Статистическое исследование системы образования в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является раскрытие существующих на сегодняшний день, методов исследования уровня образования населения и развития системы обучения, а также проведение на основе изученных методов статистического исследования уровня образования населения в РБ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•На основе изученных источников раскрыть методы исследования уровня образования населения и развития системы обучения;
•Выявить и изучить источники информации;
Провести исследование уровня образования населения в Оконешниковском районе.
•Сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы статистического изучения системы образования….6
1.1. Статистика образования и её информационная база………………………6
1.2. Международные статистические показатели уровня образования населения……………………………………………….………………………….7
1.3. Уровень образования населения, отечественные методики расчета…….11
2. Статистическое исследование динамики уровня образования в РБ……….15
2.1. Анализ показателей динамики и аналитическое выравнивание…………15
2.2. Анализ показателей колеблемости ряда динамики……………………….19
2.3. Прогнозирование на будущее уровня образования населения…………..20
3. Корреляциононо-регрессионный анализ……………………………………21
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика в.11.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

Статистика.

Тема 11. Статистическое исследование системы образования в Республике Башкортостан

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические  основы статистического изучения  системы образования….6

1.1. Статистика образования и её информационная база………………………6

1.2. Международные статистические  показатели уровня образования населения……………………………………………….………………………….7

1.3. Уровень образования населения,  отечественные методики расчета…….11

2. Статистическое  исследование динамики уровня  образования в РБ……….15

2.1. Анализ показателей  динамики и аналитическое выравнивание…………15

2.2. Анализ показателей колеблемости  ряда динамики……………………….19

2.3. Прогнозирование на будущее  уровня образования населения…………..20

3. Корреляциононо-регрессионный анализ……………………………………21

Заключение………………………………………………………………………28Список использованной литературы…………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистического метода. Она дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними. Важным направлением социальной статистики является изучение особенностей поведения отдельных групп: на что тратят время и деньги интеллектуалы и люди с низким культурным уровнем, каковы политические ориентации разных социальных групп, взаимоотношения между поколениями и т.д.

Вопрос об актуальности социальной статистики целесообразно рассмотреть предварительно в более общем виде. Как известно, социальные проблемы зависят от конкретно-исторических условий, сложившихся в данном обществе на данном этапе его развития. В связи с этим возникает необходимость выявить основные из них: определяются степень настоятельности решения социальных проблем и их характер. 

При всем разнообразии общественно-политического  устройства разных стран острота  социальных проблем в них зависит  от одних и тех же условий. К  ним относятся: степень гуманизации отношений в обществе и объем ресурсов, которые могут быть направлены на удовлетворение нужд населения; степень развитости различных видов потребностей и уровень осознанности их населением. Существенную роль играют национально-культурные традиции, мера сбалансированности потребностей и возможностей их удовлетворения, степень дифференциации условий жизни различных групп и категорий населения страны. 

Актуальны и такие условия, как  наличие примера других стран  с иными уровнем и структурой потребления, быстрота изменений в жизни населения, определяющих возможность его адаптации к новым условиям. Далеко не безразличны и интенсивность социальной и территориальной мобильности населения, принятые в данном обществе способы решения социальных проблем, соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на степень удовлетворенности людей своими условиями жизни.

Одна из ведущих задач статистики заключается в измерении образовательного потенциала общества; в изучении процессов его формирования, дифференциации и использования. Образовательный потенциал общества — накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

В современных условиях стали актуальными проблемы:

• доступности образования для  населения с разным уровнем платежеспособности;

• выявления приоритетов в развитии системы обучения;

• выработки понятия и методики измерения качества образования.

В России до сих пор не определено содержание таких понятий, как компьютерная грамотность, основное (базовое) и среднее образование. Последние понятия отождествляются формально с числом законченных классов, а не с освоением знаний и развитием интеллекта личности.

Статистика образования изучает  деятельность дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования.

Действующая в Российской Федерации  государственная система статистического  наблюдения в сфере общего образования предусматривает прохождение статистической информации через органы Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по статистике.

Информация об уровне образования  населения собирается Госкомстатом России, измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписей населения, в ходе выборочных опросов. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики.

Материалы переписей населения  позволяют проанализировать структуру, динамику и дифференциацию уровней образования городского и сельского населения, мужчин и женщин, занятого и незанятого населения.

Таким образом, целью данной работы является раскрытие существующих на сегодняшний день, методов исследования уровня образования населения и  развития системы обучения, а также проведение на основе изученных методов статистического исследования уровня образования населения в РБ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • На основе изученных источников раскрыть методы исследования уровня образования населения и развития системы обучения;
  • Выявить и изучить источники информации; 
    Провести исследование уровня образования населения в Оконешниковском районе.
  • Сделать соответствующие выводы.

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы статистического изучения системы образования

1.1. Статистика образования и её информационная база

 

Основным источником информации об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает  получение сведений об уровне образования  каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.

Значительное внимание уделяется  изучению подготовки и повышению  квалификации занятого населения. Такое  изучение осуществлялось по данным единовременных учетов как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 г.

Главным источником информации о государственных  учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа  отчетности содержит: сведения о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами. Менее распространены исследования уровня жизни учителей школ, мастеров и педагогов профессионально-технических .средних специальных и высших учебных заведений.

