Статистические методы контроля качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Сплошной контроль возможен только в тех случаях, когда в процессе контроля качество продукции не ухудшается, в противном случае выборочный контроль, т.е. контроль определенной небольшой части совокупности продукции, становится вынужденным.

Содержание

1. Статистические методы контроля качества

2. Экономическая эффективность повышения качества продукции

3. Оценка состояния системы качества на предприятии и перспективы внедрения iso 9000:2000

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Статистические  методы контроля качества

 

2. Экономическая  эффективность повышения качества  продукции

 

3. Оценка состояния  системы качества на предприятии  и перспективы внедрения iso 9000:2000

 

Список использованных источников

 

 

1. Статистические методы контроля качества

 

В любой системе  управления качеством продукции  статистические методы контроля качества имеют особое значение и относятся  к числу наиболее прогрессивных  методов.

 

В отличие от статистических методов регулирования  техпроцессов, где по результатам контроля выборки принимается решение о состоянии процесса (налажен или разлажен), при статистическом приемочном контроле по результатам контроля выборки принимается решение о судьбе всей партии продукции: принять или отклонить партию продукции.

 

Если при  статистических методах регулирования  техпроцесса отбор единиц продукции  в выборку осуществляется через  заранее установленные промежутки времени или количество единиц продукции, то при статистических методах выборочного  контроля единицы продукции нужно сначала объединить в партию, а затем из этой партии отобрать выборку необходимого объема. Причем контроль проводится по каждой партии отдельно.

 

Статистические  методы контроля качества продукции  дают значительные результаты по следующим  показателям:

 

- повышение  качества закупаемого сырья;

 

- экономия сырья  и рабочей силы;

 

- повышение  качества производимой продукции;

 

- снижение затрат  на проведение контроля;

 

- снижение количества  брака;

 

- улучшение  взаимосвязи между производством  и потребителем;

 

- облегчение  перехода производства с одного  вида продукции на другой.

 

Главная задача - не просто увеличить качество продукции, а увеличить количество такой  продукции, которая была бы пригодной  к употреблению.

 

Статистические  методы контроля качества подразделяются:

 

- статистический  приемочный контроль по альтернативному  признаку;

 

- статистический  приемочный контроль по количественному  признаку;

 

- выборочный  приемочный контроль по варьирующим  характеристикам качества,

 

- стандарты  статистического приемочного контроля,

 

- системы экономических  планов,

 

- планы непрерывного  выборочного контроля.

 

Статистический  приемочный контроль качества продукции - выборочный контроль качества продукции, основанный на применении методов математической статистики для проверки качества продукции установленным требованиям. Если при этом объем выборки становится равным объему всей контролируемой совокупности, то такой контроль называют сплошным.

 

Сплошной контроль возможен только в тех случаях, когда  в процессе контроля качество продукции не ухудшается, в противном случае выборочный контроль, т.е. контроль определенной небольшой части совокупности продукции, становится вынужденным.

 

Сплошной контроль проводится, если к тому нет особых препятствий, в случая возможности наличия критического дефекта, т.е. дефекта, наличие которого полностью исключает использование продукции по назначению.

 

Можно проверить  все изделия также и при  следующих условиях:

 

- партия изделий  или материала невелика;

 

- качество входного  материала плохое или о нем ничего не известно.

 

Можно ограничиться проверкой части материала или  изделий, если:

 

- дефект не  вызовет серьезной неисправности  оборудования и не создает  угрозу жизни;

 

- изделия используются  группами;

 

- бракованные  изделия можно обнаружить на более поздней стадии сборки.

 

Статистический  приемочный контроль по количественному  признаку. Установлено, что статистический приемочный контроль при одном и  том же объеме выборки предоставляет  больше информации, чем приемочный контроль по альтернативному признаку.

 

Отсюда следует, что результаты статистического  приемочного контроля содержа при  меньшем объеме выборки одинаковую информацию со статистическим приемочным контролем по альтернативному признаку.

 

Однако это  не означает, что статистический приемочный контроль по количественному признаку всегда лучше статистического приемочного контроля по альтернативному признаку.

 

Ему свойственны  следующие недостатки:

 

- наличие дополнительных  ограничений, сужающих область  применения;

 

- для контроля  часто требуется более сложное оборудование.

 

Если осуществляется разрушающий контроль, то планы контроля по количественному признаку экономичнее  планов контроля по альтернативному  признаку.

 

Планы непрерывного выборочного контроля.

 

Под планом статистического  контроля будем понимать систему правил, указывающих методы отбора изделий для проверки, и условия, при которых партию следует принять, забраковать или продолжить контроль. Различают следующие виды планов статистического контроля партии продукции по альтернативному признаку: одноступенчатые, двухступенчатые, многоступенчатые и последовательный контроль.

 

Одноступенчатые планы, согласно которым если среди n случайно отобранных изделий число  дефектных m окажется не больше приемочного  числа с (m ? c), то партия принимается; в противном случае партия бракуется.

