Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:01, доклад
ИНДЕКС В СТАТИСТИКЕ - это обобщающий показатель сравнения характеристики двух или нескольких совокупностей, которые состоят из элементов, которые непосредственно нельзя прибавлять (подытоживать         
 Итак, статистический индекс - это обобщающий показатель, который выражает соотношение сложных экономических явлений, которые состоят из несовместимых элементов с целью характеристики: 
-  изменений явления во времени, где они выступают как показатели динамики; 
- величины влияния  отдельных факторов на динамику  сложного явления (например, динамики  уровня цен и изменений количества  реализованных товаров на объем  товарообороту);
ИНДЕКС В СТАТИСТИКЕ - это обобщающий показатель сравнения характеристики двух или нескольких совокупностей, которые состоят из элементов, которые непосредственно нельзя прибавлять (подытоживать
Итак, статистический индекс - это обобщающий показатель, который выражает соотношение сложных экономических явлений, которые состоят из несовместимых элементов с целью характеристики:
- изменений явления во времени, где они выступают как показатели динамики;
- величины влияния 
отдельных факторов на 
- изменения явления в просторные, что достигается через построение территориальных индексов;
- динамики явлений, уровень которых измеряется средними величинами.
 Широкий спектр 
задач, которые решают с 
 Все экономические 
индексы можно 
- степень охвата явления;
- база сравнения;
- вид веса (сумирника);
- форма построения;
- характер объекта исследования;
- состав явления;
- период исчисления.
 За охватом 
явления индексы бывают 
 Например, в 
структурированной 
За базой сравнения индексы делят на динамические и территориальные.
Первая группа индексов отображает динамику явления во времени. Среди них различают цепные и базисные индексы. Если рассчитать ежегодные индексы объема продукции за несколько лет, то они составят ряды последовательных во времени индексов. При постоянной базе сравнения получим базисный ряд индексов, а при сменной (отчетный к предыдущему) - цепной ряд индексов.
Вторая группа индексов (территориальные) применяется для межрегиональних сопоставлений. Большое значение эти индексы имеют в международной статистике при сопоставлении показателей социально-экономического развития разных стран.
За весом, сумирником индексы бывают со сменными весами или с постоянными весами.
 В зависимости 
от формы построения 
За характером объекту исследования (содержанием индексированной величины) индексы делятся на индексы количественных и качественных показателей.
Количественные 
индексы характеризуют динамику 
в общем, суммарном объеме того или 
другого явления и выражаются 
абсолютными величинами.       Среди них 
важными есть индексы объемов производства 
промышленной                        и сельскохозяйственной 
продукции, физического объема товарообороту, 
валового внутреннего продукта, продажи 
иностранной валюты и т.д.                          
Индексы качественных показателей – индексы курса валют, цен, себестоимости, производительности работы, средней заработной платы, урожайности и т.д. Эти индексы характеризуют динамику явления в расчете на единицу совокупности: цена за единицу продукции, себестоимость единицы продукции, выработка за единицу времени, выход продукции из одного гектару и т.д. Такие показатели называются качественными, они носят расчетный характер и измеряют интенсивность, эффективность явления, процесса. Как правило, они по смыслу относительные, или средние величины.
 За составом 
явления индексы делятся на 
индексы сменного состава, 
 В зависимости 
от интервала времени, за 
Методологические основы построения статистических индексов
Для удобства восприятия индексов в теории статистики разработанная определенная символика, которая разрешает формализовать порядок расчета того или другого индекса. Каждая индексированная величина имеет свое символическое обозначение.
 В международной 
статистической практике 
q - количество (объем) любого товара в натуральном измерении;
p - цена единицы товара;
z - себестоимость единицы продукции;
t - расхода времени (трудоемкость) на производство (реализацию) единицы продукции;
W- выработка в денежных единицах на один работника или на единицу израсходованного времени;
pq- стоимость продукции, объем продажа;
Т - общие расходы времени на производство (Т=t·q );
N - середньоспискова численность персонала;
zq- общие расходы на производство продукции и т.д.
Нужно отметить, что символы p и q не случаю, они отвечают начальным литерам английских слов price (цена) и quantity (количество). Отчетный и базовые периоды соответственно обозначаются “ 0 ” и “ 1 ”.
 Методология 
определения индивидуальных 
 Индивидуальный 
индекс объемов производства (продажи) 
продукции характеризует 
, где
- килькисть продукций в звитному и базовому периоди видповидно; - индивидуальний индекс обсягу.
