Демографическое прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: всестороннее изучение демографического состояния современной России, выявление тенденции и факторов, влияющих на данных ход развития демографии, а также оценке деятельности государства в данной сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть основные понятия демографической науки;
– выявить и проанализировать воздействие факторов на демографическую сферу в Российской федерации;
– разработать прогнозные оценки дальнейшего сценария развития демографических процессов в России;
– проанализировать политику государства в области создания благоприятных условий для повышения уровня рождаемости населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….....3
1. Демография и методы ее исследования……………………………………………........4
1.1Задачи демографии………………………………………………………………………..4
1.2Методы исследования…………………………………………………………………….4
2. Демографическая статистика…………………………………………………………….5
2.1Сбор информации о населении ………………………………………………………….5
2.2Основные факторы, влияющие на демографическую ситуацию в России…………...7
2.3Частные демографические показатели ………………………………………………….9
3. Демографическая ситуация в Российской Федерации …………………………..….....11
3.1Численность и размещение населения ………………………………………………….11
3.2Возрастной состав населения …………………………………………………………....13
3.3Естественное движение населения ……………………………………………………...14
4. Миграция населения ………………………………………………………………….…..16
5.Демографическое прогнозирование ………………………………………………………23
Вывод.………………………………………………………………………….……….....…...25
Список использованной литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

Кузнецова.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

Специальные меры стимулирования рождаемости («материнский капитал», развитие системы пособий в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования, доступность жилья для семей с детьми и т.п.) согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года должны привести к повышению интенсивности деторождения.

В уже упомянутом выше выборочном обследовании «Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения» исследовались и репродуктивные ориентации мужчин и женщин. Только 16% респондентов в возрасте 15-59 лет (обследованию подлежало население в возрасте 15 лет и более) однозначно заявили о намерении иметь детей и еще 22% - при наличии необходимых условий (материальных, жилищных и т.п.).

4. Миграция населения

Внутренние миграции населения  являются доминирующим компонентом в миграционных процессах регионов страны, их объемы и направления оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения субъектов Российской Федерации. Передвижения внутри страны, связанные со сменой места жительства, в общем миграционном обороте составляют около 85%. На переселения из одного субъекта Российской Федерации в другой приходится более 40% внутрироссийских миграций.

После многолетнего сокращения миграционной активности россиян в последние два года наблюдается ее рост. В 2007 году во внутренних миграциях участвовало на 62,3 тыс. человек (на 3,2%) больше, чем в 2006 году (в 2006 году – на 24,3 тыс. человек, или на 1,3% больше, чем в 2005 году). Число внутрироссийских переселений в январе-ноябре 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года вновь уменьшилось (на 52,8 тыс. человек, или на 2,9%).

В 2007-2008 годах сохранились тенденции потоков межрегиональных миграций, сложившиеся в начале 1990-х годов. Во внутренних миграциях поток устойчиво ориентирован с севера и востока в центр и на юго-запад. Два округа образуют миграционные полюса – Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все федеральные округа население отдает. Центральный округ вобрал около трети населения, перераспределенного между округами (30,1%), а Сибирь и Дальний Восток потеряли почти 56 тыс. своих жителей.

Более трех четвертей (77%) всего миграционного  прироста, получаемого Центральным федеральным округом в межрегиональных миграциях, аккумулируют Москва (26,8 тыс. человек) и Московская область (35,9 тыс. человек).

Дальний Восток терял население  в обмене абсолютно со всеми округами, Сибирь – со всеми западными, и возместила менее 6% этих потерь за счет Дальнего Востока, Урал за счет Приволжья, Сибири и Дальнего Востока возместил 87,4% потерь.

Внешняя миграция составляет всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.

На учитываемые статистикой  объемы международной миграции в  большой степени сказываются изменения в законодательстве. В частности, резкое сокращение числа прибывших в 2001 году, по-видимому, объясняется введенными ограничениями приема граждан стран СНГ и Балтии. В последующие годы в статистический учет попадали все граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны, и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство.

 

 

Такая ситуация привела к минимизации потоков учитываемых иммигрантов – в 2004 году их численность была наименьшей за последние 50 лет. С начала 2007 года в статистический учет попадают иностранные граждане и лица без гражданства, впервые получившие разрешение на временное проживание. В результате число иммигрантов увеличилось более чем на 100 тыс. человек, или на 54%. При этом в 1,5 раза возросли как потоки из стран – участников СНГ (на 96,7 тыс. человек), так и из стран дальнего зарубежья (на 3,9 тыс. человек). В 2008 году число иммигрантов сохраняется на уровне 2007 года.

В последние годы среди всех иммигрантов  более 95% составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них почти 60% - выходцы из Узбекистана, Украины и Казахстана.

Самым привлекательным для таких  иммигрантов является Приволжский федеральный округ. Среди прибывших из-за пределов России на постоянное место жительства в регионы округа 97% - выходцы из этих стран. Дальневосточный федеральный округ наиболее привлекателен для иммигрантов из дальнего зарубежья, где их доля составляет 18%.

Учтенная эмиграция на протяжении двух десятилетий ежегодно уменьшается. При этом ее структура по странам  предполагаемого проживания существенно меняется. В начале 1990-х годов число выбывших в страны – участники СНГ превышало число выбывших в страны дальнего зарубежья в 3-5 раз, в 2001-2005 годах их численность была практически одинаковой, начиная с 2006 года эмигрантов в страны СНГ в 2 раза больше, чем в другие зарубежные страны.

 

Всеобщая перепись населения – основной источник социально-демографических данных о населении

 

Демографические процессы в Российской Федерации остаются неустойчивыми, и кризисные явления в их развитии далеко еще не преодолены. Реализация намеченных мер политики в области народонаселения требует больших усилий со стороны государства и общества, а для этого необходимо регулярное отслеживание и глубокий анализ демографических тенденций. В этих условиях для мониторинга демографических процессов, оценки эффективности мер демографической политики и демографических перспектив России необходимо надежное информационное обеспечение.

Это было отмечено и на заседании Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 7 марта 2007 года. Как было сказано Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым, «дальнейшая разработка мер реализации демографической политики и определение необходимых объемов финансирования должны опираться на серьезную научную базу, в том числе и в области статистики, которая в этой сфере не всегда адекватна».

Для совершенствования  развития государственной статистики в демографической сфере в 2008 году утвержден Перечень мероприятий Правительства Российской Федерации на 2008-2010 годы, который позволит расширить формы сбора и обработку текущих данных о населении.

Существующая в России система получения данных о населении  состоит из трех взаимосвязанных компонентов: переписей населения, текущего учета демографических событий (рождений, смертей, браков и разводов) и текущего учета миграции (случаев перемены постоянного места жительства), выборочных регулярных и единовременных обследований населения.

Однако ключевым и наиболее информативным  источником по-прежнему остаются всеобщие переписи населения.

Формируемая Программа переписи (т.е. набор конкретных вопросов, содержащихся в переписном листе) должна отвечать следующим критериям: отражать современные информационные потребности общества, сохранять преемственность с предыдущими переписями, соответствовать российскому законодательству и международным рекомендациям и, что очень важно, быть понятной населению.

Перечень сведений, получаемых при  Всероссийской переписи населения в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 года № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения», можно сгруппировать по следующим темам: пол, возраст, гражданство, национальная принадлежность, владение языками, образование, состояние в браке и количество детей, место рождения и место жительства, источники средств к существованию, занятость и безработица, миграция, жилищные условия населения.

При этом итоги Всероссийской переписи населения, касающиеся распределения  жителей страны по гражданству, национальной принадлежности, владению языками, уровню образования, брачному состоянию, являются уникальными (поскольку отсутствуют другие источники информации), что повышает ее значимость.

Всероссийская перепись населения является официальным  источником информации о численности населения каждого населенного пункта в Российской Федерации. И, таким образом, ее итоги служат единственной исходной базой для оценки численности и половозрастной структуры населения (основных бюджетообразующих показателей) в межпереписной период.

Перепись населения дает возможность  увидеть фактическое состояние народонаселения страны на определенный момент времени, анализировать произошедшие изменения и производить научно обоснованные прогнозные оценки. Ценность переписи населения состоит в том, что она позволяет получить комбинационные показатели (например, о числе одиноких матерей по числу детей и источникам средств к существованию и т.п.), всесторонне характеризующие жизнедеятельность населения, вплоть до мелкого населенного пункта.

