Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 51.76 Кб (Скачать файл)

 

Для того чтобы произвести группировку, необходимо вычислить  величину группировочного интервала по формуле: где и - соответственно max и min значения выпуска продукции, - число образуемых групп. Руб 

Образуем группы, которые  отличаются друг от друга по себестоимости  единицы продукции на данную величину (5 руб.).

1 группа будет иметь  размеры: 105+5=110 руб. 

2 группа: 110+5=115 руб.

3 группа: 115+5=120 руб.

4 группа: 120+5=125 руб.

5 группа: 125+5=130 руб.

Группировку предприятий  произведем в рабочей таблице 2.3.

 

 

 

 

Таблица 2.3 Рабочая таблица  с группировкой

Группа

Группы предприятий по величине себестоимости единицы продукции, руб.

Номер предприятия

Себестоимость ед. продукции, руб. 

1

105-110

25

105

   

30

105

   

9

108

2

110-115

8

110

   

15

110

   

28

110

   

6

113

   

20

114

   

1

114

3

115-120

5

115

   

10

115

   

21

115

   

19

116

   

27

117

   

7

118

   

11

118

   

4

119

   

16

119

4

120-125

12

120

   

18

121

   

22

121

   

24

122

   

26

122

   

2

122

5

125-130

23

125

   

13

125

   

29

126

   

17

127

   

3

128

   

14

130


 

В результате группировки  получили следующий ряд распределения (табл. 2.4, 2.5).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.4

Группировка предприятий  по себестоимости единицы продукции, руб. 

 

№ группы 

Группы предприятий по себестоимости единицы продукции, руб. 

Число предприятий по себестоимости  единицы продукции 

Себестоимость единицы продукции, руб. 

   

Всего, тыс.ед.

% к итогу 

Всего, млн. руб. 

 

% к итогу

А

Б

1

2

3

4

1

105-110

3

10,0

318

9,0

2

110-115

6

20,0

671

19,0

3

115-120

9

30,0

1052

29,8

4

120-125

6

20,0

728

20,6

5

125-130

6

20,0

761

21,6

 

ИТОГО

30

100,0

3530

100,0


 

 Таблица 2.5

Группы 

Группы предприятий по величине себестоимости единицы продукции, руб.

Число предприятий 

Накопленные частоты 

 

1

105-110

3

3

2

110-115

6

9

3

115-120

9

18

4

120-125

6

24

5

125-130

6

30


 

Рассчитаем характеристики интервального ряда распределения.

Среднюю рассчитаем по формуле - средняя арифметическая взвешенная. где - сумма произведений себестоимости единицы продукции на число предприятий,

- общее число предприятий. Расчет характеристик ряда распределения представим в таблице 2.6.

 

 

 

Таблица 2.6 Расчет характеристик  ряда распределения

 

Группы 

Группы предприятий по себестоимости  единицы продукции, руб 

Число предприятий

1

105-110

3

107,5

322,50

-11

363

3

2

110-115

6

112,5

675,00

-6

216

9

3

115-120

9

117,5

1057,50

-1

9

18

4

120-125

6

122,5

735,00

4

96

24

5

125-130

6

127,5

765,00

9

486

30

 

итого

30

 

3555,00

 

1170

 

 

Средняя величина себестоимости  единицы продукции предприятий, взвешивая значение признака по абсолютной численности предприятий равна: 118,5 руб. Дисперсия признака представляет собой средний квадрат отклонения вариантов от их средней величины. Так как у нас имеются сгруппированные данные. Среднее квадратическое отклонение - это обобщающая характеристика размеров вариации признака в совокупности, оно показывает, на сколько в среднем отклоняются конкретные варианты от их среднего значения. Коэффициент вариации представляет собой выраженное в процентах отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической. Так как коэффициент вариации V=5,27%<33% ,значит наша совокупность количественно однородна. Построим графики ряда распределения и определим на них моду медиану. Мода Мо значение случайной величины встречающейся с наибольшей вероятностью. Модальным будет 3-ий интервал с наибольшей частотой 9. руб.  В изучаемой совокупности наиболее часто встречаются предприятия, с величиной себестоимости единицы продукции 118руб.

Медиана(Ме) - это численное значение признака у той единицы совокупности, которая находится в середине ранжированного ряда (построенного в порядке возрастания, либо убывания значения изучаемого признака). Медиану иногда называют серединной вариантой, т.к. она делит совокупность на две равные части. Значит, в изучаемой совокупности 50% предприятий имеют себестоимость единицы продукции менее 118 руб., а остальные 50% имеют себестоимость единицы продукции более 118 руб. Ответ: В результате расчетов получили следующее:

1. Средний размер себестоимости  единицы продукции составляет 118,5руб.

2. Среднее квадратическое отклонение 6,245руб.

3. Коэффициент вариации 5,27 %

4. Наиболее часто встречаются  предприятия, с величиной себестоимости  единицы продукции на сумму  116руб.

5. 50% предприятий имеют  себестоимость единицы продукции  менее 117 руб., а остальные 50% имеют  себестоимость единицы продукции  более 117 руб.(медиана).

Задание 2.

По исходным данным: 1. Установите наличие и характер связи между признаками - выпуск продукции и себестоимость единицы продукции методом аналитической группировки, образовав заданное число групп с равными интервалами по факторному признаку.