 Аналогично 
к индексу объема продукции 
можно интерпретировать 
а индивидуальный индекс производительности работы через трудоемкость ( ) как:
Такая непривычная формула индекса производительности работы вытекает из положения, которое между выработкой продукции и расходами рабочего времени существует зворотня зависимость, т.е. , и таким образом индекс производительности через трудоемкость получим делением величины расходов времени на единицу продукции в базисном периоде на расходы времени в отчетном периоде.
 Методику построения 
сведенных индексов и их 
Таблица 10.1
Динамика цены и количества реализованных товаров
| Вид товара | Цена единицы | Количество реа-лизованих то- варов, од. | Стоимость проданных товаров, грн. . | Индивидуальные индексы | ||||||
| База р0 | Отчет р1 | База q0 | Отчет q1 | База q0p0 | Отчет q1p1 | В отчетному пе- риоди в ценах базисного периода, q1p0 | Цены, p1/p0 | Объему физических продажа, q1/q0 | Товаро- оборота q1p1/q0p0 | |
| А | 0,3 | 0,45 | 800 | 700 | 240 | 315 | 210 | 1,5 | 0,875 | 1,3125 | 
| Б | 8 | 10 | 120 | 100 | 960 | 1000 | 800 | 1,25 | 0,833 | 1,042 | 
| В | 160 | 180 | 50 | 40 | 8000 | 7200 | 6400 | 1,125 | 0,8 | 0,9 | 
| Г | 130 | 110 | 60 | 70 | 7800 | 7700 | 9100 | 0,846 | 1,166 | 0,987 | 
| Вместе | - | - | - | - | 17000 | 16215 | 16510 | - | - | 0,954 | 
         Для определения 
Результаты расчета представлены в последних трех колонках таблицы.
Показатели таблицы свидетельствуют, что цены на прежде три вида товаров, повысились, соответственно, на 50; 25; 12,5; и снизились на товар Г на 15,4%. Вместе с тем наблюдается снижение объемов реализации отдельных товаров (кроме товара Г). В отчетном периоде, сравнительно с базисным, физический объем реализации отдельных видов товаров снизился, соответственно, на 12,5; 16,7; 20%, кроме товара Г, продажа которого возросла на 16,6%.
 Объем товарообороту 
отдельных товаров (первых 
Вместе с этим нужно отметить, что расчет индивидуальных индексов физического объема продажи отдельных видов товаров и их цен не дает ответа о характере изменений объемов продажи и цены в среднем по всему товарам. Для этого нужно рассчитать сведенные индексы.
 При определении 
сведенного индекса 
 Объем стоимости 
реализованной продукции в 
 Товарооборот 
базисного периода по ценам 
этого же периода (q0p0) составит: 
800Ч0,3+120?8+50?160+60?130=
 Если поделить 
товарооборот отчетного 
В приведенном примере этот индекс равняется 0,954, и свидетельствует о том, что товарооборот в отчетном периоде снизился на 4,6% в сравнении с базисным, или составляет 95,4% от базисного. Нужно отметить, что значение индекса товарообороту зависит от двух факторов: изменений количества реализованных товаров и цен. В абсолютном выражении товарооборот отчетного периода уменьшился на 785грн. (16215-17000)=-785. Это уменьшение товарообороту можно рассчитать и по отдельным видам товаров: по товару А (315-240), по товару Б (1000-960), по товару В (7200-8000), по товару Г (7700-7800). Подытоживая приросты и уменьшение товарообороту по отдельным видам товаров получим тот же результат - уменьшение на 785грн. (75+40-800-100). А теперь попробуем выяснить, согласовывает ли полученный индекс (0,954) с целью общего индекса физического объема продажи товаров? Однозначно ни. Его величина, как видим, определилась вследствие одновременного изменения количества проданных товаров, и цен на отдельные виды товаров в отчетном периоде в сравнении с базисным. Сумирник - цена выполнила как положительную роль - превратила несоизмеримые товары в соизмеримый вид, а также и исказила результат, не разрешила сразу получить ответ на вопрос как изменился общий объем физических продажа товаров в отчетном периоде.
А теперь возвратим 
к нашему примеру. Стоимость физического 
объема реализации товаров в отчетном 
периоде по ценам базисного периода 
будет составлять (q1p0): 700Ч0,3+100Ч8+40Ч160+70Ч130=
где: – сведенный индекс физического объема;
– количество реализованной продукции (товаров), соответственно, в отчетном и базисном периодах; – цена реализации единицы продукции (товара) в базисном периоде.
 Формализованный 
в таком виде расчет