Статистические данные

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:29, реферат

Краткое описание

В соответствии со ст. 5 Гражданского кодекса РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующих отношений положениям законодательства или договору, не применяются. Применение торговых обычаев допускается в Конвенции ООН о договорах международной купли – продажи товаров.

Содержание

1. Основные формы регулирования ВЭД
2. Таможенно-правовое регулирование ВЭД
3. Правовое регулирование внешней торговли
4. Правовое регулирование свободных экономических зон
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Карпенко.docx

— 36.64 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Основные формы регулирования ВЭД 

2. Таможенно-правовое регулирование ВЭД 

3. Правовое регулирование внешней торговли 

4. Правовое регулирование свободных экономических зон 

Список используемой литературы 

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ  РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

 

Главным источником (формой) национального  материального права в области  регулирования ВЭД является Конституция  РФ. Согласно Конституции (ст. 71) к ведению  РФ, в частности, отнесены:

– внешнеэкономические отношения  РФ;

– международные договоры РФ;

– судоустройство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательства, правовое регулирование интеллектуальной собственности;

– федеральное коллизионное право.

 

В соответствии со ст. 5 Гражданского кодекса РФ обычаем делового оборота  признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области  предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное  законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующих  отношений положениям законодательства или договору, не применяются.

Применение торговых обычаев допускается  в Конвенции ООН о договорах международной купли – продажи товаров.

Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» также допускает применение третейскими судами торговых обычаев  к сделке (ст. 28 п. 3).

По общему мнению российских цивилистов, судебная практика в РФ не является источником права и решения вышестоящих  судов по отношению к нижестоящим или равным не являются обязательными. Вместе с тем возникает вопрос, будут ли решения Высшего Арбитражного Суда РФ обязательными для всех арбитражных и третейских судов. В принципе же суд низшей инстанции приказу не подчиняется, он рассматривает дело так, как сам считает правильным. Этого требует принцип независимости суда, и это чрезвычайно важно. Конечно, вышестоящий суд в процессуальном порядке может такое решение пересмотреть. Если к нему поступили жалобы или протест со стороны прокурора, этот вышестоящий суд может принять другое решение по делу. Но если он отменяет решение нижестоящего суда и направляет дело на новое рассмотрение, он не может обязать нижестоящий суд прийти к какому-либо определенному выводу. И нижестоящий суд может опять вынести такое же решение.

Получается некое противостояние, которое как потенциально возможное  специально сохраняется в судебной системе именно для того, чтобы  обеспечить независимость суда. И если вышестоящий суд видит ошибку в решении нижестоящего, у него есть только один способ ее исправить – самому разрешить дело. Конечно, в пределах, предусмотренных процессуальным законом.

2. ТАМОЖЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД

 

Круг общественных отношений, названный  в Конституции РФ «таможенное  регулирование», представляет собой  совокупность ряда элементов, обеспечивающих государственное регулирование  внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования заключается  в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют  право на перемещение товаров  и транспортных средств через  таможенную границу РФ.

Таможенное регулирование в  Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной  власти и осуществляется нормами  законодательства РФ.

Законодатель в п. 1 ст. 1 ТКТС устанавливает, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Согласно законодательству государственное  регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного  регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования) и  таможенного дела.

Одним из обеспечивающих механизмов таможенного регулирования, системы  мер таможенно-тарифного и нетарифного  регулирования (запретов и ограничений) является таможенное дело.

Таможенное дело в целом направлено на создание правовых, экономических  и организационных основ перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу, защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, соблюдение ими обязанностей в области таможенного и иного законодательства.

В Российской Федерации таможенное дело представлено как совокупность методов и средств обеспечения  соблюдения мер таможенно-тарифного  регулирования (запретов и ограничений), установленных в соответствии с  законодательством РФ о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров  и транспортных средств через  таможенную границу.

Таможенное дело относится исключительно  к ведению федеральных органов  государственной власти и непосредственно  осуществляется таможенными органами РФ, являющимися правоохранительными  органами и составляющими единую систему, в которую входят федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, региональные таможенные управления РФ, таможни  РФ и таможенные посты.

Пункт 3 ст. 1 ТК ТС содержит важное положение о том, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает не только непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела, но и единообразие применения таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории РФ.

Принцип унификации и гармонизации таможенного регулирования с  общепризнанными международными нормами  и принципами корреспондирует со ст. 15 Конституции РФ и отражает современные  реалии глобализации экономики, стремления России стать полноправным членом мирового экономического сообщества, создать  условия осуществления внешней  торговли в этой сфере, соответствующие  мировым стандартам.

