Юмор как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 13:49, реферат

Краткое описание

Юмор нередко становился предметом исследований в социологии, антропологии, психологии и других науках о человеке. Он также интересует психотерапевтов. Изучение юмора позволяет лучше понять человека и его отношение к себе и окружающему миру. Юмор также тесно связан с защитно-приспособительными возможностями личности и разных сообществ, позволяет лучше адаптироваться к природной и социальной среде, преодолевать сложные жизненные ситуации.

Содержание

1.Введение…………………………………………………2

2. Определение и виды юмора…………………………..3

3.Выражение веселья и радости…………………………7

4.Функции юмора………………………………………...11

5.Структура юмора………………………………………13

6.Диалектика юмора………………………………………14

7. Современная проблематика юмора…………………..15

8.Заключение………………………………………...…….17

9.Список литературы……………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

referat.docx

— 39.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

                                  Функции юмора

 

 

 

Разные виды юмора обусловливают разные психологические эффекты и межличностную динамику, имеют разные «мишени» воздействия. В одних случаях юмор служит снятию эмоционального напряжения, преодолению тревоги и страдания и даже переживанию положительного эмоционального стресса (эустресса). В других случаях он позволяет защитить личные границы, сопротивляться давлению извне, поддержать чувство внутреннего достоинства. Юмор и смех часто проявляются при конфронтации человека с социальными авторитетами и нормами, которые противоречат его интересам (Clay R.A., 1997). Не случайно, отмечается склонность людей прибегать к юмору в ситуации недостаточной внешней свободы, в том числе, в условиях тоталитарного правления (Eric L., 1998). Юмор позволяет подвергнуть осмеянию оппонента, его идеи и систему ценностей, что, прежде всего, справедливо в отношении насмешки, пародии и сарказма.

В определенных случаях юмор позволяет более свободно взглянуть на вещи, «играть» с идеями и образами, раскрывает творческий потенциал личности. Можно отметить также значимую роль юмора в разблокировке неосознаваемых, вытесненных переживаний, а также в принятии и осознании латентных (скрытых) качеств личности. Он может обусловливать разрядку сексуальной энергии и выражение агрессии. Кроме того, юмор может способствовать установлению контактов, созданию более непринужденной атмосферы для общения, а также сплачиванию людей.

К важнейшей функции юмора можно отнести обеспечение психологической интеграции, преодоление внутреннего конфликта личности. Он позволяет ей принять свои внутренние противоречия, наличие в себе как плюсов, так и минусов – «света» и «тени», постичь сложность и, вместе с тем, богатство своего внутреннего мира и человеческих отношений. Он также содействует трансформации ранее отчужденных аспектов «Я» в полноправные аспекты целостной личности, но при этом «…избежать откровенной идентификации с ними» (Jakab I., 1998. – P. 17-18).

Таким образом, юмор обладает значительным защитно-адаптивным потенциалом. В зависимости от особенностей его феноменологии, в том числе, степени произвольности его проявления личностью, он может рассматриваться в качестве формы психологической защиты, либо копинг-стратегии.

Согласно А. Ziv (Ziv A., 1984), юмор связан со следующими пятью основными функциями:

•   выражение агрессии,

•   отреагирование сексуальной энергии,

•   защита,

•   переработка информации и решение проблем,

•   включение в социальный контекст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Структура юмора

 

 

 

Юмор – неотъемлемая часть человеческой сущности. Каждый человек обладает некоторым чувством юмора. Можно заметить, что юмор это сознательный процесс, проявления которого обычно спонтанны. Анализ структуры юмора начнем с разделения его на составляющие, взаимодействие которых и характеризует его. Для нашего явления это будут: субъект и объект юмора. Субъектом будет являться человек или группа людей которая из-за ряда причин будет насмехаться над объектом (человеком, группой людей, событием).  Взаимодействие объекта и субъекта и будет создавать наше явление. Искомым взаимодействием будет являться смех. Но как мы определили, это будет «добрый» смех. Поскольку вещи взаимодействуют только в том направлении, в котором они противоположны, то именно эта противоположность между субъектом и объектом является причиной явления.

Бывает, человек смеется сам над собой, то есть он является и субъектом и объектом, а значит, он противоположен сам себе. Но мы знаем, что человек не любит считать себя объектом смеха. Благодаря этому человек уходит от своей части-объекта и принимает ее за некую другую личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Диалектика юмора

 

 

 

 

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, а также основанного на этом методе познания и преобразования мира. Так как это наука, то диалектика выражает всеобщие свойства, а значит она присуща всему. Для того чтобы познать диалектику нашего явления, мы должны определить эти общие законы развития в нашем явлении – юморе.

