Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение показателей экономической конъюнктуры и анализ ее эффективности с помощью статистических методов.
В работе решаются следующие задачи:
рассмотрено понятие и сущность экономической конъюнктуры;
изучены задачи, объекты и система показателей экономической конъюнктуры;
исследована методология статистического анализа эффективности экономической конъюнктуры;
проведено исследование показателей экономической конъюнктуры с применением пакета прикладных программ.

Содержание

Введение 3
Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры 5
1. Понятие и сущность экономической конъюнктуры 5
2. Задачи и основные объекты конъюнктурных исследований 6
3. Система показателей экономической конъюнктуры 8
4. Применение индексного метода в анализе эффективности экономической конъюнктуры 8
5. Использование метода аналитических группировок в анализе экономической конъюнктуры 14
Расчетная часть 16
Задание 1 16
Задание 2 21
Задание 3 26
Задание 4 27
Аналитическая часть 31
1. Постановка задачи 31
2. Методика решения задачи 32
3. Технология выполнения компьютерных расчетов 32
4. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов 34
Заключение 36
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика .doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Однако геометрическая форма индекса имеет принципиальный недостаток: она лишена конкретного  экономического содержания. Так, в отличие  от агрегатного индекса Пааше  и Лайспейреса разность между  числителем и знаменателем не покажет никакой реальной экономии (или потерь) из-за изменения цен.

Индекс Фишера в силу сложности расчета и трудности  экономической интерпретации на практике используется довольно редко, чаще всего — при исчислении индексов цен за длительный период времени для сглаживания тенденций в структуре и составе объема продукции, в которых происходят значительные изменения [1, с. 158].

ИПЦ рассчитывается в  несколько этапов. Сначала определяются индивидуальные индексы цен товара (услуги) по городу как частные от деления средних цен:

     (8)

В свою очередь средние  цены отчетного и базисного периодов р1 и р0 по каждому регистрируемому товару рассчитываются по формуле простой средней арифметической, т. е. как сумма зарегистрированных цен в разных точках, деленная на число зарегистрированных цен.

     (9)

где n — число зарегистрированных цен.

На базе индивидуальных индексов цен  по территориям, участвующим в наблюдении, определяются агрегатные индексы цен  отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, Российской Федерации. В качестве территориального веса используется удельный вес численности населения на начало текущего года обследуемой территории в общей численности населения Российской Федерации. Следует отметить, что в качестве территориальных весов целесообразно было бы принять долю реализации соответствующих товаров в общем объеме продаж, но поскольку на уровне района, города такие данные отсутствуют, а также в целях упрощения расчетов в качестве территориальных весов можно принимать долю численности населения каждого отобранного региона.

Исходя из агрегатных индексов по товарам и услугам в целом (или  группам товаров и услуг) и  доли расходов на их приобретение в  потребительских расходах населения определяются сводные индексы цен в целом по группам потребительских товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району, Российской Федерации в целом.

В качестве формулы для расчета  ИПЦ используется формула Ласпейреса:

     (10)

где Ip — индекс цен t-го периода по сравнению с базисным периодом; рj0 и рjt — цена j-го товара или услуги соответственно в базисном и t-м периоде.

В качестве весов при расчете  ИПЦ используются потребительские  расходы населения, получаемые в  результате обследования домашних хозяйств. Для уточнения удельного веса отдельных статей потребительского набора используются также информация о структуре розничного товарооборота, экспертные оценки и другие источники.

При стабильной экономике изменение  структуры потребительских расходов происходит относительно медленно. В этих условиях веса, используемые для расчета ИПЦ, изменяются в среднем один раз в 4—5 лет. Тогда можно использовать следующую формулу расчета:

    (11)

где djf — веса, зафиксированные на каком-либо f-м уровне.

При этом цены текущего периода  сравниваются с ценами любого другого, а не только с ценами года, в котором  проводилось обследование потребительских  расходов.

ИПЦ, рассчитанный по формуле Ласпейреса, показывает, как изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с ценами в базисном, если бы уровень и структура потребления остались без изменения. Однако структура потребительских расходов изменяется, поэтому принято считать, что индекс Ласпейреса завышает инфляцию, а индекс Пааше ее занижает.

Сводный индекс потребительских  цен на товары и платные услуги населению измеряет уровень инфляции. Для индексации заработной платы  используется индекс цен по набору товаров и услуг без учета товаров необязательного пользования [10, с. 302].

5. Использование метода аналитических  группировок в анализе экономической  конъюнктуры

 

Задача анализа эффективности  экономической конъюнктуры состоит  в определении степени воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно с использование метода статистических группировок.

Для выявления наличия зависимости  между показателями выполняется  аналитическая группировка. В этой группировке участвуют два показателя, один из которых называется факторным, другой - результативным.

При построении аналитических группировок  важно правильно определить показатель-результат  и показатель-фактор.

Показатель, влияние которого на другие признаки исследуется, называется показателем-фактором.

Показатель, испытывающий влияние  факторного, называется показателем-результатом. Взаимосвязи между показателями можно классифицировать следующим  образом [6, с. 36]:

1) факторный показатель является  количественным признаком, а результативный показатель - качественный признак;

2) основанием группировки является  качественный показатель, а результативный  показатель - количественный признак;

3) показатель-фактор и показатель-результат  являются качественными признаками;

4) факторный и результативный  показатели являются количественными  признаками.

Следствием выполнения аналитической  группировки является вывод о  наличии и направлении связи  между показателями. Логическим продолжением статистического исследования после выполнения аналитической группировки является определение тесноты связи аналитической зависимости между показателями.

