Статистическое изучение производственных показателей организации на основе методов группировок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 22:51, контрольная работа

Краткое описание

Цель расчетной части работы — освоение методики и технологии проведения статистических расчетов затрат на производство продукции по методам, описанным в теоретической части, в процессе применения этих методов к решению конкретных задач из варианта №5 расчетного задания.
Назначение аналитической части курсовой работы— проведение самостоятельного статистического исследования с применением компьютерной техники и методов, освоенных при выполнении расчетной части задания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...2
1. Статистическое изучение производственных показателей организации на основе метода группировок (на примере денежных затрат на производство)………………………………………………...……………4
1.1. Метод группировок и его значение……………………………………………………...……....4
1.2. Обобщающиеся показатели уровня и динамики себестоимости продукции……………………….………………...…………………9
1.3. Статистические методы анализа влияния отдельных факторов на изменение себестоимости продукции….………………………………………………….…...14
2. Расчетная часть………………….………….……………………...……22
3. Аналитическая часть……………………………………...…………....33
Заключение………………………………………………………………....…..37
Список литературы……………………………………...…………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

108210_001AD_statisticheskoe_izuchenie_proizvodstvennyh_pokazateley_organ (1).doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………..…...2

  1. Статистическое изучение производственных показателей организации на основе метода группировок (на примере денежных затрат на производство)………………………………………………...……………4
    1. Метод группировок и его значение……………………………………………………...……....4
    2. Обобщающиеся показатели уровня и динамики себестоимости продукции……………………….………………...…………………9
    3. Статистические методы анализа влияния отдельных факторов на изменение себестоимости продукции….………………………………………………….…...14
  2. Расчетная часть………………….………….……………………...……22
  3. Аналитическая часть……………………………………...…………....33

Заключение………………………………………………………………....…..37

Список литературы……………………………………...…………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы «Статистическое изучение производственных показателей организации на основе метода группировок» заключается в том, что производственные показатели являются основой при характеристики деятельности организации (при определение рентабельности производства), поэтому этот элемент нуждается в полном анализе, достоверной оценке и качественном управлении, а это возможно только при пользовании статистическим методом группировок. Работа состоит из теоретической, расчётной и аналитических частей. Исходя из актуальности темы, в курсовой работе в качестве основной цели было определено – изучение теоретических и методологических аспектов использования статистических методов, изучение производственных показателей организации на основе метода группировок. Для достижения выше указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть метод группировок (ряд распределения, атрибутивный ряд, географический ряд) определить его значение;

- рассмотреть обобщающиеся показатели уровня и динамики себестоимости продукции;

- проанализировать влияния отдельных факторов на изменение себестоимости продукции.

Предметом исследования является метод группировки производственных показателей организации. Объектом – производственные показатели организации.

Цель расчетной части работы — освоение методики и технологии проведения статистических расчетов затрат на производство продукции по методам, описанным в теоретической части, в процессе применения этих методов к решению конкретных задач из варианта №5 расчетного задания.

Назначение аналитической части курсовой работы— проведение самостоятельного статистического исследования с применением компьютерной техники и методов, освоенных при выполнении расчетной части задания.

В качестве статистического  материала, необходимого для проведения исследования, я использовала фактические данные, опубликованные в статистических сборниках и периодической печати.

В заключении я в краткой форме резюмировала результаты работы, дала оценку возможности их использования в организациях, учреждениях, предприятиях. В процессе написания работы для автоматизированного статистического анализа данных был использован табличный процессор MS Excel.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статистическое  изучение производственных показателей  организации на основе метода группировок (на примере денежных затрат на производство).

 

 

Метод группировок и его значение.

 

В основе использования  всего первичного материала лежит группировка — метод, играющий совершенно исключительную роль в статистической науке. Особенно большое значение метод группировок приобрел в результате исследований В. И. Ленина, который указал новые пути их применения.

Каждый бланк переписи, каждый отчет предприятия, каждая карточка какого-нибудь обследования содержит в себе, будучи заполненной, ценные и интересные сведения. Они указывают на какие-то новые процессы, явления и т. д. Однако чтение ответов на отдельных бланках еще ничего не дает. Нужно найти средства, при помощи которых указания, рассыпанные во всей массе собранного материала, были бы обнаружены, вскрыты, выявлены. Это и достигается группировкой. Группировка является основой научной обработки статистических данных.

При помощи группировки  отдельные единицы статистической совокупности объединяются в некоторые  группы (категории), имеющие свои определенные характерные особенности, общие  черты и сходные размеры изучаемого признака. Соединение единиц в группы дает возможность выявить особенности, проявляющиеся в каждом отдельном случае с различной силой; собранные в массе эти особенности обнаруживаются, вскрываются, выявляются.

Отмечая назначение группировки, следует указать, что ее производят для двух целей. Первая цель состоит в установлении численности каждой, отдельно взятой некоторой части совокупности, расчлененной по определенному признаку. Вся статистическая совокупность в целом представляет собой однородную массу лишь до известной степени. Так, например, земская подворная перепись в дореволюционной России охватывала совокупность, однородную лишь в том отношении, что единицами наблюдения были только крестьянские хозяйства. Однако экономический анализ требует оперирования совокупностями, однородными не с формально-юридической точки зрения, а с социально-экономической. Это означает необходимость расчленения первоначальной совокупности па однородные части. В результате группировки создается возможность подсчитать число случаев в каждой группе. Группировка дает, следовательно, структуру совокупности и помогает выявлять закономерности этой структуры, если число случаев в каждой группе достаточно велико.

Вторая цель группировки  состоит в изучении влияния причин и зависимости явлений. Эта чрезвычайно важная функция группировок изложена ниже.

Группировка является ответственным  приемом в статистике и поэтому  она должна быть произведена правильно, грамотно, научно обосновано. Неправильная, ненаучная группировка обесценивает все результаты, собранные в процессе наблюдения. Подчеркивая важность правильной группировки, Ленин писал:

«...вопрос о группировке материала, собираемого современными сельскохозяйственными переписями, вовсе не является таким узкотехническим, узкоспециальным вопросом, каким он может показаться на первый взгляд. Материал этот отличается громадным богатством и полнотой сведений о каждом отдельном хозяйстве. Но в силу неумелой, непродуманной, рутинной сводки и группировки этот богатейший материал совершенно теряется, пропадает, обесцвечивается и становится часто никуда не годным для изучения законов эволюции сельского хозяйства»1.

Научная обоснованность группировки в значительной степени зависит от правильного выбора группировочного признака. Известно, что в отношении каждой единицы совокупности при переписи, обследовании или в порядке заполнения бланка статистической отчетности записывается ряд разнообразных сведений, характеризующих определенные свойства этих единиц; эти свойства называют признаками. Например, при переписи населения счетчик записывает в бланке ответы на вопросы о различных признаках человека: его пол, возраст, национальность, занятие и т.д. В соответствии с этим каждый отдельный ответ на вопрос может быть положен в основу группировки, т.е. может быть взят в качестве группировочного признака. Так, если все взрослое население разгруппировать на мужчин и женщин, то это будет означать, что в качестве группировочного признака взят пол. Если взять отчеты предприятий, то в качестве группировочного признака можно брать число рабочих, процент выполнения плана, отрасль промышленности объем продукции и др.

Таким образом, каждая единица  наблюдения обладает большим количеством  признаков, и каждый из этих признаков  может быть положен в основу группировки. в результате такой группировки получаются следующие статистические ряды.

Ряд распределения — это ряд, отражающий группировочный признака принимающий количественное выражение. К такого рода количественным группировочным признакам относятся, например, возраст, стаж, заработная плата, число рабочих предприятия, объем продукции, товарооборот, урожайность удойность и т.д., т.е. все эти признаки каждой единицы совокупности, которые записываются числом.