Любая вещь с течением времени развивается, изменяет свои свойства. Таким образом, развитие является атрибутивным свойством материи. Развитие – процесс объективный, закономерный, изменяющий материальное образование. Многообразие противоположностей юмора совпадает с многообразием связей данного явления, так как вещи взаимодействуют только в том направлении, в котором они противоположны. Поэтому взаимосвязь этих противоположных сторон и обеспечивает существование явления. Действительно, если не будет существовать субъекта и объекта, то будет отсутствовать и сам юмор. Взаимосвязь противоположных сторон – основа вещи как единого целого. Поэтому взаимодействие этих противоположных сторон и обеспечивает существование явления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Современная проблематика юмора

 

 

 

Беглый обзор существующих теорий комического дает не очень утешительную картину.

Первый и основной недостаток всех существующих теорий (особенно немецких) – это ужасающий абстракционизм, сплошная отвлеченность. Говорят, например, что комичны недостатки людей. Совершенно очевидно, однако, что недостатки людей могут и не быть комичными. Нужно еще установить, какие именно недостатки и в каких случаях могут быть смешными и в каких нет.

Например, определения комического оказывались слишком широкими: под них подходили явления и некомические. Такую ошибку делали величайшие философы. Так Шопенгауэр утверждал, что смех возникает тогда, когда мы внезапно обнаруживаем, что реальные объекты окружающего нас мира не соответствуют нашим понятиям и представлениям о них.

Итак, смех возможен только тогда, когда недостатки, которые осмеиваются не принимают характера пороков и не вызывают отвращения. Все дело здесь, следовательно, в степени. Может оказаться, например, что недостатки настолько ничтожны, что они вызывают у нас не смех, а улыбку. Такой недостаток может оказаться свойственным человеку, которого мы очень любим и ценим, к которому мы испытываем симпатию. На общем фоне положительной оценки и одобрения маленький недостаток не только не вызывает осуждения, но может еще усилить наше чувство любви и симпатии. Таким людям мы охотно прощаем их недостатки. Такова психологическая основа доброго смеха.

Можно сказать, что никому еще не удалось выразить суть комизма лучше, чем Аристотелю, заметившему в дошедшей до наших времен первой части   «Поэтики»:

«…смешное – это некоторая ошибка и безобразие; никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное».

Сегодня, учитывая все основные теоретические варианты можно осмелиться утверждать: в написанном до сих пор о смехе с неумолимостью повторяются, варьируются две идеи, которые вряд ли могут быть поколеблены в обозримом историческом будущем:

- сущность смеха, невзирая на  все кажущееся бесконечным многообразие  его проявлений едина;

- сущность смеха – в усмотрении, обнаружении смеющимся в том, над чем он смеется, некоторой доли негативности, известной  «меры зла».

Собственно говоря, здесь даже не две, а одна мысль: второй тезис просто указывает на то, что именно вызывает в человек желание смеяться. Однако если с первой частью утверждения все более или менее ясно, то вторая часть всегда рождала недоумения и вопросы: сарказм или ирония вроде бы действительно нацелены на обнаружение зла, но как быть с другими видами смеха – с  «доброжелательным» смехом и юмором?

«Добрый» смех  взрослого, наблюдающего за неловкими движениями малыша (пожалуй, предельный случай для опровержения аристотелевской формулировки), на поверку оказывается связан хотя и с малой, но все-таки долей негативности: ведь смех взрослого вызывает отнюдь не ловкость движений детских движений, а их неловкость.

Смех связан со злом, и он же есть благо и дарит благо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Заключение

 

 

 

Роль юмора в истории и культуре, а также повседневной жизни людей очень велика. Существуют разные виды юмора, обеспечивающие различные психологические и межличностные эффекты, такие как снятие эмоционального напряжения, личностная интеграция, выражение сексуальных и агрессивных импульсов, защита достоинства и границ индивида и группы, сплачивание, включение в социум, переработка информации, создание условий для игры и творчества и другие.

Эмоциональный аспект комического соприкасается с чувством юмора. Одним из главных предназначений юмора является веселье, доставление радости, рождение смеха. Он может быть средством нападения, средством установки контакта и передачи информации, воспитателем, стремящимся донести до воспринимающего субъекта «вечные истины, нормы». Чувство юмора обычно проявляется в умении отыскать смешную чёрточку в ситуациях, где, казалось бы, нет ничего смешного. Отличительной чертой юмора является способность посмеяться над собой. Зачем мы смеёмся друг над другом? Потому что хотим стать лучше! Смех в чистом виде, смех как эталон - это радостный, веселый смех, характерная особенность и вечный спутник комического. Юмор, а значит и смех, имеет свои явные преимущества: 

1. Увеличивает способность человека  познать и оценить мир. 

2. Счастливый человек (смеющийся) гораздо  более способен увидеть красоту  и добро в природе и в  человеческой жизни. 

3. Заставляет человека почувствовать, что существуют разнообразные  связи между ним и миром. 

4. Связана с энергетическим подъёмом, с ощущением того, что человек  больше, чем он есть в обычном  состоянии.

 

 

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Юмор как социальное явление