С переходом к рынку платных услуг, в том числе в области образования, интенсивно формируется сеть частных учебных заведений, развивается обучение по программам зарубежных университетов, создается система дистанционного обучения. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен, Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований. При подготовке такой работы должен быть учтен опыт организации переписи учебных заведений в России в 1889,1911 и 1927 гг. («школьных переписей»)1. Основным источником сведений об образовательном составе и уровне населения служат сплошные и выборочные переписи населения, учитывающие название ВУЗа, число лет обучения, типе образовательного учреждения и т.д. В период между переписями производят текущие оценки уровня образования (из-за возможной погрешости расчетов используют относительные показатели.)

 

1.2. Международные статистические показатели уровня образования населения

 

Данные международной образовательной  статистики предоставляют возможность увидеть реальную картину состояния образования в большинстве стран мира. Сопоставительный анализ систем образования различных стран на основе этих данных  позволяет оценить положительные и отрицательные моменты развития национальных образовательных систем и определить общемировые тенденции развития образования.

Для изучения уровня образования и  культуры населения Статистическая комиссия ООН рекомендует ряд  показателей. К ним относятся:

а) число неграмотных и их доля в общей численности лиц старше «возраста грамотности» (этот возраст определяется каждой страной в зависимости от конкретных условий);

б) численность детей школьного  возраста, не посещающих школу;

в) численность и структура учащихся начальных и средних школ;

г) численность студентов вузов на 100 тысяч жителей;

д) тираж книг на 100 тысяч жителей, а также ряд других показателей2.

Наиболее обширная база данных по высшему образованию стран мира - WHED (World Higher Education Database) - создана Всемирной  Ассоциацией Университетов IAU (International Association of Universities)4. В ней содержатся сведения по 180 странам, имеющим сформировавшиеся системы образования. Однако эти сведения носят в основном описательный характер, поэтому при сопоставительном статистическом анализе образовательных систем различных стран могут использоваться лишь в качестве дополнительного источника информации. В основе анализа должны лежать данные образовательной статистики, сгруппированные по системообразующим международным показателям. Признанными источниками такой информации являются:

  • ежегодные всемирные доклады по образованию Института статистики ЮНЕСКО (Global Education Digest);
  • материалы Организации экономического содружества и развития (ежегодные отчеты по образованию по странам ОЭСР и партнеров: Education at a Glance - OECD Indicators);
  • доклады Всемирного банка.

Для сопоставления данных образовательной  статистики разных стран используется Международная стандартная классификация  образования (МСКО) утвержденная Генеральной  конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 г. Схема МСКО–1997 предлагает методологию перевода национальных учебных программ в международно-сопоставимый набор категорий для определения ступеней образования3. Характеристика уровней МСКО и соответствующие эквиваленты российского образования4 представлены в табл.1.

Таблица 1. Характеристика ступеней МСКО

Название ступени по МСКО 1997 г.

Эквивалент в российской системе образования

МСКО 0 - допервичное образование

Начальная стадия организованного  обучения, предназначенная прежде всего, чтобы подготовить маленьких детей к обучению в условиях школы

Дошкольное образование

МСКО 1 – первичное  образование

Обычно предназначено, чтобы дать учащимся базовые знания в области чтения, письма и математики.

Начальное образование

МСКО 2 – нижний уровень вторичного (среднего) образования. В целом продолжает базовые программы первичного уровня; обучение в большей степени осуществляется по отдельным предметам, предполагает более специализированный преподавательский состав.

Основное общее образование

МСКО 3 – верхний уровень вторичного (среднего) образования. Заключительная стадия среднего образования в большинстве стран ОЭСР. Преподаватели обычно имеют более высокую квалификацию по отдельным предметам, чем на уровне МСКО 2.

МСКО ЗА — Программы  предназначены для обеспечения последующего продолжения обучения по программам МСКО 5А

МСКО ЗВ — Программы  разработаны для обеспечения  продолжения обучения по программам МСКО 5В.

МСКО ЗС — Программы  не предназначены для непосредственного  перехода к программам МСКО 5В или 5А.

Среднее (полное) общее  образование в общеобразовательной  школе и учебных заведениях повышенного  уровня

Дневное среднее профессиональное образование на базе основной школы (первые 2 года обучения)

МСКО 4 - поствторичное (послесреднее) нетретичное образование С точки зрения международных сопоставлений эти программы находятся на границе между верхним уровнем вторичного (среднего) и послесредним образованием. Обычно эти программы предназначены для расширения знаний учащихся, освоивших программы МСКО 3. Учащиеся обычно старше, чем на уровне МСКО 3.

Начальное профессиональное образование на базе полной средней  школы

МСКО 5 – первый уровень  третичного образования Программы  этого уровня более продвинуты по сравнению с МСКО 3 и 4 и подразделяются на 2 типа: 5В и 5А. Программы МСКО 5В являются более практическими/техническими/профессионально ориентированными, чем программы МСКО 5А Программы МСКО 5А носят в значительной степени теоретический характер и готовят учащихся к последующему переходу на следующую ступень образования или занятие профессией, требующее высоких профессиональных навыков

Среднее профессиональное образование

 

Высшее профессиональное образование (подготовка бакалавров, специалистов, магистров)

МСКО 6 – второй уровень  третичного образования («продвинутые» исследовательские программы)Программы готовят к получению ученой степени; посвящены углубленному изучению отдельных дисциплин и самостоятельным исследованиям;

Послевузовское образование  — аспирантура, докторантура

Информация о работе Статистическое исследование системы образования в Республике Башкортостан