Статистика как наука. Предмет и методы статистики. Агрегатная форма общего индекса, условия ее применения. Индексный метод изучения динами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:43, контрольная работа

Краткое описание

Едва ли найдётся ещё одна наука, в которой так горячо спорили бы о её предмете, т.е. о том, что она собой представляет. Понятие «статистика» употребляется в самых различных значениях.

Содержание

1 Статистика как наука. Предмет и методы статистики 3
2 Агрегатная форма общего индекса, условия ее применения. Индексный метод изучения динамики сложных статистических совокупностей 10
Задача 5.3 17
Задача 7.6 19
Задача 3.7 20
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

вариант 10.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

1 Статистика как наука. Предмет и методы статистики

2 Агрегатная форма общего индекса, условия ее применения. Индексный метод изучения динамики сложных статистических совокупностей

Задача 5.3

Задача 7.6

Задача 3.7

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Статистика как наука. Предмет и методы статистики

 

Едва ли найдётся ещё одна наука, в которой так горячо спорили бы о её предмете, т.е. о том, что она собой представляет. Понятие «статистика» употребляется в самых различных значениях.

Что же представляет собой термин «статистика»? Это слово многолико, многозначно и согласно одному из статистических терминов многомерно. В настоящее время насчитывается около тысячи определений статистики. Дать определение статистики как науке пытались философы, математики, экономисты, социологи, государственные деятели и, конечно, сами статистики.

Впервые термин «статистика» был введён в обиход в 1749 г. немецким статистиком, профессором философии и права Г. Ахенваллем (1719-1772 гг.), выпустившим книгу о государствоведении, отраслью которого он считал статистику. С 1746 г. Г. Ахенвалль впервые в марбургском, а затем в геттингенском университете начал читать новую учебную дисциплину, которую он назвал статистикой. Основным содержанием этого курса было описание политического состояния и достопримечательностей государства.

Сам термин «статистика» происходит от латинского слова status (статус), которое означает «положение, состояние вещей». От корня этого слова образовались слова stato – государство и statista – знаток государства. От того же корня образовалось и существительное statistica.

Первоначально под статистикой понимали совокупность знаний о государстве, затем статистикой стали называть сбор и обработку данных о массовых явлениях, и, наконец, особую отрасль науки.

В настоящее время под термином «статистика» чаще всего понимают следующее.

Статистика – одна из общественных наук, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям. Это вместе с тем учение о системе показателей, т.е. количественных характеристик, дающих всестороннее представление об общественных явлениях, о национальном хозяйстве в целом и отдельных его отраслях.

Статистика – это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.

Статистика – это также одна из форм практической деятельности людей, цель которой – сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. Когда говорят: государственная ведомственная статистика России, организация статистики в РФ, то имеют в виду особую отрасль (форму) практической деятельности людей. О людях, собирающих и обрабатывающих статистические сведения, данные или статистическую информацию, говорят, что они занимаются статистикой, ведут статистику (например, медицинскую, уровня жизни и др.). И тот , для кого она род деятельности, - это статистик.

Статистикой называют также различного рода числовые или, как часто говорят, цифровые данные, характеризующие различные стороны жизни государства: политические отношения, культуру, население, производство и т.д.

Часто слово «статистика» употребляется в качестве более короткого эквивалента для слов «статистические методы». Статистические методы можно охарактеризовать как методы, применяемые при сборе, представлении, анализе и интерпретации данных. Применение статистических методов особенно важно там, где из больших массивов данных требуется выделить полезную для нас информацию.

Наконец, статистика (в широком смысле) – наука, изучающая все массовые явления, к какой бы области они ни относились, обладающие признаками совокупности. В более специальном (узком) смысле статистика – наука, исследующая с количественной стороны массовые общественные явления, и в то же время – метод изучения каждой конкретной совокупности.

История развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обогащения накопленного человечеством передового опыта учётно-статистических работ, обусловленных прежде всего потребностями управления жизнью общества.

Общество в процессе своего развития ставит перед статистикой всё новые и новые задачи, что способствует выделению отдельных отраслей единой статистической науки. Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и её отрасли, социально-демографическая статистика и её отрасли.

Каждая из этих отраслей имеет свой объект исследования, выясняет сущность определённой системы показателей, разрабатывает правила и методы их получения и использования в научной и практической деятельности. Однако во всех отраслевых статистиках применяются принципы и методы общей теории статистики.

Общая теория статистики – наука о наиболее общих принципах, правилах и законах цифрового освещения социально-экономических явлений.

Общая теория статистики разрабатывает наиболее общие понятия, категории статистической науки, которые имеют общестатистический смысл (например, «закономерность», «показатель», «признак», «статистическая совокупность» и т.д.) и методы изучения социально-экономических явлений.

Важнейшими её разделами являются учения: о статистическом наблюдении, статистических группировках и обобщающих показателях в форме абсолютных, относительных и средних величин. Общая теория статистики выясняет сущность этих показателей и разрабатывает научную методологию их построения (вычисления), а также общие принципы и методы статистического исследования. Её категориями, показателями и методами пользуются все отраслевые статистики, т.е. общая теория статистики является методологической основой, ядром всей системы отраслевых статистик.

Общая теория статистики изучает также исторический аспект изменения воззрений на статистическую науку, разрабатывает организацию их статистических служб, изучает опыт организации статистики в других странах.