Конституционный Суд РФ в своих  решениях неоднократно подчеркивал, что  стремление России не ставить себя в более неблагоприятные условия в области таможенного дела по сравнению с зарубежными странами отвечает интересам государства в области экономической безопасности.

Предметом таможенного регулирования  являются многочисленные двусторонние соглашения, конвенции между Российской Федерацией, Правительством РФ и зарубежными  государствами о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам, в том числе о создании на территориях  стран – членов СНГ таможенного  союза и единого таможенного  пространства.

Российская Федерация также  имеет определенные международные  обязательства о построении своей  таможенной системы на основе общепризнанных международных норм и практики. Так, например, согласно ст. 55 и 78 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между  Российской Федерацией с одной стороны  и Европейскими сообществами и их государствами-членами – с другой, Россия должна стремиться к совместимости  своего таможенного законодательства с законодательством Сообщества.

 

      3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД

 

В статье 4 Закона «О регулировании  внешнеторговой деятельности»1 (далее – Закон) закреплены принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Принципы представляют собой исходные начала в механизме государственного регулирования. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль принципы играют в формировании судебной и административной практики. Они также содействуют отмене устаревших и принятию новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и т.д. Среди принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности выделяют общие (уважения прав и основных свобод человека, законности, федерализма, юридического равенства и судебной защиты субъективных прав и др.) и специальные. Последние нашли свое закрепление в статье 4 Закона.

1. Единство внешнеторговой политики  как составной части внешней  политики.

Внешнеторговая политика является частью внешней политики – общего курса государства в международных  делах. Внешнеторговая политика подчинена  целям и требованиям внешней  политики государства и не может  им противоречить. Это предполагает необходимость согласования конкретных решений в сфере внешней торговли с общими установками внешней  политики. Внешнеполитические интересы могут оттеснить на второй план аргументы  экономической эффективности конкретной внешнеторговой сделки. Например, присоединение  Российской Федерации к международным  санкциям в отношении какого-либо государства влечет за собой немедленное прекращение внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными они ни являлись.

2. Единство системы государственного  регулирования внешнеторговой деятельности  и контроля за ее осуществлением.

Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности обусловлено рядом факторов, среди  которых прежде всего следует упомянуть:

– единство цели внешнеторгового  регулирования: защита экономического суверенитета, обеспечение экономической  безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при  осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной  интеграции экономики Российской Федерации  в мировую экономику (ст. 1 ФЗ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»);

– единство внешнеторговой политики Российской Федерации (ст. 4 ФЗ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»);

– отнесение к ведению Российской Федерации следующих сфер деятельности: установление правовых основ единого  рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные  экономические службы, включая федеральные  банки, и т.д. (ст. 71 Конституции РФ);

– единство таможенной территории Российской Федерации (ст. 8 и 74 Конституции РФ, ст. 4 ФЗ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности»).

Этот принцип законодатель дополняет  требованием установления единой системы  контроля за механизмом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Согласно статье 35 Закона контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, обеспечения и защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц.

3. Единство политики экспортного  контроля.

Система экспортного контроля представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного российским законодательством  порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной  техники, а также отдельных видов  сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной  техники (так называемые товары двойного назначения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и  иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Политика экспортного контроля осуществляется в целях реализации государственных задач обеспечения  национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных  обязательств Российской Федерации  по недопущению вывоза оружия массового  уничтожения и иных наиболее опасных  видов оружия. Одним из необходимых  условий достижения поставленных задач  является обеспечение единства политики экспортного контроля.

Гарантом единства политики экспортного  контроля является Президент РФ, который  регулирует сотрудничество в военно-технической  области (ст. 12 Закона), утверждает перечни  товаров, подлежащих экспортному контролю (ст. 16 Закона). Порядок вывоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подпадающих под действие системы экспортного контроля, определяется Правительством РФ.

Принцип единства политики экспортного  контроля тесным образом связан с  принципом единства внешнеторговой политики (ст. 4 ФЗ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»).

Единство таможенной территории Российской Федерации.

Понятием «таможенная территория»  обозначают территорию, на которой  в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны.

В соответствии со статьей 5 Закона РФ «О таможенном тарифе» таможенная территория Российской Федерации – территория, над которой Российская Федерация  обладает исключительной юрисдикцией  в отношении таможенного дела.

Таможенный кодекс ТС определяет таможенную территорию Российской Федерации следующим образом:

– территория Российской Федерации  составляет единую таможенную территорию Российской Федерации (п. 1);

– таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической  зоне Российской Федерации и на континентальном  шельфе Российской Федерации искусственные  острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация  осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2);

Информация о работе Статистические данные