Статистическое исследование малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении малого бизнеса в РФ с помощью системы общих и частных статистических показателей.

Задачи работы:
рассмотреть основные определения и особые показатели малого бизнеса
оценить текущее состояние этой отрасли в стране
выявить тенденции и перспективы развития малого бизнеса;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого бизнеса в стране 4
1.1 Сущность статистического изучения малого бизнеса в стране 4
1.2 Специфические показатели исследования состояния малого бизнеса в стране (ТРАСТ Индекс МСБ) 10
1.3 Состояние и проблемы развития малого бизнеса в стране 12
Глава 2. Расчет и анализ показателей малого бизнеса в стране 18
2.1 Сводка и группировка 18
2.2 Расчет средних величин 21
2.3 Расчет показателей динамики 23
2.4 Расчет показателей вариации. 24
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ 25
2.6 Индексный метод 27
2.7 Расчет ТРАСТ Индекса МСБ для малого бизнеса 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список использованной литературы 32
Приложения 33

Вложенные файлы: 1 файл

статистика малого бизнеса.doc

— 705.50 Кб (Скачать файл)

    Оборот  общественного питания приводится в фактических продажных ценах, включающих наценку общественного питания, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.

    Оборот  оптовой торговли – выручка от реализации  товаров, приобретенных ранее на стороне в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи).

    Оборот  оптовой торговли приводится в фактических  продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы и аналогичные обязательные платежи.

    Лизинговая деятельность – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

    Финансовый  лизинг – совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.

    Договор финансового лизинга – договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.

    Общая стоимость договоров  финансового лизинга представляет собой общую сумму всех инвестиционных затрат лизингодателя, связанных с приобретением и использованием предмета финансового лизинга, независимо от оплаты.

    Выборочное  наблюдение за деловой активностью  малых предприятий  
проводится Росстатом ежеквартально, начиная с 1999 г.

    В 2009 г. в ежеквартальных опросах участвовали  более 2000 малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды.

    Основная  цель обследования - получение данных, характеризующих общую экономическую ситуацию, складывающуюся на малых предприятиях, а также прогнозных оценок их развития.

    Под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы, или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.

    Инновационные товары, работы, услуги включают товары, работы, услуги, подвергавшиеся в течение последних трех лет разного рода технологическим изменениям.

    Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих предпринимательскую производственную  и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

    Индивидуальный  предприниматель  - гражданин (физическое лицо), занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, с момента его государственной регистрации в соответствии со ст. 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1995 г.

    Наиболее  привлекательной сферой деятельности для предпринимателей являются розничная торговля и общественное питание. Выборочные обследования индивидуальных предпринимателей в розничной торговле проводятся во всех субъектах Российской Федерации. При осуществлении выборочных наблюдений используется метод расслоенной случайной выборки с последующим распространением полученных данных на генеральную совокупность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле.

1.2 Специфические показатели исследования состояния малого бизнеса в стране (ТРАСТ Индекс МСБ)

    В начале 2007 года Национальный банк «ТРАСТ»  запустил уникальный для России проект — регулярное исследование настроений в среде малых и средних предпринимателей, получившее название «ТРАСТ Индекс МСБ» (МСБ — Малый и Средний Бизнес). Это исследование позволяет определить индекс самочувствия малого и среднего бизнеса России, который отражает как текущие настроения частных предпринимателей, так и их ожидания по развитию МСБ на ближайшее будущее. Благодаря тому, что исследование проводится регулярно, можно отследить, как меняется отношение предпринимателей к происходящему в стране и в сфере их деятельности.

    Экономически  развитые страны уже более 50 лет  регулярно измеряют самочувствие малого и среднего бизнеса, поскольку это  важнейший индикатор состояния  экономики в целом. Однако в России подобные исследования только начали проводиться, а «ТРАСТ Индекс МСБ» проводится с использованием уникальной методологии, разработанной социологическим центром ROMIR Monitoring на основе подхода Мичиганского университета (это наиболее авторитетный и самый распространенный в мире подход, используемый для формирования индексов МСБ.) В разработке Индекса приняли участие «теоретики» и «практики», работающие в сферах, так или иначе сопряженных с развитием малого и среднего бизнеса в России. Это представители государственных, общественных, научных организаций, профессиональных объединений, международных организаций и самих банковских структур.

