из сопоставимых статистических показателей. Для этого необходимо, чтобы состав изучаемой совокупности был один и тот же на всем протяжении ряда, то есть относился к одной  и той же территории, к одному и тому же кругу объектов и был рассчитан по одной и той же методологии. Кроме того, данные динамического ряда должны быть выражены в одних и тех же единицах измерения, а промежутки времени между значениями ряда должны быть по возможности одинаковыми.

В зависимости от характера изучаемых величин различают три вида динамических рядов: моментные, интервальные и ряды средних.

Моментными рядами называются статистические ряды, характеризующие размеры изучаемого явления на определенную дату, момент времени. Интервальными рядами называются статистические ряды, характеризующие размеры изучаемого явления за определенные промежутки времени. Для общей характеристики какого-либо явления за определенный период рассчитывают средний уровень всех членов динамического ряда. Способы его расчета зависят от вида динамического ряда. Для интервальных рядов средняя рассчитывается по формуле средней арифметической, причем при равных интервалах применяется средняя арифметическая простая, а при неравных - средняя арифметическая взвешенная.

Далее проводится статистический анализ уровня образования в Республике Башкортостан. Во-первых, анализируются показатели динамики.

Для анализа  берется численность населения  Республики Башкортостан с высшим образованием, оценивается наличие тренда в  рядах динамики, а также возможность прогнозирования уровня образования на будущее, рассчитав для этого абсолютные, относительные и средние показатели ряда динамики.

Таблица 1. Способы расчета показателей  ряда динамики

Показатели

Способы расчета

базисный

цепной

Абсолютный прирост, ц

б = Уi – У1

Средний абсолютный прирост, ц

б=

ц =

Темп роста, %

 
%

%

Средний темп роста, %

%

Темп прироста, %

=
%

Средний темп прироста, %

Абсолютное содержание 1% прироста, ц

 

-


 

Показатели рассчитываются двумя способами: базисным и цепным. Расчеты показателей ряда динамики представлены ниже в виде таблицы 7.

Для выявления тенденции в рядах  динамики используется метод выравнивания методом наименьших квадратов.

 

 

Таблица 2. Анализ динамики

Годы

Численность населения  с высшим образованием, млн.чел.

Абсолютный 

прирост

Темп роста

Темп 

прироста

Абсолютное содержание

1% прироста

Базис

Цепн

Базис

Цепн

Базис

Цепн

2005 г.

3035

-

-

-

-

-

-

-

2006г.

3917

882

882

129,1

129,1

29,1

29,1

30,35

2007 г.

4787

1752

870

157,7

122,2

57,7

22,2

39,17

2008 г.

6220

3185

1433

204,9

129,9

104,9

29,9

47,87

2009 г.

7996

4961

1776

263,5

128,6

163,5

28,6

62,2

2010 г.

9928

6893

1932

327,1

124,2

227,1

24,2

79,96

В сред.

5980,5

1379

1379

126,2

126,2

26,2

26,2

Х

Информация о работе Статистическое исследование системы образования в Республике Башкортостан