РЕШЕНИЕ

Для того чтобы произвести группировку, рассчитаем величину группировочного интервала по формуле: где и - соответственно max и min значения выпуска продукции, - число образуемых групп. тыс.ед  Образуем группы, которые отличаются друг от друга по выпуску продукции на данную величину (20 тыс. ед.).

1 группа будет иметь  размеры: 100+20=120 тыс. ед.

2 группа: 120+20=140 тыс. ед.

3 группа: 140+20=160 тыс. ед.

4 группа: 160+20=180 тыс. ед.

5 группа: 180+20=200 тыс. ед.

Группировку предприятий  произведем в рабочей таблице 2.7

 

 

 

 

 

 

 

 Таблица 2.7 Рабочая  таблица группировок

Группа 

Группы предприятий по размеру  выпуска продукции тыс.ед. 

Номер предприятия

Выпуск продукции, тыс. ед. 

 

Себестоимость единицы продукции, руб. 

 

1

105-120

14

100

130

   

3

105

128

   

17

110

127

   

29

115

126

всего

 

4

430,000

511,000

2

120-140

13

120

125

   

23

122

125

   

24

180

122

   

22

135

121

   

26

125

122

   

5

632,000

615,000

3

140-160

2

140

122

   

12

142

120

   

18

146

121

   

16

148

119

   

4

150

119

   

7

152

118

   

11

151

118

   

27

152

117

   

19

155

116

   

21

156

115

   

5

158

115

   

11

1649,00

1300,000

4

160-180

1

160

114

   

10

164

115

   

20

169

114

   

6

170

113

   

28

173

110

   

15

176

110

   

8

178

110

5

160-200

7

1190,000

786,000

   

9

180

108

   

30

190

105

   

25

200

105

   

3

570,000

318,000


 

На основе данной таблицы  составим сводную аналитическую  таблицу:

 

 

 

Таблица 2.8 Сводная аналитическая  группировка

Группа 

Группы предприятий по размеру  выпуска продукции, тыс. ед

Номер предприятий 

Выпуск продукции, тыс.ед. 

Себестоимость единицы продукции, руб. 

     

Всего 

На 1 предприятие

Всего 

На 1 предприятие 

А

Б

1

2

3

4

5

1

100-120

4

430

107,500

511

127,750

2

120-140

5

632

126,400

615

123,000

3

140-160

11

1649

149,909

1300

118,182

4

160-180

7

1190

170,000

786

112,286

5

180-200

3

570

190,000

318

106,000

 

ВСЕГО

30,0

4471

149,033

3530

117,667


 

Сравнивая графы 3 и5аналитической  таблицы видим, что с увеличением выпуска продукции падает себестоимость единицы продукции. Следовательно, между этими показателями имеется обратная зависимость. Вычислим коэффициент детерминации, который показывает долю вариации результативного признака под влиянием факторного признака .

Таблица 2.9 Ряд распределения  предприятий по размеру выпуска  продукции 

№ группы 

Группы предприятий по размеру  выпуска продукции, тыс. ед.

Число предприятий, f 

Себестоимость единицы продукции, руб., y 

уicр-уср.=уicр-117,667

f*(у-уср)2

1

100-120

4

127,750

10,083

406,6676

2

120-140

5

123,000

5,333

142,2044

3

140-160

11

118,182

0,515

2,917475

4

160-180

7

112,286

-5,381

202,6861

5

180-200

3

106,000

-11,667

408,3567

 

ВСЕГО

30

117,667

-

1162,832


 

Для этого определим межгрупповую дисперсию, характеризующую систематическую  вариацию результативного порядка, обусловленную влиянием признака-фактора, положенного в основу группировки. Межгрупповая дисперсия показывает вариацию себестоимости единицы продукции за счет изменения выпуска продукции. Общую дисперсию, характеризующую вариацию себестоимости единицы продукции под действием всех факторов. Расчет среднего значения признака представим в таблице 2.10.

Табл. 2.10 Расчет среднего значения признака

№ предприятия

Себестоимость единицы продукции, руб., y 

y2 

1

105

11025

2

105

11025

3

108

11664

4

110

12100

5

110

12100

6

110

12100

7

113

12769

8

114

12996

9

114

12996

10

115

13225

11

115

13225

12

115

13225

13

116

13225

14

117

13456

15

118

13689

16

118

13924

17

119

14161

18

119

14161

19

120

14400

20

121

14641

21

121

14641

22

122

14884

23

122

14884

24

122

14884

25

125

15625

26

125

15625

27

126

15876

28

127

16129

29

128

16384

30

130

16900

СУММА

416638

 

 

Тогда общая дисперсия  равна: или 91,4 % Это означает, что на 91,4 % вариация себестоимости единицы продукции обусловлена вариацией выпуска продукции и на 8,6 % - влиянием прочих факторов. Вычислим эмпирическое корреляционное отношение, которое показывает тесноту связи между группировочным и результативным признаками:

- это свидетельствует  о наличие тесной (сильной) связи  между выпуском продукции и  себестоимость единицы продукции. Ответ: В результате расчетов получили следующее:

1. С увеличением выпуска  продукции падает себестоимость  единицы продукции. Следовательно,  между этими показателями имеется  обратная зависимость.

2. Межгрупповая дисперсия  38,761.

3. Общая дисперсия 42,41.

4. Коэффициент детерминации 91,4 %.

5. Эмпирическое корреляционное  отношение 0,956.

6. Связь между себестоимостью  единицы продукции и выпуском  продукции весьма высокая.

Информация о работе Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции