Юмор как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 13:49, реферат

Краткое описание

Юмор нередко становился предметом исследований в социологии, антропологии, психологии и других науках о человеке. Он также интересует психотерапевтов. Изучение юмора позволяет лучше понять человека и его отношение к себе и окружающему миру. Юмор также тесно связан с защитно-приспособительными возможностями личности и разных сообществ, позволяет лучше адаптироваться к природной и социальной среде, преодолевать сложные жизненные ситуации.

Содержание

1.Введение…………………………………………………2

2. Определение и виды юмора…………………………..3

3.Выражение веселья и радости…………………………7

4.Функции юмора………………………………………...11

5.Структура юмора………………………………………13

6.Диалектика юмора………………………………………14

7. Современная проблематика юмора…………………..15

8.Заключение………………………………………...…….17

9.Список литературы……………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

referat.docx

— 39.30 Кб (Скачать файл)

 

                                       Содержание

 

 

 

       1.Введение…………………………………………………2

     

       2. Определение и виды юмора…………………………..3

       

       3.Выражение веселья и радости…………………………7

 

      4.Функции юмора………………………………………...11

 

5.Структура юмора………………………………………13

 

6.Диалектика юмора………………………………………14

       

       7. Современная проблематика юмора…………………..15

 

       8.Заключение………………………………………...…….17

 

       9.Список литературы……………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Введение

 

 

Юмор происходит от лат. Humour – «влага». По принятым в средневековой медицине представлениям, нрав человека определяется особым соотношением в его организме жидкостей: крови, желчи, воды, лимфы. Юмор – один из позднейших по времени формирования видов комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным. В отличие от «разрушительного смеха» и «смеха превосходства» (в том числе сатиры, иронии), в юморе под маской смешного таится серьёзное отношение к предмету смеха и даже оправдание «чудака», что обеспечивает юмору более целостное отображение существа явления. 

Юмор нередко становился предметом исследований в социологии, антропологии, психологии и других науках о человеке. Он также интересует психотерапевтов. Изучение юмора позволяет лучше понять человека и его отношение к себе и окружающему миру. Юмор также тесно связан с защитно-приспособительными возможностями личности и разных сообществ, позволяет лучше адаптироваться к природной и социальной среде, преодолевать сложные жизненные ситуации. Он имеет тесную связь с творческими возможностями человека, выступает одним из значимых факторов, определяющим динамику межличностных и социальных отношений. Велика его роль и в процессе индивидуальной и групповой психотерапии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Определение и виды юмора

 

 

 

Юмор является комплексным психологическим и межличностным феноменом, затрагивающим как познавательные, так и эмоциональные процессы, сознание и бессознательное, а также физическую сферу человека. Он имеет тесную связь с креативностью и сексуальностью; может быть созидательным и разрушительным.

Существуют разные определения юмора и его видов, таких как шутка, ирония, пародия, сарказм, цинизм и др. Все они имеют общие признаки и, в то же время, определенные различия. Одним из общих признаков, присущих разным видам юмора, является их связь с метафорой. Юмористические высказывания и образы, как правило, имеют скрытый смысл, доступный для восприятия тех, кто обладает чувством юмора. I. Jakab (1998) пишет, что «…юмор – это такое состояние сознания, такая тенденция, которые наделяют человека способностью видеть скрытую смысловую нагрузку и связи между вытесненными эмоциями и идеями, способностью преобразовывать их в социально приемлемые, свободные формы… Юмор во многом похож на сновидения, поскольку также предполагает сгущение психической энергии, ее перемещение с одних уровней психической динамики на другие, а также ее непрямое выражение. В то же время, если сновидения связаны с психическим регрессом, то юмор его не предполагает».