    Каждые 2 месяца 1000 предпринимателей из всех регионов России отвечают на пять вопросов: два  из них по теме текущего состояния  бизнеса и сектора МСБ, остальные  посвящены ожиданиям предпринимателей в таких областях как инвестиции, взаимоотношения с органами власти и перспективы кредитования. В результате сами предприниматели, государство и финансовые институты получают достоверную информацию о ситуации в этом важнейшем для экономики страны секторе. Проект «ТРАСТ Индекс МСБ» осуществляется по инициативе и на средства Национального банка «ТРАСТ». Данные исследования находятся в открытом доступе для всех желающих.

    Расчет  индекса проводится по следующей  формуле: , где:

    wi–весовые коэффициенты, отражающие степень влияния соответствующего показателя на общее состояние малого и среднего бизнеса;

    Pi –доля положительных ответов;

    Ni–доля отрицательных ответов.

    Сумма весовых коэффициентов равна единице: wi=1.

    Весовые коэффициенты приведены в таблице 1.

    Таблица 1

    Весовые коэффициенты для расчета ТРАСТ Индекса МСБ

Группа  показателей Показатель Весовой коэффициент
Индекс  текущего состояния Изменение объема рынка 0,2
Развитие  бизнеса 0,2
Индекс  ожиданий Изменение объема инвестиций 0,3
Изменение взаимодействий с властью 0,1
Планы по кредитованию 0,2

1.3 Состояние и проблемы  развития малого  бизнеса в стране

    Сравнительный анализ состояния малых предприятий  в Российской Федерации показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. Это вылилось в существенный рост числа предприятий малого бизнеса с сопутствующим снижением эффективности их работы. В то же время практически отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры российской экономики. Подтвердим это некоторыми фактами.

    На  рисунке 1 видно, что происходил значительный рост числа малых (включая микро-) предприятий в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Количественно сектор значительно вырос. По состоянию на 1 января 2010 г. их в России было зарегистрировано 1 602,4 тыс., что на 20% больше, чем годом ранее.

    

    Рис.1. Изменение числа малых предприятий  в РФ за последние 10 лет

    При этом активнее всего «рос» микросектор  с числом занятых до 15 человек (на 30,6%) и, напротив, сокращалось количество собственно малых предприятий, где работает от 15 до 100 человек (падение почти на 20%).

    На  первый взгляд, кажется, что, несмотря на кризис, сектор не только не пострадал, но и продемонстрировал «бурный» рост предпринимательской активности. Однако, рассмотрим ситуация более детально. Фактически в 2009 году в связи с кризисными явлениями в экономике произошло сжатие сектора малого предпринимательства. Предпринимательскую активность характеризует не масштабирование пустых «юридических оболочек», а динамика (рост или снижение) тех показателей, которые составляют реальную финансово-экономическую деятельность бизнеса. А это: занятость, обороты (выручка), объемы инвестиций в собственное дело (чем больше вкладываю сегодня в самого себя, тем больше уверенность в своем развитии завтра).

    Учитывая, что число малых и микропредприятий в 2009 году выросло, количество занятых на них составило 98,9% от уровня предыдущего года (10 254,0 тыс. человек). Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 0,72 процентных пункта и составил 21,7%. Вывод один: сектор малого предпринимательства высвободившуюся сокращал рабочую силу (рис.2).

    

    Рис.2 Динамика изменения численности  занятых на предприятиях малого бизнеса за последние 10 лет.

    Номинальный объем оборота малого бизнеса в 2009 году составил 90,3% от уровня предыдущего года (а с учетом индекса потребительских цен оборот сократился на 17%, составив 16 873,1 млрд. рублей).

