Статистический анализ показателей внешней торговли Новосибирской области за 1полугодие 2010года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

.Целью статистического наблюдения внешней торговли является формирование баз данных грузовых таможенных деклараций на каждом иерархическом уровне таможенных органов (таможенные посты, таможни, региональные таможенные управления, федеральная таможенная служба).
После окончания сбора всех сведений, характеризующих наблюдаемое явление за определенный период, приступают к следующему этапу статистических работ – к сводке и группировке данных.
Статистической сводкой называется этап, который включает в себя систематизацию и обработку собранных данных о внешней торговле, подсчет групповых и общих итогов, расчет производных величин.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Обзор методов и приемов анализа статистических показателей внешней торговли субъектов РФ…………………………………………………...............7
Абсолютные и относительные величины, сравнение………………7
1.2 Статистические сводки и группировки, статистические таблицы, статистические графики и диаграммы………………………………………......9
1.3Балансовый метод……………………………………………………13
1.4Индексный метод……………………………………………………...14
Статистический анализ показателей внешней торговли Новосибирской области за 1полугодие 2010года (по данным таможенной статистики)……18
2.1 Общая характеристика внешней торговли Новосибирской области за 1 полугодие 2010года…………………………………………………………18
2.2 Экспорт Новосибирской области за 1 полугодие 2010года………..19
2.2.1Общая характеристика экспорта…………………………………..19
2.2.2 Товарная структура экспорта…………………………………….20
2.3 Импорт Новосибирской области за 1 полугодие 2010года………22
2.3.1 Общая характеристика импорта…………………………………22
2.3.2 Товарная структура импорта……………………………………22
2.4 Страны-контрагенты – основные торговые партнеры……………24
2.4.1 Анализ внешней торговли со странами дальнего зарубежья…24
2.4.2 Анализ внешней торговли со странами СНГ………………….28
Итоги внешней торговли Новосибирской области за 1 полугодие 2010 года………………………………………………………………………………31
Заключение …………………………………………………………………........33
Список использованных источников…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ПРОВЕРЕНО.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

Группировка статистических данных представляет собой процесс создания из показателей, характеризующих отдельные товары  внешней торговли, групповых показателей, для которых характерны определенные признаки, общие для всех единиц наблюдения.

В таможенной статистике внешней торговли широко применяются следующие наиболее рациональные, сложившиеся в международной практике группировки данных по экспорту и импорту:

  1. общие итоги внешней торговли;
  2. внешняя торговля по группам стран;
  3. экспорт и импорт товаров с разбивкой по товарным группам ТНВЭД;
  4. распределение экспорта и импорта по товарным группам и странам (разрез “товар-страна”);
  5. распределение экспорта и импорта по странам и товарным группам (разрез “страна-товар”).

Результаты  статистических сводок и группировок  представляются в основном в виде статистических таблиц.

Статистической  таблицей принято называть форму  наглядного изложения статистических данных о внешней торговле.

Таким образом, задача этапа статистической сводки и группировки заключается в сведении собранных данных о внешней торговле в показатели, позволяющие анализировать ее состояние в сравнении с аналогичными данными, относящимися к сопоставляемому периоду времени наблюдения  внешней торговли, с учетом возможности их дальнейшей перегруппировки в зависимости от целей и задач, которые ставят перед собой исследователи.

Результаты  статистических сводок и группировок  также отображают графически [8].

Графический метод  изображения:

  • позволяет наглядно изобразить исследуемое явление;
  • облегчает восприятие сущности исследуемое явление;
  • дает одновременный сводный обзор составляющих исследуемого явления;
  • помогает осмыслить взаимосвязи исследуемого явления и уловить основные тенденции его динамики;

Имеется целый  ряд видов графических изображений, и выбор того или иного вида зависит от характера и объема подлежащих отображению статистических данных, а также от характера задачи, поставленной при исследовании того или иного явления в области внешней торговли.

Строящееся  графическое отображение должно:

  • давать возможность сформулировать характерные черты исследуемого явления;
  • выявить составляющие исследуемого явления, заслуживающие особого внимания.