Факторный показатель оказывает влияние  на результативный показатель. Чтобы  установить связь между показателями, аналитическая группировка всегда осуществляется по показателю-фактору.

Затем по каждой группе отбираются соответствующие  значения показателя-результата и рассчитывается его среднее значение.

Сопоставляя изменение средних  значений показателя-результата от группы к группе с изменениями показателя-фактора, можно сделать вывод о наличии или отсутствии взаимосвязи, а также, о ее направлении.

Различие групповых средних  позволяет утверждать, что признаки взаимозависимы. Если изменение величины показателя-фактора в определенном направлении вызывает изменение величины показателя-результата в том же направлении, то связь прямая, в противном случае - связь обратная. Результаты аналитической группировки представляются в табличном виде (табл. 1).

Аналитическая группировка позволяет  исключить влияние всех прочих факторов, сохранив влияние лишь того, по которому производится группировка.

Таблица 1

Наименование таблицы

Наименование показателя-фактора (единица измерения)

Количество элементов  совокупности в группе

Среднее значение показателя-результата (единица измерения)

     
     
     

Итого

Число элементов совокупности

-


 

Аналитическая группировка позволяет  выявить наличие или отсутствие зависимости. Вместе с тем в рамках этого метода не удается аналитически описать эту зависимость, а также не удается выяснить «тесноту» или «существенность» этой зависимости.

 

Расчетная часть

Задание 1

 

Для анализа эффективности функционирования предприятий одной из отраслей экономики  произведена 10%-ная механическая выборка, в результате которой получены следующие данные за год, млн. руб.

предприятия п/п

Выручка от продажи продукции, млн. руб.

Чистая прибыль,

млн. руб.

предприятия п/п

Выручка от продажи продукции, млн. руб.

Чистая прибыль,

млн. руб.

1

28,8

3,4

16

42,6

6,8

2

50,0

10,5

17

52,5

9,3

3

17,0

1,6

18

43,0

7,3

4

24,4

2,8

19

35,3

5,4

5

42,0

8,1

20

38,1

3,0

6

33,1

5,3

21

28,2

3,7

7

39,5

4,6

22

46,1

8,7

8

34,2

5,3

23

39,2

3,4

9

77,0

21,4

24

39,7

7,2

10

57,3

13,2

25

28,8

3,3

11

55,1

11,4

26

37,6

5,0

12

53,4

10,2

27

54,1

15,7

13

33,8

5,5

28

56,8

10,5

14

46,5

7,4

29

65,7

18,6

15

38,9

4,3

30

24,4

2,0


 

По исходным данным:

  1. Постройте статистический ряд распределения по признаку – выручка от продажи продукции, образовав пять групп с равными интервалами.
  2. Постройте графики полученного ряда распределения. Графически определите значения моды и медианы.
  3. Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
  4. Вычислите среднюю арифметическую по исходным данным, сравните его с аналогичным показателем, рассчитанным в п. 3 для интервального ряда распределения. Объясните причину их расхождения.

Сделайте выводы по результатам  выполнения задания.

Решение:


1. Построим статистический  ряд распределения предприятий  по выручке от продажи продукции, образовав 5 групп с равными интервалами (табл. 2).

Определим величину интервала  по выручке от продажи продукции:

 млн. руб.

где хmax - наибольший вариант, xmin - наименьший вариант, n, - число групп.

Получим следующие группы предприятий по выручке от продажи продукции (табл. 1).

Таблица 1

Распределение предприятий  по выручке от продажи продукции

Группы предприятий по выручке от продажи продукции, млн. руб.

№ предприятия п/п

Выручка от продажи продукции, млн. руб.

Чистая прибыль, млн. руб.

А

1

2

3

17,0 – 29,0

3

17,0

1,6

4

24,4

2,8

30

24,4

2,0

21

28,2

3,7

1

28,8

3,4

25

28,8

3,3

29,0 – 41,0

6

33,1

5,3

13

33,8

5,5

8

34,2

5,3

19

35,3

5,4

26

37,6

5,0

20

38,1

3,0

15

38,9

4,3

23

39,2

3,4

7

39,5

4,6

24

39,7

7,2

41,0 – 53,0

5

42,0

8,1

16

42,6

6,8

18

43,0

7,3

22

46,1

8,7

14

46,5

7,4

2

50,0

10,5

17

52,5

9,3


 

Продолжение табл. 1

А

1

2

3

53,0 – 65,0

12

53,4

10,2

27

54,1

15,7

11

55,1

11,4

28

56,8

10,5

10

57,3

13,2

65,0 и более

29

65,7

18,6

9

77,0

21,4


Таблица 2

Распределение предприятий  по выручке от продажи продукции

№ группы

Группы предприятий по выручке от продажи продукции, млн. руб.

Число предприятий

Удельный вес в общем  числе предприятий, %

I

17,0 – 29,0

6

20,00

II

29,0 – 41,0

10

33,33

III

41,0 – 53,0

7

23,33

IV

53,0 – 65,0

5

16,67

V

65,0 и более

2

6,67

 

Итого

30

100,0


 

Построенный ряд распределения показывает, что наибольшее число предприятий - 10 предприятий (33,33% от общего числа предприятий) составляют группу с выручкой от продажи продукции от 29,0 до 41,0 млн. руб., а наименьшее число предприятий – 2 предприятия (6,67% от общего числа предприятий) составляют группу с выручкой от продажи продукции 65,0 млн. руб. и более.

2. Построим графики  ряда распределения: Определим  графически значения моды и  медианы (рис.1, 2).

Значение моды (рис. 1), равное 35,9 млн. руб. показывает, что  наибольшее число предприятий совокупности с объемом выручки от продажи продукции 35,9 млн. руб.

Информация о работе Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры