Статистический анализ динамики цен автомобильного рынка Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель выполнения курсовой работы – рассмотрение применения индексного метода при статистическом изучении уровня цен на автомобили. В работе рассмотрено понятие индекса и его экономическое содержание, методы построения индексов (общих и индивидуальных).
Для автоматизированного статистического анализа данных в работе использовался ППП MS Excel.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДЕКСНОГО АНАЛИЗА ЦЕН 7
1.1 Понятие и классификация индексов 7
1.2 Методы расчета и анализа индексов цен 11
1.3 Обзор и характеристика динамик развития автомобильного рынка Украины 15
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЦЕН АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА УКРАИНЫ НА ПРИМЕРЕ АВТОСАЛОНА «AUDI» 20
2.1 Измерение динамики цен автомобильного рынка с использование индексного метода 20
2.2 Анализ показателей динамики развития продаж на примере автомобильного рынка 26
ВЫВОДЫ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

 Применение системы  переменных весов (по количеству  товаров отчетного года) в индексном  ряду цен порождает ошибку  при переходе от цепных индексов  к базисным и обратно, так  как позитивна корреляция между  текущим изменением цен и прошлым  изменением количества проданных товаров. Эта ошибка мала, если корреляционная связь между изменением цен и количества проданного товара незначительна. На практике система цепных индексов (достоинство - сокращает период сравнения, ограничивает круг несопоставимых товаров) используется для коротких периодов, затем осуществляется поправка по формуле базисного периода, так как за длительный период ошибка накапливается.

Индексный метод широко применяется также для изучения динамики средних величин и выявления факторов, влияющих на динамику средних. С этой целью исчисляется система взаимосвязанных индексов: переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.

Индекс переменного  состава  представляет собой соотношение  двух взвешенных средних величин с переменными весами, характеризующие изменение индексируемого показателя.

Индекс переменного  состава для цены имеет следующий вид [6].

  (1.6)

Величина этого индекса  характеризует изменение цены за счет двух факторов – уровня цен и структуры продаж [2].

Индекс фиксированного (постоянного) состава представляет собой отношение средних с одними и теми же весами. Для цены он может быть записан следующим образом.

  (1.7)

Индекс постоянного  состава учитывает изменение  средних цен за счет уровня цен.

Индекс структурных  сдвигов характеризует влияние  структуры продаж на изменение  средней  цены и рассчитывается по формуле.

  (1.7)

Система взаимосвязанных индексов имеет вид:

  (1.8)

Численные значения индексов, рассчитанных по различным формулам на основе одних и тех же данных, отличаются и порой значительно, особенно в годы резких изменений уровня цен и связанного с этим изменения структуры спроса. Отдать предпочтение одной формуле трудно: разные цели диктуют применение индексных форм, имеющих разный экономический смысл. Отказ от концепции единственного индекса цен в пользу концепции системы индексов позволит дать обобщающую характеристику и оценку основных причин изменения розничных цен. Но поскольку все же индексный метод не универсален, а отражает лишь тенденцию движения цен, то нельзя требовать большей определенности от рассчитанных индексов. Кроме того, на чистоту результатов огромное влияние оказывает достоверность исходных материалов, особенно ошибка выборки, степень представительности товаров, включенных в расчет [7].

1.3 Обзор и характеристика динамик  развития автомобильного рынка  Украины

 

В сферах материального  производства и предоставления услуг  создаются материальные блага (продукты) и услуги, которые предоставляют к потребителю в процессе товарного оборота, или товарооборота.  
Основными формами товарооборота (или денежной выручки) на рынке товаров производственного назначения являются:

  • продажа товаров производителями непосредственно потребителям или торговым организациям для дальнейшей продажи;
  • продажа товаров одними торговыми организациями другим торговым организациям для дальнейшей продажи;
  • продажа товаров торговыми организациями потребителям.
  • Рынок потребительских товаров состоит из рынка продовольственных товаров (мяса и мясопродуктов, пищевых жиров и т.д.) и рынке непродовольственных товаров (текстильных товаров, обуви, швейных машин и т.д.) и масс свои особенности. При этом основными формами товарооборота потребительского рынка выступают:
  • товарооборот предприятий организованного рынка, то есть специально организованную торговую сеть (магазины, киоски, аптеки, автозаправочные станции, столовые, кафе, рестораны и т.п.) всеми предприятиями независимо от форм собственности, а также выручка, полученная через кассу неторговых предприятий от продажи населению товаров собственного изготовления, выкупленных на стороне или по бартеру;
  • продажа на неорганизованных рынках (городских, сельских) сельскохозяйственных продуктов, птицы и скота населению, а также продажа непродовольственных товаров на вещевых, смешанных и автомобильных рынках;
  • товарооборот объектов торговли и общественного питания, которые принадлежат или арендуются субъектами предпринимательской деятельности (физическим лицам).

Согласно форм товарооборота различают такие его виды: оптовая, посреднический, розничный, валовой, чистый.

Оптовым товарооборотом называют оборот товаров от их продажи  крупными партиями производственным и массовым потребителям или с целью дальнейшей перепродаже. Посреднический (биржевой) товарооборот является составной оптовой и обеспечивает продажу не только товаров, но и права собственности на реальный или будущий товар. Розничный товарооборот обеспечивает продажу товаров из сферы производства к потребителю. Валовой товарооборот соответствует сумме оптового и розничного товарооборота. Наконец, чистая товарооборот получат как сумму розничного товарооборота и продажи товаров торговым организациям других торговых систем (например, для государственной торговли чистый товарооборот равен сумме розничного товарооборота и продажи товаров системе государственной кооперации), в масштабе всей страны чистый товарооборот равен розничному. В статистике товарооборота количество ступеней (звеньев), через которые прошел товар, характеризуется коэффициентом степени (ланковости), рассчитываемый по формуле:

  (1.9)

С помощью этого коэффициента оказываются  лишние степени движения товаров и разрабатываются пути рационализации товарооборота.

Больше народнохозяйственное значение имеет розничный товарооборот, когда процесс обращения товаров закончился, и товар путем купли-продажи поступает к потребителю. Статистика изучает виды розничного товарооборота: розничной торговли и общественного питания. Денежная выручка торговых организаций при розничном товарообороте является наиболее доходной частью кассового поступления заведений банка.

Важнейшей характеристикой розничного товарооборота является объем продаж отдельных товарных групп. Этот объем определяют балансовым методом по таким уравнением:

Товарные запасы на начало отчетного периода + Поступления товаров за отчетный период = Отпуск товаров в общественное питание, продажа оптом и другие документированные расходы, которые не  является розничным товарооборотом + Продажа в порядке розничного товарооборота и другие недокументированные расходы + Товарные запасы на конец отчетного периода.  

Статистика изучает  данные о видах розничного товарооборота, его структуру, динамику в фактических и сопоставимых ценах, распределение по региональными рынками и их вместимость.

Емкость внутреннего  рынка оценивается по результатам  выборочного обследования домохозяйств, что позволяет установить пропорции расходов по каналам реализации отдельных товаров и услуг (в торговой сети, на рынках и в отдельных граждан). В результате статистического анализа емкость внутреннего рынка можно рассчитывать по формуле:

(1.10)

При изучении розничного товарооборота важно определить зависимость изменения товарооборота  как реального спроса (расходы домохозяйств) от изменения дохода, что достигается расчетом коэффициента ценовой эластичности спроса в от дохода х по формуле:

  (1.11)

или за темпами прироста(снижение):

  (1.12)

где  − абсолютный прирост (снижение) покупки, ∆у=у10; ∆х − абсолютный прирост (снижение) дохода, ∆х=х10; у10−уровни покупки товара в отчетном и базисном периодах; х10 − уровне дохода в отчетном и базисном периодах.

Коэффициенты эластичности показывают, на сколько процентов  снизился спрос на конкретный товар  при увеличении уровня доходов в  среднем на душу населения на 1%.

По значению коэффициента ценовой эластичности спроса проводят дифференциацию товаров, что способствует эффективной разработке рекламных мероприятий и маркетинговой товарной политике.

С целью непрерывного процесса реализации товаров определенная их часть находится в виде товарных запасов. Статистика изучает потоварную структуру запасов в оптовой и розничной торговли, распределение запасов по назначению. В последнем случае различают товары текущего хранения (предназначены для нормального развития товарооборота), товары долгосрочного хранения (образуются за счет сезонного спроса - летний или зимний одежда, сезонные овощи и фрукты); досрочного поставки, которые образуются в торговых организациях, которые работают в отдаленных районах . [6]

Численными характеристиками пребывания товара в сфере обращения есть время и скорость оборота.

Время оборота товара рассчитывается по формуле:

,дней  (1.13)

а скорость оборота –  по формуле:

,раз  (1.14)

где - средний запас товаров; ТО- товарооборот; D-количество календарных дней в периоде (месяц, квартал, год).

Как видим из структуры  формул (1.13) и (1.14), между этими показателями существует обратная зависимость: чем больше скорость, тем меньше время оборота товаров, тем выше торговая активность предприятий. Поэтому при анализе динамики средней скорости всего товарооборота важно определить, в какой мере она меняется за счет скорости оборота отдельных групп товаров и структуры товарных запасов.

Разные товарные группы осуществляют оборот с неодинаковой скоростью, на что влияет изменение  между отдельными товарными группами, то есть изменение структуры. Поэтому при анализе динамики средней скорости всего товарооборота важно определить, в какой мере она меняется за счет скорости оборота отдельных товарных групп и структуры товарных запасов.

 Анализ динамики товарооборота осуществляют с помощью системы индексов фиксированной, переменного состава и структурных сдвигов.

Индекс скорости оборота  фиксированного состава рассчитывается при фиксированной структуре товарных запасов:

  (1.15)

Индекс структурных  сдвигов отражает влияние на среднюю  скорость структуры товарных запасов:

  (1.16)

Индекс скорости переменного  состава показывает изменение средней  скорости оборота за всеми товарами:

  (1.17)

При изучении динамики среднего времени оборота учитывается изменение времени по отдельным товарным группам и структура товарооборота.

При статистическом анализе  товарные запасы сравниваются с нормативными.

 

2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЦЕН АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА УКРАИНЫ НА ПРИМЕРЕ АВТОСАЛОНА «AUDI»

2.1 Измерение динамики цен автомобильного рынка с использование индексного метода

 

Цена - это денежное выражение  произведенной продукции или  услуги, которое отражает общественно необходимые затраты труда, связанные с их производством, и обращением к конечному потреблению.

В случае индексного метода для измерения динамики цен используются такие виды индексов: индивидуальные; общие в агрегатных форме; средние из индивидуальных индексов; индексы средних величин.

С понятием цены тесно  связано понятие тарифа. Тариф - это  распространенная форма (ставка оплаты) определение цены на продукцию (услуги) производственного и личного потребления.

Изменения цен и тарифов, как правило, исследуют с помощью  индексного метода. Могут быть использованы также специальные приемы анализа  рядов динамики.

Расчет индексов потребительских  цен статистические органы проводят на основе данных выборочного обследования семейных бюджетов о ежемесячной регистрации цен набора товаров. Для однотипных товаров индивидуальные индексы цен вычисляют по формуле:

  (2.1)

где , − средние цены на товары в отчетном и в базисном периодах.

При этом уровень средней  цены определяется по формуле простой  средней арифметической:

  (2.2)

где − сумма зарегистрированных цен; n − количество зарегистрированных цен.

При исследовании динамики цен на различные продукты (услуги) одного или несколько предприятий  используют общие индексы цен  агрегатной формы. В зависимости  от выбора весов базисного или  текущего периодов (q0 или q1) используют формулы:

(индекс Пааше)  (2.3)

(индекс Ласпейреса)  (2.4)

В общем случае индекс цен Пааше характеризует влияние  изменения цен на стоимость товаров, которые реализованы в отчетном периоде, и применяется в статистической практике при изучении отчетных данных, когда целью анализа является оценка изменения товарооборота в результатах изменения цен в отчетном периоде. Индекс цен Ласпейреса показывает влияние изменения цен на стоимость товаров, которые реализованы в базисном периоде, и применяется в прогнозировании объема товарооборота в связи с вероятным изменением цен на товары в будущем периоде.

Разница числителя и  знаменателя общих индексов цен  Пааше или Ласпейреса показывает экономию денежных расходов (со знаком "−"(минус)) или дополнительные расходы (символ “+”(плюс)) средств за счет изменения в уровне цен.

На потребительском  рынке индексом цен Пааше и  Ласпейреса используют в форме средних  с индивидуальных индексов.

Индекс цен Пааше рассчитывается на основе индивидуальных индексов средней цены по регионам, принимающих участие в выборочном обследовании, в виде среднего гармонического индекса:

  (2.5)

где  − индивидуальный индекс средней цены; р1q1 − стоимость потребительских расходов в отчетном периоде.

При наличии данных о  структуре потребительских расходов за потребительской корзиной (ежемесячная регистрация c фиксированным набором продовольственных, непродовольственных товаров и услуг) общий индекс цен лучше вычислять по формуле Ласпейреса в виде среднего арифметического индекса:

  (2.6)

где p0q0 − стоимость потребительских расходов в базисном периоде.

На основе индексов цен потребительского рынка определяют покупательную способность денежной единицы (гривне) по формуле:

  (2.7)

Общие индексы средних  величин используют для анализа  изменения индексированной величины и структурных сдвигов на динамику средней цены сравниваемых периодов.

Информация о работе Статистический анализ динамики цен автомобильного рынка Украины