Атрибутивный ряд отражает группировку по качественному признаку. К качественным признакам относят все те признаки, которые регистрируются в виде текстовой записи, отмечающей определенный вид, тип, род, свойство. Так, например, распределение посевной площади по видам культур, коров—по породам, земли — по угодьям, металлорежущих станков – по видам, населения — по полу, по национальности, по общественным группам и т.д. означает распределение по качественным признакам. Все упомянутые признаки записываются в первичном документе при помощи букв, а не при помощи цифр.

Географический  ряд представляет собой группировку в пространстве, в территориальном разрезе. К такого рода рядам относятся, например, распределение посевной площади по союзным республикам, населения Москвы — по районам, промышленной продукции — по экономическим районам. Примером географического ряда могут служить, например, данные о числе колхозов по союзным республикам на определенную дату.

Таблица 1.

Предприятие

Себестоимость единицы продукции, д.е.

Выработано продукции, шт.

Индекс себестоимости,

Изменение себестоимости, %

в базисном периоде z1

в текущем периоде z0

в базисном периоде q0

в текущем периоде q1

1

4

5

2000

3150

1,250

+25,0

2

4,2

5,4

2000

1050

1,286

+28,6

Итого

4,1

5,1

4000

4200

1,244

+24,4


 

Индекс себестоимости переменного состава характеризует динамику среднего уровня себестоимости данного вида продукции по предприятиям:

 или 24,4%

Таким образом, средняя  себестоимость единицы изделия  в отчетном периоде по сравнению  с базисным возросла в 1,244 раза (на 24,4%) или в абсолютном выражении — на 1 д.е. Изменение среднего уровня себестоимости произошло за счет двух факторов:

  • повышения уровня затрат на единицу продукции на каждом предприятии (на первом предприятии — на 25%, а на втором — на 28,6%);
  • изменения доли предприятий с разным уровнем затрат на единицу продукции в общем объеме выпуска (доля первого предприятия возросла с 50 до 75%, а второго предприятия — снизилась с 50 до 25%)

Структурный фактор замедлил рост среднего уровня себестоимости продукции, поскольку в общем объеме производства увеличил доля предприятия с более низким уровнем затрат в расчете на изделие. Оценим влияние каждого фактора в отдельности.

Влияние первого фактора  характеризует индекс себестоимости постоянного состава, который исчисляется по формуле:

.

Себестоимость изделия  в среднем (без учета влияния структурных сдвигов) возросла в 1,259 раза (на 25,9%), или 1,05 д.е.

Влияние структурного фактора  на изменение средней себестоимости единицы продукции характеризует индекс структурных сдвигов:

Это означает, что за счет структурного фактора средний уровень себестоимости снизился на 1,2%, или на 0,05 д.е.

Взаимосвязь исчисленных  показателей такова:

  • относительные показатели

  • абсолютные показатели

Рассчитаем по каждому  предприятию дополнительные затраты, связанные с ростом себестоимости продукции:

Однако с учетом влияния фактора структурных сдвигов увеличение затрат по объединению в целом составило 4200 д.е.:

 

Обобщающиеся  показатели уровня и динамики себестоимости  продукции.

 

К сводным показателям издержек производства, позволяющим анализировать уровень и динамику затрат на производство и реализацию разнородной продукции по предприятию в целом, относятся:

  • себестоимость произведенной продукции;
  • показатель затрат на 1 руб. произведенной продукции.

Для анализа изменения себестоимости произведенной продукции по сравнению с планом или базисным периодом может быть использован следующий агрегатный индекс себестоимости продукции:

где ∑z1q1 — фактическая себестоимость произведенной продукции в

отчетном периоде;

∑z0q1 — затраты на производство фактически выпущенной в отчетном периоде продукции, исчисленные исходя из себестоимости единицы продукции каждого вида по плану или в базисном периоде.

Разность между числителем и знаменателем

Информация о работе Статистическое изучение производственных показателей организации на основе методов группировок