В целях прогнозирования эффектов влияния юмора на личность и сообщества представляется важным дифференцировать здоровый (конструктивный) и патологический (деструктивный) юмор. Учет внешних условий, в которых люди проявляют чувство юмора, в большинстве случаев имеет решающее значение для определения его природы и эффектов. J. Nagy (1998) считает, что здоровый, конструктивный юмор предполагает гибкость личных границ и способность конструктивно взаимодействовать с другими людьми. Напротив, патологический, разрушительный юмор связан с патологической агрессией, сниженной способностью к контакту и ригидными личными границами. Он проявляется в виде иронии и сарказма.

Существуют различные формы юмора: ирония, пародия, сатира, анекдот, шутка, каламбур и так далее. Особый вид юмора представляет собой чёрный юмор. Наряду с текстовой формой, юмор может быть также представлен в графическом виде — карикатура, шарж и др.

 

Иро́ния (от др.-греч. εἰρωνεία «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.  Ирония — употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…» Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.  

Сати́ра (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достиглиГораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии. Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений.

Анекдо́т (фр. anecdote — краткий рассказ об интересном случае; от греч. τὸ ἀνέκδοτоν — не опубликовано, букв. «не изданное») — фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста. Чаще всего анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех. Анекдот может быть несмешным. Это может быть игра слов, разные значения слов, современные ассоциации, требующие дополнительных знаний: социальных, литературных, исторических, географических и т. д. Анекдоты охватывают практически все сферы человеческой деятельности. Существуют анекдоты о семейной жизни, политике. В большинстве случаев авторы анекдотов неизвестны.

Каламбу́р (фр. calembour) — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию.  В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. При этом, чтобы производить впечатление, каламбур должен поражать ещё неизвестным сопоставлением слов. Является частным случаем игры слов (многие авторы считают «игру слов» и «каламбур» синонимами). Близким по смыслу понятием является понятие парономазии.

Паро́дия (от др.-греч. παρά «возле, кроме, против» и др.-греч. ᾠδή «песня») — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения, в специально изменённой форме. Говоря иначе, пародия — это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения. Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства, в том числе литературе (в прозе и поэзии), музыке, кино, эстрадном искусстве и других. Пародироваться может одно конкретное произведение, сочинения некоторого автора, сочинения некоторого жанра или стиля, манера исполнения и характерные внешние признаки исполнителя (если речь идёт об актёре или эстрадном артисте).

Шу́тка — это фраза или небольшой текст юмористического содержания. Она может быть в различных формах, таких, как вопрос/ответ или короткая байка. Для достижения своей юмористической цели шутка может использовать иронию, сарказм, игру слов и другие методы. Шутка, как правило, имеет концовку (кульминацию), которая заканчивает повествование и делает его смешным.  Розыгрыш или шалость отличается от разговорной шутки тем, что основным её компонентом является юмор физический, а не словесный (например, положить соль в сахарницу).

 

R. Silver (2002, 2007) разработала специальную шкалу для оценки разных видов юмора, проявляющихся в изобразительной продукции, в частности, при выполнении рисуночного теста Сильвер (РТС). Данная шкала позволяет оценить семь видов юмора на основе анализа изобразительной и повествовательной продукции пациента:

•   Патологический или «черный» юмор, проявляющийся в насмешке над умирающим или находящимся в смертельной опасности персонажем. При этом персонаж испытывает и открыто выражает страдание или страх.

•   «Черный», но не патологический юмор, проявляющийся в насмешке над несчастным, умирающим или находящимся в смертельной опасности персонажем. При этом на рисунке и в повествовании не показано, что персонаж испытывает страдание или страх.

•   Уничижительный юмор, проявляющийся в насмешках над таким персонажем, который отличается от автора рисунка (например, по полу) и при этом представлен как непривлекательный, разочарованный, глупый, несчастный, но не находящийся в смертельной опасности.

•   Самоуничижительный юмор, проявляющийся в насмешках над таким персонажем, который похож на автора рисунка или представлен от первого лица и при этом изображен как непривлекательный, разочарованный, глупый, несчастный, но не находящийся в смертельной опасности.

•   Амбивалентный или нейтральный юмор. При этом перспективы развития ситуации для персонажа представляются как амбивалентные либо неясные.

•   Умеренно положительный, жизнеутверждающий юмор. При этом изображенный персонаж преодолевает препятствия, либо финал ситуации для него благоприятен.

•   Выраженный положительный, игривый юмор, связанный с изображением персонажа или нескольких персонажей, которые успешно преодолевают препятствия, испытывают положительные чувства. Также проявлена игра слов, насмешка над абсурдом, двойной смысл.

R. Silver (2007) приводит данные своих исследований проявлений юмора в рисунках представителей разных возрастных и гендерных групп. Общее число испытуемых в ее исследованиях составляло 888 человек. У большинства (69%) тех, кто проявил чувство юмора в рисунках, юмор являлся негативным («черным» патологическим или непатологическим, а также уничижительным или самоуничижительным). Лишь у 22% испытуемых, проявивших чувство юмора, он имел амбивалентный или положительный оттенок. Кроме того, негативный юмор значительно чаще проявлялся у мужчин, чем у женщин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

 

 

                           Выражение веселья и радости

 

 

 

Веселое настроение выражается в смехе, бесцельных движениях, общем возбуждении (восклицания, хлопанье в ладоши и т.п.). Смех у человека начинается вдыханием, за которым следуют короткие спазматические сокращения груди, грудобрюшной преграды и мышц живота, при хохоте все тело откидывается назад и трясется, рот широко раскрыт, углы губ оттягиваются назад и вверх вследствие действия больших скуловых мышц, верхняя губа приподнимается, лицо и вся голова наливается кровью, круговые мускулы глаз судорожно сокращаются. Сморщившийся нос кажется укороченным, глаза блестят, при сильном смехе появляются слезы. 
 Выражение веселого настроения может возникнуть как безусловный рефлекс - в силу телесных органических ощущений. 
 Дети и молодые люди часто смеются без всякого повода, надо думать, в силу положительного тона органических ощущений, говорящих о благополучном состоянии организма. У молодых, здоровых людей часто приятный или запах также вызывают легкую улыбку. Не только внешние раздражители вызывают реакцию веселья и радости, но и соответственные представления находят свое выражение в рефлексе смеха. 
 Задача взрослых, педагогов, семьи на данном этапе добиваться того чтобы этот интерес не приобретал нездоровый характер и не был связан с нежелательными эмоциональными проявлениями. Необходимо переключать внимание подростка на интересную занимательную деятельность, увлечение спортом, музыкой и т.д. В младшем подростковом возрасте существенно перестраивается и характер учебной деятельности. Вместо одного учителя в начальных классах появляются несколько учителей предметников у которых разные требования, подходы к учащимся, стиль в работе, разное отношение к учащимся. Подростки с трудов воспринимают монотонные, подробные объяснения учителя, вызывают равнодушие к предмету. Они стараются выразить свое эмоциональное отношение к материалу. 

ЮМОР–ЭТО СЕРЬЁЗНО 

Юмор присутствует в той или иной форме в жизни любого человека, коллектива, страны, нации, независимо от политической обстановки и условий жизни. В наше непростое демократическое время, характеризующееся, прежде всего, свободой слова заметно увеличенное внимание к сатире и юмору как средствам коммуникации людей. Подтверждением может служить обилие телепередач юмористической направленности, популярность большого числа писателей-сатириков, кинокомедий. Ни одно периодическое издание не обходится без элемента комического - анекдота или карикатуры. Признак "нашего времени"--- обилие рекламы, которая часто использует юмор в качестве средства воздействия. С другой стороны, смеха становится все меньше. Юмор теряет былую остроту. Вседозволенность снимает ореол запрета и святости с многих социальных тем. Е.Петросян прав, когда говорит об анекдоте: «Хватит, наелись! Пора осмыслить этот вид народного творчества». 
 Постараемся ответить на конкретные вопросы: каково социальное предназначение комического, какие функции берет на себя юмор в регуляции человеческих взаимоотношений, зачем человеку нужен смех? Один из возможных кратких ответов может быть сформулирован так: вызывать эмоции. Но какие и зачем? Только ли положительные во главе с радостью и только ли для развлеченья? Задумаемся над тем, зачем вообще человеку нужны эмоции? Психология утверждает, что эмоции образуют основную мотивационную систему человека. Это означает, что эмоции определяют поведение и способны его изменять. Что же может изменить юмор? 
 Главным предназначением комического, естественно, является веселье, доставление радости, рождение смеха. Но есть и другие, не менее значительные и интересные моменты. Юмор может быть: оружием, средством нападения (насмешка); средством установления контакта и передачи информации (шутка, юмореска, фельетон); воспитателем, стремящимся донести до воспринимающего субъекта «вечные истины», нравственные нормы (пословицы, поговорки); своеобразным щитом, за которым можно скрыть свое отношение, мнение, состояние в случаях, когда это необходимо (анекдот, каламбур). Все эти вызванные юмором состояния могут сопровождаться разными вариантами смеха. И как следствие - содействовать изменению поведения личности. Существует много видов смеха. Теоретик и историк советской кинокомедии Р.Юренев, пишет так: «Смех может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и простосердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущенный. Можно еще увеличить этот перечень: веселый, печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, животный. Может быть даже унылый смех». Все ли смеются одинаково? Смех смеющегося- «зеркало» его души... По тому, как, когда, над чем смеется каждый из нас, можно кое-что узнать и о «внутреннем устройстве» человека. Можно рассмеяться так, что рассмеются все, кто рядом, а можно легкой улыбкой довести до слез и агрессии. Юмор- дело тонкое, опасное и ... прекрасное! При умелом использовании может высветить все сверкающие грани любой личности. 
 Смеется ли человек в одиночестве? Прав ли А.Бергсон, утверждая, что «смешно не бывает одинокому»? А если человек, будучи один на один с собой сделал неловкое движение, по рассеянности «вместо валенок перчатки натянул себе на пятки», заметил это и ...рассмеялся? Разве не может каждый из нас вспомнить такие случаи из своей жизни? Или это вторичное «отражение»? Человек просто представляет себе, как он смотрелся бы со стороны, как засмеялись бы люди, если бы они его увидели в этот момент? Тогда А.Бергсон прав. Может быть непроизвольный смех в каких-то обстоятельствах- это психологическая защита, подобная «забыванию неприятного» или «агрессия при бессилии иди страхе»? Наверное, именно это имел в виду З.Фрейд, когда говорил об «экономии» психической энергии за счет остроты . Чем тратить душевные силы на то, чтобы скрыть обиду, лучше посмеяться над собой, направив сохраненную энергию на другие дела. Эмоциональный аспект комического соприкасается с таким понятием как чувство юмора, занимающего в перечне социальных чувств человека одно из главных мест, наравне с чувством долга, справедливости и т.д. А.Маслоу включил обладание чувством юмора в перечень характерных особенностей самоактуализирующейся (высокоразвитой) личности. Н.А.Лук, например, различает понятия «чувство юмора» и «остроумие». Один и тот же человек, по его мнению, может обладать чувством юмора и не быть остроумным, а бывает и наоборот - бойкий и удачливый острослов начисто лишен чувства юмора. Чувство юмора обычно проявляется в умении отыскать смешную черточку в ситуациях, где, казалось бы, нет ничего смешного. Отличительной чертой чувства юмора является способность посмеяться над собой. 
 Возможно, ли представить школу без улыбки и смеха детей? Конечно, нет! «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» - это уже аксиома. Но детские улыбки бывают разные. Помочь ребятам в освоении скучных предметов, развить познавательный интерес к учёбе – задача каждого учителя, а таким образом повысить учебно-воспитательный процесс с помощью юмора.

Информация о работе Юмор как социальное явление