Внешняя торговля России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

В начале XXI века внешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.
Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.
Эти явления, бесспорно, многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.

Содержание

Введение
1. Внешнеэкономические связи России
1.1 Географическая структура внешней торговли РФ
1.2 Внешнеторговый оборот РФ
1.3 Товарная структура внешней торговли
1.4 Внешняя торговля России за 2009–2010 гг.
2. Основные принципы внешнеторговой политики России
3. Внешняя торговля России со странами с развитой рыночной экономикой
3.1 Россия-Германия
3.2 Россия-Италия
3.3 Россия-Япония
3.4 Россия-США
3.5 Россия-Франция
3.6 Россия-Великобритания
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Внешняя торговля россии.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

     Стоимость экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий увеличилась на 22,9%. Рост экспорта обусловливается увеличением стоимостного объема основных товаров этой группы, то есть обработанных лесоматериалов (152,8%), а также клееной фанеры (113,5%) и целлюлозы древесной (117,9%).

     Стоимость экспорта машин, оборудования и транспортных средств в январе-марте 2010 г. снизилась на 8,2% в результате резкого снижения цен на продукцию этой товарной группы -77,3% в 2010 году по сравнению с 2009 годом.

     Основное  место в импорте из стран дальнего зарубежья в I квартале 2010 года занимали машины, оборудование и транспортные средства, на долю которых пришлось 50,8% всего объема импорта, что превысило уровень аналогичного периода 2009 г. – на 4,2 процентных пункта. Увеличение импорта связано с повышением ввоза машин, оборудования и транспортных средств в натуральном выражении из стран дальнего зарубежья по сравнению с 2009 г. на 64,3%. На увеличение стоимости этой группы повлияло повышение стоимости импорта основных товаров – легковых автомобилей (181,3%) и грузовых автомобилей (212,1%).

     Стоимостной объем импорта основных продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличился в полтора раза, при этом их доля в 2010 г. составила 16,5 процентов. Стоимостное значение импорта основных товаров данной группы – мяса свежего и мороженного и напитков алкогольных и безалкогольных увеличилось более чем в 2 раза (228,9% и 252,9% соответственно). В тоже время увеличился стоимостной объем других основных товаров, рыбы свежей и мороженной (160,5%), цитрусовых плодов (144,4%) и сахара-сырца (116,7%).

     Импорт  текстиля, текстильных изделий и  обуви в стоимостном выражении вырос на 68,6%. Рост стоимости импорта основных товаров группы одежды составила 197,1% и кожаной обуви 264,6%.

     Стоимостной объем импорта продукции химической промышленности вырос на 23,8%, несмотря на то, что стоимостное значение импорта основной продукции данной группы – медикаментов (21,6%) сократилась до 91,7%.

     Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего  топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости на определенном этапе перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.

     В этой связи для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию следующих основных целей:

  • повышение конкурентоспособности российской экономики;
  • сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;
  • обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;
  • проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;
  • сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.

     Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) позволит более эффективно содействовать развитию экспортных возможностей российских производителей, создаст условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволит облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшение доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и увеличит степень защищенности отечественных производителей на российском и зарубежном рынках.

     Установленный в России внешнеторговый режим либерализован до уровня промышленно развитых стран с устоявшимися рыночными отношениями. Это позволяет создавать на внутреннем, рынке конкурентную среду, обеспечивать его наполнение товарами и услугами, объем которых способен удовлетворить потребности, как производственного сектора, так и населения. В то же время следует отметить, что наши торговые партнеры не всегда готовы открыть свои рынки для российских товаров, применяя ограничительные меры и тем самым, нарушая принцип взаимности в торгово-экономических отношениях.

     В этой связи ведется постоянная работа по устранению искусственных барьеров, сдерживающих экспорт российских товаров, путем урегулирования торговых споров. 

 

      2. Основные принципы внешнеторговой политики России 

     Внешнеторговая политика – это регулирование государством экспортных и импортных операций.

     Отношения РФ с иностранными государствами  в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров России.

     В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права участвует в международных  договорах о таможенных союзах и  свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями. В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.

     Важнейшими  направлениями совершенствования  системы тарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности являются:

  • по экспорту – корректировка ставок вывозных пошлин в сторону их снижения по мере сближения внутренних и мировых цен,
  • по импорту – систематическая дифференциация ставок импортного тарифа в целях усиления его стимулирующей и протекционистской функций, создание механизма защиты экономических интересов Российской Федерации при импорте товаров, включающего введение антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин.

     Не  допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти.

     Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных целях:

     1) обеспечения национальной безопасности  РФ;

     2) выполнения международных обязательств  РФ с учетом состояния на  внутреннем товарном рынке;

     3) защиты внутреннего рынка РФ.

     В целях защиты национальных интересов  действует система экспортного  контроля.

     Существуют  технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические  стандарты и требования в отношении  ввозимых товаров, контроль их качества. Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление которых мы видим в растущих импортных пошлинах. В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы развития экспорта России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий. 
 

 

      3. Внешняя торговля России со странами с развитой рыночной экономикой 

     3.1 Россия-Германия 

     Одним из крупнейших деловых партнеров  России выступает Германия. Германия первой из ведущих иностранных государств признала Российскую Федерацию в качестве продолжателя бывшего СССР (26 декабря 1991 г.).

     Давно замечено, что у стран, между которыми существуют многолетние, крупномасштабные и взаимовыгодные торгово-экономические связи, политические отношения, как правило, также отличаются стабильностью. К таким странам принадлежат Россия и Германия с их мощным экономическим потенциалом, взаимодополняемостью экономик, традиционностью деловых связей и географической близостью.

     Россия  и Германия создали большое число совместных предприятий.

     На  территории России функционирует около 3,5 тыс. предприятий с германским участием, из них около 800 – со 100%-ым немецким капиталом. Среди них «Siemens AG», «Grundig», «Basf», «Blaupunkt», «Umax», «Bosch», «Mercedes», «VW» и другие. Они работают преимущественно в сфере торгово-посреднических и консультационно-информационных услуг (около 50%), а также финансовых операций (15%). Зарегистрировано более тысячи представительств германских фирм (главным образом, в Москве и Санкт-Петербурге).

     На  протяжении многих лет Германия удерживает лидирующее положение среди торговых партнёров России. Её доля во внешней торговле России – около 10%, а доля России во внешней торговле Германии – около 2,5%.

     В 2009 г. взаимный товарооборот достиг рекордной планки в 32,9 млрд. долл. США, т.е. по сравнению с 2008 г. вырос на 37,7%.

     Структура взаимного товарооборота на протяжении ряда лет остается без особых изменений. В российском экспорте преобладают сырьевые товары (около 60%), основу которых составляют нефть (31%) и природный газ (25,1%).

     Значительную  долю в российском экспорте в ФРГ  составляют полуфабрикаты (30%), в частности цветные металлы (медь, алюминий, никель), древесина и целлюлоза, удобрения, химтовары и др.

     Как положительный момент можно отметить рост поставок в Германию готовых изделий, их доля в последнее время выросла с 8% до 11%.

     Основным  препятствием для роста экспорта многих товаров на германский рынок  остаются качество, ограниченность ассортимента, отсутствие изделий высокой технологии и недостатки дизайна. С другой стороны, этому мешает ужесточение норм и стандартов, особенно по безопасности и экологичности, принятых в ЕС.

     Ведущие позиции в структуре импорта  из Германии занимают готовые товары (более 80%), где основная доля приходится на машинно-техническую продукцию (более 60% от общего объема импорта). Наибольшие объемы из этой номенклатуры составляют автомобили, электротехнические изделия, станки, вагоны, оборудование для машиностроения, металлургии, энергетики, легкой промышленности, агрокомплекса. В значительных объемах закупаются в Германии ткани, одежда, обувь, фармацевтические и косметические изделия, бытовая химия, искусственные материалы. Весомую долю в импорте (около 18%) занимает продовольствие, хотя его объемы несколько снизились. Доля сырья и полуфабрикатов в закупках в Германии незначительна.

     Таким образом, структура российско-германского товарооборота остается традиционной, что не способствует расширению взаимной торговли. В этой связи все более очевидно, что без поиска новых «ниш» на германском рынке российским участникам ВЭС не обойтись, как не обойтись без новых товаров, особенно высоких технологий, для продвижения на этот рынок.

     Есть  уверенность, что укрепление политической стабильности в российском обществе и улучшение экономической ситуации изменят к лучшему перспективы для дальнейшего развития торгово-экономических связей с Германией.

     Важнейшими  проектами российско-германского  сотрудничества являются:

  • разработка месторождений газа совместными усилиями российского концерна «Газпром» и немецкого концерна «Wintershall», расположенного в Западной Сибири;
  • создание комплекса установок по производству металлизированных брикетов мощностью 4 млн. шт. в год на Лебединском горно-обогатительном комбинате;
  • строительство Северо-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге;
  • реконструкция и развитие средств связи и информационных систем;

     Перспективным является также сотрудничество в  области высоких технологий (авиационно-космическое, создание навигационных спутниковых  систем, совместные технологические  разработки по экологической тематике). 

 

      3.2 Россия – Италия 

     Италия  является одним из приоритетных торгово-экономических партнеров России. По данным российской статистики, она занимает 3 место в мире по объему товарооборота с Россией (после Германии и Нидерландов). Удельный вес России в совокупном итальянском экспорте составляет около 2%, в импорте – 3,8%.

Информация о работе Внешняя торговля России