Наиболее распространенными  формами графического изображения  являются графики и диаграммы.

Графиками принято  именовать графическое отображение функциональной зависимости при помощи линий на плоскости.

Диаграммами принято  именовать графическое отображение  статистических данных, характеризующих исследуемое явление, наглядно показывающее соотношение между сравниваемыми величинами.

При помощи графиков и диаграмм в статистике внешней торговли принято отображать:

  • динамику товарооборота, экспорта и импорта;
  • динамику цен на товары внешней торговли;
  • товарную структуру экспорта и импорта;
  • географическое распределение экспорта и импорта и ряд других показателей, характеризующих состояние внешней торговли страны и ее регионов.

Наиболее распространенные виды графиков и диаграмм:

  1. линейные графики - геометрическое отображение функциональной зависимости при помощи линий на плоскости (Рисунок 1.1);
  2. столбцовые диаграммы, позволяющие проводить сравнение абсолютных величин, характеризующих структуру исследуемого явления;
  3. круговые диаграммы, позволяющие проводить сравнение удельных весов изучаемой совокупности, например, удельного веса товарных групп в структуре экспорта и импорта (рисунок 1.2) [11].

Рисунок 1.1 –  Линейный график

 

Рисунок 1.2 – Круговая диаграмма

 

Графические изображения  статистических данных должны удовлетворять следующим требованиям:

  1. заголовок диаграммы должен кратко, но в полной мере отображать ее содержание и иметь указания на период, к которому относится графическое отображение исследуемого явления. Заголовок помещается под диаграммой;
  2. необходимо строго соблюдать масштабы и пропорции графического отображения;
  3. разметку осей Х и У надлежит проводить соответственно слева на право и снизу – вверх, должно быть название осей.

 

    1.  Балансовый метод

 

Более полный анализ внешнеторгового оборота может  быть получен на основе баланса внешнеторгового  оборота, построенного по данным таможенной статистики внешней торговли.

Сальдо внешнеторгового  баланса формируется как разница  между стоимостью экспорта и импорта  товаров.

Баланс внешнеторгового  оборота считается активным, если сальдо положительное, т.е. стоимость экспорта превышает стоимость импорта, и пассивным, если сальдо отрицательное, когда стоимость импорта превышает стоимость экспорта [9]. Отрицательное сальдо свидетельствует о снижении конкурентной способности национальных товаров и рассматривается как негативное явление.

Равенство стоимости  экспорта и импорта называется нетто-балансом.

Баланс внешнеторгового  оборота может быть построен:

  • по общим показателям экспорта и импорта;
  • по отдельным странам;
  • по группам стран;
  • по товарным группам, характеризующим внешнюю торговлю с одной страной или группой стран.

 

1.4 Индексный  метод

 

Индекс – это относительный показатель, характеризующий изменение социально-экономических явлений во времени (динамический индекс) или в пространстве (территориальный индекс) [10]. Применительно к таможенной статистике внешней торговли наибольший интерес представляют индексы, характеризующие динамику внешней торговли и определяющие ее факторы, в частности, индексы цен экспорта и импорта, индекс физического объема внешней торговли, индекс стоимости, индекс структурных сдвигов и т.п.

Для построения индексов динамики необходимо иметь  исходные данные в абсолютных величинах, по крайней мере, за два периода. Один из этих периодов, более ранний, принимается за базу сравнения и называется базисным, а другой называется текущим или сравниваемым.

Система индексов, используемая в таможенной статистике внешней торговли, включает два вида индексов: индивидуальные (простые) и  общие (сводные).

Индивидуальный  индекс динамики – относительная величина, характеризующая изменения во времени отдельных элементов сложного явления.

  Индивидуальные  индексы отражают темпы роста  (падения) показателей таможенной статистики внешней торговли: товарооборота, экспорта, импорта, контрактных цен на товары.

Индивидуальный  индекс вычисляется как частное от деления значения показателя в текущем периоде на значение показателя в базисном периоде, что показано в формуле(2)

                             

                                

,                                               (2)

где i - индивидуальный индекс динамики; - статистический показатель (цена, физический объем, стоимость) в текущем периоде; - статистический показатель в базисном периоде.