    Динамика  изменения объема оборота на малых предприятиях в 2006-2009 годах представлена на рисунке 3.

    

    Рис.3 Прирост оборота малых предприятий  в 2006-2009 годах

    Инвестиции  – один из самых ярких показателей  предпринимательской активности и  уверенности бизнеса в будущем – в 2009 году составили номинально всего 73,3% от уровня предыдущего. Исследование НИСИПП, основанное на данных опросов малых предприятий, показало также общее сокращение реинвестируемой предприятиями прибыли, что подтверждало скачок неопределенности в отношении будущих условий деятельности. Уменьшилось и число предприятий, которые в принципе занимаются реинвестированием прибыли: по результатам первого раунда (2007 год) реинвестировали прибыль а развитие 48% респондентов, по результатам второго раунда (2009 год) доля таких предприятий составила лишь 35%.5

    Динамика  изменения объема инвестиций на малых предприятиях в 2001-2009 годах представлена на рисунке 4.

    

    Рис. 4 Прирост инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2001-2009 гг.

    Чем же тогда может объясняться такой удивительный феномен: бизнеса вроде как становится больше, а реальные показатели его деятельности, которые только и могут свидетельствовать о предпринимательской активности, падают? Государство поддерживает начинающих предпринимателей по двум направлениям: подпрограмма содействия малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан (по линии Минздравсоцразвития) и программа субсидий-грантов на создание собственного бизнеса (по линии Минэкономразвития). В 2009 году по линии Минсоцздравразвития 127,6 тыс. человек организовали собственное дело, получив в виде годового пособия по безработице по 58,8 тыс. рублей. Что касается статистики профильного департамента МЭРа, то она не столь очевидна. Приказ министерства определял порядок и условия предоставления грантов на 2009 год - не более 300 тыс. рублей на «брата». Уровень софинансирования из региональных бюджетов должен составлять от 50 до 80%. Общий объем финансирования, выделенного из федерального бюджета по линии Минэкономразвития в виде субсидий субъектам РФ на гранты для создания собственного дела, составил 1 653 722,37 руб. По официальным данным МЭРа, около 8600 начинающих должны были на эти гранты начать свой бизнес в 2009 году. То есть около трети прироста количества субъектов МСП было обеспеченно за счет бюджетных средств. Мониторинг успешности дальнейшего развития таких предпринимателей не проводился, но очевидно, результаты далеко не самые радужные (об этом говорят приведенные выше цифры).

    Анализ специфики кризисных явлений и специфики малого бизнеса позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства Российской Федерации (Табл.2).

    Таблица 2

    Проблемы  субъектов малого предпринимательства

    Категория субъектов малого предпринимательства (МП)     Проблемные  точки
Субъекты  МП, которые активно используют заемные  средства для производства, оказания услуг Отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшения условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг ростовщиков и организованных преступных группировок
Субъекты  МП, производящие продукцию для средних  и крупных предприятий Снижение  спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов
Субъекты  МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги Снижение  спроса на услуги, риск неплатежей
Субъекты  МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) Снижение  спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как  материалы могли быть закуплены  по высоким ценам начала-середины года
Субъекты  МП, действующие в оптовой и  розничной торговле Повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе снижение спроса на продукцию
Субъекты  МП, действующие в сфере общественного  питания и ресторанном бизнесе Снижение  спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
Субъекты  МП, оказывающие услуги в сфере  транспорта Снижение  спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных  предприятий
Субъекты  МП, работающие по государственному и  муниципальному заказу 2008 г. Повышение  конкуренции за государственный  и муниципальный заказ
Субъекты  МП, реализующие инвестиционные проекты  направленные на модернизацию, расширение производства Отсутствие  финансовых средств для развития, замораживание проектов развития
Все субъекты МП Административное  давление на бизнес, увеличение числа  проверок, снижение оборачиваемости  капитала, увольнение наемных работников

Информация о работе Статистическое исследование малого бизнеса в РФ