Собираемая при переписи населения отражает демографический, социальный и экономический аспекты домохозяйств и семей, т.е. обеспечивает возможность комплексного анализа одного из важнейших объектов социальной политики государства. В настоящее время в развитии семьи происходят сложные процессы, которые существенно сказываются на характере воспроизводства населения: изменение времени образования семьи, изменение стабильности семьи, тенденция к малодетности.

Результаты переписи населения расширяют наши представления  и о процессах, являющихся объектом систематического мониторинга: рождаемости, смертности и, особенно, миграции. В качестве примера можно привести следующее.

На основании итогов переписи можно  рассчитать данные о рождаемости реальных поколений женщин (обычные расчеты с использованием переписного знаменателя, делаются только для условных поколений) в увязке с текущим состоянием в браке и уровнем образования, что делает возможным получение показателей о распределении женщин по числу рожденных детей и среднему числу рожденных детей в данном возрасте. Ценность переписи определяется еще и тем, что Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния” из содержания записей актов гражданского состояния был исключен целый ряд социально-демографических характеристик, в том числе сведений о распределении детей по порядку их рождения.

Для оценки перспектив рождаемости большое значение имеет информация о брачном состоянии населения. В последнее время в России, как и в других странах, все большее распространение получают нерегистрируемые браки, которые не находят отражения в текущем учете населения. В этих условиях значение переписи, фиксирующей пребывание в фактическом браке, независимо от того, зарегистрирован он или нет, возрастает, она становится все более важным инструментом изучения современных изменений матримониального поведения и брачно-семейных отношений, их связи с различными демографическими и социальными характеристиками населения.

Среди источников данных о миграции переписи населения по праву занимают особенное место. Перепись – это самая масштабная система сбора данных о населении, в том числе – о международных и внутренних мигрантах, а также о лицах, которые не совершали переезда. В сочетании с данными о социальных, демографических и иных характеристиках респондентов сведения о миграции позволяют создать многомерный «портрет» лиц, когда-либо совершивших переезд, понять факторы и обстоятельства, влияющие на решение индивидов и домохозяйств о миграции.

Весь комплекс вопросов, относящихся  к миграции, позволяет также рассчитать достаточно простые показатели, которые  могут быть использованы в традиционном анализе миграции. Например, доля населения, проживающего в месте постоянного жительства с рождения и не с рождения, показывает роль миграции в формировании населения регионов, выявляет зависимость мобильности от пола, возраста и уровня образования. Распределение числа лиц, родившихся за пределами данного региона по продолжительности проживания и национальности позволит оценить миграционную подвижность отдельных национальностей в межпереписной период.

И это несколько примеров, дающих представление об использовании итогов переписи при оценках данных текущей статистики населения и анализе ее показателей.

Важность информационного  ресурса Всероссийской переписи населения 2010 года заключается ещё и в том, что на базе её данных будет сформирована территориальная выборочная сеть многоцелевого назначения, которая позволит проводить в период между переписями различные обследования населения, в том числе выборочное социально-демографическое обследование (микроперепись), которое запланировано на 2015 год.

В настоящее время проходит процедуру согласования проект постановления Правительства Российской Федерации «Об организации в Российской Федерации системы статистических обследований населения по социально-демографическим проблемам», подготовленный Федеральной службой государственной статистики совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти во исполнение Плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

По итогам обследований, представленных в указанном Перечне, предусматривается получение официальной статистической информации, характеризующей безопасность и благоустройство среды обитания, потребности в улучшении жилищных условий и условий для воспитания и развития детей; социальные, экономические и поведенческие мотивации, влияющие на репродуктивные планы и ведение здорового образа жизни; получение образовательных, медицинских и социальных услуг в соответствии с индивидуальными потребностями, а также факторы, определяющие уровень дифференциации доходов, бедность, процессы трудовой и профессиональной интеграции.

Таким образом, переписи населения  в сочетании с данными текущей  статистики становятся надежной информационной поддержкой при разработке государственных программ социальной и семейной политики, в реализации мер, направленных на улучшение демографических процессов в Российской Федерации.

Информация о работе Демографическое прогнозирование