 

Двухступенчатые планы, согласно которым, если среди n1 случайно отобранных изделий число  дефектных m1 окажется не больше приемочного  числа с1 (m ? c1), то партия принимается; если m1 ? d1, где d1 - браковочное число, то партия бракуется. Если же с1 < m1 < d1, то принимается решение о взятии второй выборки объемом n2. Тогда если суммарное число дефектных изделий в двух выборках (m1 + m2) ? c2, то партия принимается, в противном случае партия бракуется по данным двух выборок.

 

Многоступенчатые  планы являются логическим продолжением двухступенчатых планов. Первоначально  берется выборка объемом n1 и определяется число дефектных изделий m1. Если m1 ? c1, то партия принимается. Если m1 ? d1 (d1 > c1 + 1), то партия бракуется. Если же с1 < m1 < d1, то принимается решение о взятии второй выборки объемом n2. Пусть среди n1 + n2 изделий имеется m2 дефектных. Тогда если m2 ? c2, где с2 - второе приемочное число, то партия принимается; если m2 ? d2 (d2 > c2 + 1), то партия бракуется. При с2 < m2 < d2 принимается решение о взятии третьей выборки. В дальнейшем контроль проводится по аналогичной схеме, за исключением последнего k - го шага, при котором если mk ? ck, то партия принимается, если же mk > ck, то партия бракуется. При этом обычно принимается, что объем выборок одинаков.

 

2. Экономическая  эффективность повышения качества  продукции

 

качество продукция  эффективность производство

 

Улучшение качества продукции является одним из важнейших  направлений повышения эффективности общественного производства и отдельного предприятия.

 

Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей  формулой:

 

 

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.

 

Для определения  экономической эффективности от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:

 

1) для улучшения  качества продукции на предприятии  требуются дополнительные текущие  и единовременные затраты;

 

2) экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у изготовителя, а у ее потребителя;

 

3) необходимо  учитывать полученную экономию  от снижения брака;

 

4) предприятие  при улучшении качества продукции  получает экономическую выгоду от: увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.

 

В конечном итоге  это проявляется в получении  дополнительной прибыли на предприятии, которая может быть определена по формуле

 

где ?П -- общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции;

 

?Пv -- дополнительная  прибыль, полученная предприятием  от увеличения объема производства  и реализации продукции;

 

?Пу -- дополнительная  прибыль, полученная предприятием  от роста продажной цены;

 

Сд -- дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции;

 

Cбр -- величина  снижения затрат на производство  продукции в связи с сокращением  брака.

 

Для упрощения  расчетов величину Л П можно определить по формуле

 

где Цн ,Цст -- новая  и старая продажная цена;

 

Сст , Сн -- себестоимость  единицы продукции до и после  улучшения качества продукции;

 

Vст, Vн-- объем  выпуска продукции до и после  улучшения качества продукции.

 

Годовой экономический  эффект (Э) от улучшения качества продукции определяется так:

 

где Ен -- нормативный  коэффициент эффективности капитальных  вложений;

 

К -- дополнительные капитальные вложения, необходимые  предприятию для улучшения качества продукции.

 

Для экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности капитальных вложений (Е) и сравнить его с нормативной величиной (Ен) или с рентабельностью активов предприятия (Rа).

 

 

Если Е> Ен, или Е>Rа, то в этом случае вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и наоборот.

 

На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно определить основные пути повышения  качества продукции и ее конкурентоспособности. Они следующие:

 

* повышение  технического уровня производства;

 

* повышение  уровня квалификации персонала;

 

* совершенствование  организации производства и труда,  в том числе углубление специализации  производства;

 

* внедрение  выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;

 

* повышение  эффективности работы ОТК. Основной  упор должен быть сделан не  на разбраковку изготовленной  продукции, а на профилактику  производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции;

 

* повышение  технического уровня метрологической  службы на предприятии;

 

* воспитание  коллектива в духе гордости  за качество выпускаемой продукции  и марку своего предприятия;

 

* материальное  и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей;

 

* создание службы  маркетинга;

 

* внедрение  новых, более качественных материалов  при изготовлении продукции;

 

* снижение издержек  на производство и реализацию  продукции;

 

* изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;

 

* проведение  действенной рекламы;

 

* установление  оптимальной продажной цены и  др. Этот перечень можно было  бы продолжать, но беда в том,  что это все разрозненные мероприятия,  реализация каждого из них может привести к улучшению качества продукции, но не решает проблему качества в целом. Для этого требуется комплексный подход к решению этой проблемы, т.е. на каждом предприятии (особенно крупном и среднем) должна быть разработана и внедрена система управления качеством продукции в соответствии со стандартом ИСО 9000.

 

Данная система  позволит не только учесть все факторы, которые влияют на качество продукции, но и обеспечить стабильный выпуск качественной продукции на предприятии. Но этого мало. Пожалуй, главное во всем этом -- позиция директора предприятия. Если директор понимает значимость проблемы и лично является инициатором разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция.

Информация о работе Статистические методы контроля качества