Э. Берн о механизмах социальной регуляции поведения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучение вопросов о механизмах социальной регуляции поведения человека в исследованиях Эрика Бёрна.
Объект работы – социальное поведение человека.
Предмет работы – исследования Э. Бёрна.
Задачи работы:
Рассмотреть учение Э. Бёрна о трансактном анализе.
Выделить типы трансакций Э.Берна
Рассмотреть функциональную модель личности
Определить типы ролевого социального поведения.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
1. Основные понятия трансактного анализа...........................................................5
1.1. Структурный анализ...........................................................................................6
1.2. Функциональный анализ....................................................................................8
1.3. Анализ трансакций...........................................................................................10
1.4. Анализ психологических «игр»......................................................................15
1.5. Скриптоанализ (анализ жизненного сценария).............................................17
Заключение ..............................................................................................................19
Список использованной литературы.....................................................................20

Вложенные файлы: 1 файл

сем по социологии.docx

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Сценарий – это непрерывно развертывающийся жизненный план, формирующийся в раннем детстве под влиянием родителей. Это психическая сила, которая несет человека по определенному пути в его судьбе, независимо от того, считает ли он этот путь разумным или сопротивляется ему. [8]

Как происходит формирование сценария? Бёрн следующим образом  отвечает на этот вопрос. Впервые сценарий является ребёнку в очень раннем возрасте в своей наиболее архаичной  форме – в форме мифов и  сказок. Ребёнок растёт и со временем он, усложняя собственный мир, покидает мир классических архетипов и  вступает в мир более романтичных  существ. Сказки и истории о животных, рассказанные или прочитанные ему  сначала родителями, а затем им самим, захватывают его воображение. В третьей фазе, в юности, человек  еще раз пересматривает свой сценарий, чтобы приспособить его к той  реальности, какой она ему представляется: сверкающей, романтичной и пр. Постепенно, с возрастом, человек движется все  ближе к той реальности, какой  она действительно является. Большинство  людей считают, что другие люди или  предметы должны определенным образом  реагировать на их действия, быть полноценными участниками предлагаемого им сценария. Так, человек на протяжении десятилетий  готовит себя к заключительному  «представлению». Это – прощальное представление, и задача терапевта  – изменить путь к нему. Бёрн объясняет  это тем, что реальный человек  не должен жить по формуле, он должен уметь  действовать спонтанно и в  то же время рационально в согласии с обстановкой и окружением. Тот, кто живет по формуле, – не является человеком в полном смысле слова.

Психотерапия, разработанная  Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих  его жизнь, через их осознание, через  противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности  в межличностных отношениях, через  выработку разумного и независимого поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трансакционный анализ –  по-русски означает анализ высказываний. Это направление психотерапии называется так, потому что анализ высказываний (трансакций) - основной технический  прием этого подхода.

Как уже было сказано выше, ТА возник в лоне психоанализа и  разделяет представление о том, что жизненные неудачи человека связаны с его искаженными  представлениями о реальности, причина  которых в ранних детских конфликтах. Другими словами, человек не эффективно взаимодействует с реальностью, потому что воспринимает ее через  фильтры детских представлений. При этом психоаналитический подход полагает, что сделать поведение  эффективным до разрешения инфантильных конфликтов - не возможно. А на их разрешение, основным психоаналитическим методом: систематическим анализом свободных  ассоциаций и переноса уходят годы ежедневных психоаналитических встреч. Все это время пациент берет  на себя обязательство не предпринимать  попыток серьезных изменений  поведения за пределами терапевтического кабинета. И с вышеуказанной точки  зрения это оправдано.

ТА полагает (расходясь  в этом с психоанализом), что радикально изменить поведение, сделать его  эффективным можно до или даже вне зависимости от разрешения глубинных  детских конфликтов. Эта возможность  связана с одной особенностью устройства психики. Личность каждого  человека состоит не из одной программы  адаптации к среде (Я - в рамках которого он что-то может, а чего-то не может), а из нескольких программ (эго-состояний). При чем, то, что недоступно для одного Я в человеке, доступно для другого! Таким образом, то что  «не получается» по жизни, не получается «не вообще», а из данного, как  правило, детского или родительского  эго-состояния.

Основная идея ТА состоит  в том, что если внутренние конфликты  детского эго-состояния искажают реальность и делают поведение не эффективным, теоретически и практически возможно переходить и закреплять самоотождествление во временно не актуализированное, но всегда готовое к действию, эго-состояние  взрослого, свободное от этих конфликтов. Оно не может быть не эффективным  по отношению к реальности потому, что это состояние, по сути, есть программа по адаптации к среде. Таким образом, основная задача ТА терапии - перевести Я (самосознание) из детского эго-состояния во взрослое, то есть активизировать, запустить программу  Взрослого. Причем из этого эго-состояния  человек не только может модернизировать, адаптировать к реальности другие эго-состояния, но и реализовывать все жизненные функции - от любви до работы. Разрешение же конфликтов детского эго-состояния с активизацией Взрослого впервые получает надежную опору и осуществляется Взрослым (если это вообще окажется нужно) после решения основных жизненных проблем.

В настоящее время трансактный  анализ является вполне логически завершенной  концептуальной системой и имеет  весьма широкий спектр применения, о чём свидетельствует его использование в группах, как здоровых индивидов, так и людей с эмоциональными расстройствами. ТА может эффективно использоваться практически в любой области, в которой люди взаимодействуют с другими людьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бёрн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная, индивидуальная и социальная психиатрия/ Э. Бёрн; пер. с англ. А. Ю. Калмыковой, В. К. Калиненко. – М.: Академический Проект, 2001. – С. 4.
  2. Биография Эрика Бёрна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
  3. Горянина, В. А. Психология общения: учебное пособие/ В. А. Горянина. − М.: Академия, 2005. – С. 85-89.
  4. См.: Там же. – С. 89-91.
  5. См.: Там же. – С. 100-105.
  6. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры: Что вы говорите после того, как сказали «Здравствуйте»?/ Э. Бёрн; пер. с англ. под ред. Н. Бурыгиной, Р. Кучкаровой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – С. 12.
  7. См.: Там же. – С. 200.
  8. См.: Там же. – С. 204.

1 Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии предполагает, что проблемы человека вытекают из искажений реальности, основанных на неправильных представлениях, которые, в свою очередь, возникли в результате неправильного научения в процессе развития личности.

2 ТА − общепринятое сокращенное обозначение термина «трансактный анализ», или «трансакционный анализ».

3 Следует помнить, что сама по себе идея эго-состояний не сводится к берновской «троице» – Ребенок, Родитель, Взрослый. Она гораздо шире и в принципе может быть реализована (и была реализована) в совершенно иных психологических концепциях.

4 Э. Бёрн придумал и нарисовал маленького зеленого человечка с Марса, спустившегося на Землю и наблюдавшего за землянами. Марсианин не имел представления о том, что должно означать наше общение. Он просто наблюдал незашоренным взглядом за тем, как люди общаются, а затем видел результаты взаимодействия.

5 Бёрн иллюстрирует это следующим примером. «Всем хорошо знакома молодёжная проблема: «О чём я буду с ней (с ним) говорить?» Этот вопрос нередко мучает и взрослых. Каждый из нас может вспомнить тот неприятный момент, когда не знаешь, что сказать, и в воздухе зависает томительная пауза…» [6, с.14]


Информация о работе Э. Берн о механизмах социальной регуляции поведения человека