Индивидуальные  индексы выражаются в коэффициентах или в процентах. Если индивидуальный индекс больше единицы (более 100%), то это означает рост показателя в текущем периоде по сравнению с базисным [10]. Величина увеличения (роста) определяется как i-1 (i-100%). Если индивидуальный индекс равен единице (или 100%), то это означает, что величина показателя не изменилась.

В зависимости  от периода, по сравнению с которым  исследуется изменение показателя таможенной статистики внешней торговли, существует два способа исчисления индекса динамики – цепной и базисный.

Индексы, характеризующие  изменения изучаемого объекта по сравнению с его значением на какой-либо предшествующий период времени, принятым за 100%, называются базисными.

Индексы, характеризующие  изменения изучаемого объекта по сравнению с предшествующим периодом, принятым за 100%, называются цепными.

При исчислении цепных индексов за базу сравнения  принимается значение показателя в периоде, предшествующем периоду наблюдения: предыдущий год, квартал или месяц.

Общие (сводные) индексы служат для сопоставления разнородных явлений внешней торговли. Так, общая сумма экспорта (импорта) может быть получена, если перемножить количественное значение товаров (выраженное в штуках, парах, кг), вывезенных (ввезенных) из страны, на фактическую цену за единицу товара, что показано в формуле(3)

                                      Э(И)=∑qipi                                      (3)

где Э(И) – стоимостной  объем экспорта (импорта); n – различные виды экспортируемых (импортируемых) товаров; – физический объем (количество) товаров;  - фактическая цена за единицу товара.

Из формулы (3) видно, что на изменение объема экспорта и импорта может повлиять:

  • изменение количества экспортируемого (импортируемого) товара;
  • изменение цены за единицу товара.

Для определения, в какой мере изменение цены и  физического объема товара повлияло на изменение стоимостного объема экспорта (импорта) в целом в отчетном году по сравнению с базисным, рассчитываются общие индексы физического объема и индексы цен [10].

Рассмотрим  индексы физического объема и  цен внешней торговли Ласпейреса и паше, что приведено в формуле (4) и (5)

 

Индексы физического объема внешней торговли.

Индекс Ласпейреса

                        

                               

                                                    (4)  

 

где – индекс физического объема Ласпейреса; - физический объем (количество) товаров в текущем периоде; - цена за единицу товара в базисном периоде.

Чтобы исключить  влияние изменения цен на индекс физического объема, экспорт (импорт) оценивают за отчетный и базисный периоды по одним и тем же ценам базисного периода, что позволяет выявить изменения количественного объема экспорта (импорта).  

 

Индекс Пааше

                                  

                                    (5)

 

где  - индекс физического объема Пааше; - цена за единицу товара в текущем периоде.

В индексе физического  объема Пааше для оценки экспорта и импорта используются цены текущего периода, что мы видим в формуле(6)

 

Индексы цен внешней  торговли.

Индекс Ласпейреса

                                                                                       (6)

 

где - индекс цен Ласпейреса.

При исчислении этого индекса используется количество товара, ввезенного в базисном периоде, что позволяет выявить рост (падение) цен на продаваемые (покупаемые) на внешнем рынке товары, что показывает формула(7)

 

Индекс  цен Пааше

                                      

                                    (7)

 

где - индекс цен Пааше.

При исчислении индекса Пааше применяется количество ввезенного (вывезенного) товара в текущем периоде, что позволяет выявить рост (падение) цен на товары внешней торговли.

2 Статистический анализ показателей внешней торговли Новосибирской области за 1 полугодие 2010 года (по данным таможенной статистики)

 

   2.1 Общая характеристика внешней торговли Новосибирской области за 1 полугодие 2010года

 

Внешнеторговый  оборот Новосибирской области за 1 полугодие 2010г. составил 470,8 млн. долларов и по сравнению с 1 полугодием 2009г. увеличился на 48,9 млн. долларов (на 11,6%)

Информация о работе Статистический анализ показателей внешней торговли Новосибирской области за 1полугодие 2010года