На втором уровне выделены две большие обобщающие отрасли: экономическая и социальная статистика.

Экономическая статистика изучает явления и процессы в области экономики: формирует систему показателей, отражающих состояние национальной экономики, взаимосвязи отраслей, особенности размещения производительных сил, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, достигнутый уровень их использования; структуру, пропорции и элементы общественного воспроизводства.

Социальная статистика формирует систему показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений.

На третьем уровне выделены отдельные отрасли экономической и социальной статистики. В структуре экономической статистики выделяется макроэкономическая статистика, разрабатывающая методы комплексного изучения экономики страны, межотраслевые связи и др. Помимо этого в совокупность отраслей экономической статистики входят статистики промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д. В состав социальной статистики входят: правовая статистика, демографическая статистика, статистика политики, здравоохранения, науки, просвещения и т.д.

Каждая отраслевая статистика представляет собой науку о количественных изменениях, происходящих в соответствующих отраслях народного хозяйства. Задачей всех отраслевых статистик является разработка статистических показателей соответствующих отраслей.

Статистика развивается как единая наука, и развитие каждой отрасли содействует её совершенствованию в целом.

Статистика, как и любая наука, требует определения предмета исследования. В связи с этим различают статистику, занимающуюся изучением социально – экономических явлений, которая относится к циклу общественных наук, и статистику, занимающуюся закономерностями явлений природы, которая относится к естественным наукам.

         Количественные изменения общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием изучает статистика как наука.

         Предметом статистики выступают размеры и количественные соотношения качественно определенных социально – экономических явлений, закономерности их связи и развития в конкретных условиях места и времени.

         Свой предмет статистика изучает методом обобщающих показателей.

         В определении предмета статистки подчеркивается несколько характерных особенностей статистики как науки. Статистика изучает:

      Массовые общественные явления при помощи статистических показателей (численность, количество произведенной продукции за определенный период времени) и  их динамику (изменение уровня жизни населения и т. д.);

      Количественную сторону массовых общественных явлений и дает количественное, цифровое освещение общественных явлений;

      Количественную сторону общественных явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием; наблюдает в обществе процесс перехода количественных изменений в качественные;

      Количественную сторону общественных явлений в конкретных условиях места и времени (динамику численности населения, занятость его по секторам  экономики и т.д.); характеризует явления общественной жизни в конкретных пространственных и временных границах;

      Количественные связи между общественными явлениями, с помощью специальной методологии; использует математические методы при исчислении ряда статистических показателей (ошибок выборки, тесноты связи и т.д.), в свою очередь гуманитарные и естественные науки широко используют в свои исследованиях статистические методы сбора, обработки и анализа данных.

         Для изучения предмета статистики разработаны и применяются специфические приемы, совокупность которых образует методологию статистики. Применение в статистике конкретных методов предопределяется поставленными задачами и зависит от характера исходной информации.

         Общей основой разработки и применения статистической методологии является диалектический метод познания, согласно которому общественные явления и процессы рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития создает фундамент, с помощью которого можно принять и правильно истолковать явления, подлежащие статистическому исследованию, выбрать надлежащую методику его изучения и анализа.

         При этом статистка опирается на такие диалектические категории, как количество и качество, необходимость и случайность, единичное и массовое, индивидуальное и обще.

         Статистические методы используются комплексно (системно). Это обусловлено сложностью процесса экономок – статистического исследования, состоящего из трех стадий:

1.      сбор первичной статистической информации;

2.      статистическая сводка и обработка первичной информации;

3.      обобщение и интерпретация статистической  информации.

         На первой стадии статистического исследования, в связи с необходимостью учета всего многообразия факторов и форм осуществления социально – экономических процессов и в соответствии с их массовым характером, применяется метод массового статистического наблюдения, обеспечивающий всеобщность, полноту и представительность полученной первичной информации.

         На второй стадии – собранная в ходе массового наблюдения информация подвергается обработке методом статистических группировок, позволяющим выделить в изучаемой совокупности социально – экономические типы; совершается переход от характеристики единичных факторов к характеристике данных, объединенных в группы величин. Методы группировки различаются в зависимости от задач исследования и качественного состояния первичного материала.

         На третьей стадии производится анализ статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных, относительных и средних величин, вариации, тесноты связи и скорости изменения социально – экономических явлений во времени, индексов и др. Проведение анализа позволяет проверить причинно – следственные связи изучаемых явлений и процессов, определить влияние и взаимопонимание управленческих решений, возможные экономические и социальные последствия складывающихся ситуаций.

        При изучении статистической информации широкое применение имеют таблицы и графический метод.

 

 

 

 

 

 

 

2 Агрегатная форма общего индекса, условия ее применения

 

 

 

Индексы (общие и групповые) могут быть построены двумя способами: непосредственным выводом из соотношения сумм, отражающих порядок расчёта индекса по конкретным данным, или осреднением индивидуальных индексов. Индексы, получаемые первым способом, называются агрегатными, получаемые вторым способом - средними.

Агрегатный индекс - это отношение суммы отчётных значений индексируемого признака, взвешенного на соответствующих значениях признака веса, к сумме базисных значений индексируемого признака, взвешенных по тем же значениям признака-веса.

Информация о работе Статистика как наука. Предмет и методы статистики. Агрегатная форма общего индекса, условия ее применения. Индексный метод изучения динами