Э. Берн о механизмах социальной регуляции поведения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучение вопросов о механизмах социальной регуляции поведения человека в исследованиях Эрика Бёрна.
Объект работы – социальное поведение человека.
Предмет работы – исследования Э. Бёрна.
Задачи работы:
Рассмотреть учение Э. Бёрна о трансактном анализе.
Выделить типы трансакций Э.Берна
Рассмотреть функциональную модель личности
Определить типы ролевого социального поведения.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
1. Основные понятия трансактного анализа...........................................................5
1.1. Структурный анализ...........................................................................................6
1.2. Функциональный анализ....................................................................................8
1.3. Анализ трансакций...........................................................................................10
1.4. Анализ психологических «игр»......................................................................15
1.5. Скриптоанализ (анализ жизненного сценария).............................................17
Заключение ..............................................................................................................19
Список использованной литературы.....................................................................20

Вложенные файлы: 1 файл

сем по социологии.docx

— 1.06 Мб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Волгоградский государственный  технический университет»

Кафедра «История, культура и социология»

 

 

 

 

 

СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА № 21

 

 

Э. БЁРН О МЕХАНИЗМАХ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ 

ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

 

 

 

 

Выполнила:

 студентка группы Э-157

Якунина И. А.

(№ зачетки 20120427)

 

Проверил:

Преподаватель кафедры ИКС

Дулина Н. В.

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.....................................................................................................................3

1. Основные понятия трансактного анализа...........................................................5

1.1. Структурный анализ...........................................................................................6

1.2. Функциональный анализ....................................................................................8

1.3. Анализ трансакций...........................................................................................10

1.4. Анализ психологических «игр»......................................................................15

1.5. Скриптоанализ (анализ жизненного сценария).............................................17

Заключение ..............................................................................................................19

Список использованной литературы.....................................................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Эрик Бёрн (наст. имя: Леонард Бёрнстайн) (1910-1970) родился в Монреале (Канада), в семье выходцев из России — доктора Давида Гиллеля Бёрнстайна и литератора Сары Гордон, рос в бедной еврейской части города. Его отец был увлеченным практикующим врачом-терапевтом, он часто брал сына с собой, когда обходил своих больных. Мать Бёрна была профессиональной писательницей и редактором. После смерти мужа в 1921 году она материально поддерживала Бёрна и его сестру, занимаясь литературной деятельностью.  Безусловно, отец имел сильное влияние на Бёрна, чьей целью всегда было излечение пациентов. Это влияние отражено в латинском посвящении на первой странице написанной Бёрном книги «Трансактный анализ в психотерапии», которое переводится так: «В память о моем отце Дэвиде, докторе медицины, мастере хирургии и враче для бедных». [1] Мать-журналистка, очевидно, сильно стимулировала Бёрна писать о лечении своих пациентов. [2]

Психология Бёрна была призвана освободить человека от сценариев  программирующих человеческую жизнь, через их осознание, противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности межличностных  отношений, через выработку разумного  и независимого поведения. При этом конечной целью было достижение гармоничной  сбалансированной личности. Он хотел  научить человека анализировать  характер своего общения.

В основе трансакций лежит  жизненный сценарий. Это генеральный  и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался  в качестве стратегии выживания.

Основной целью терапевтического процесса в традиции трансактного анализа  является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности  человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые  мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности  формировать новую систему ценностей  и решений, исходя из собственных  потребностей и возможностей.

Цель работы – изучение вопросов о механизмах социальной регуляции  поведения человека в исследованиях  Эрика Бёрна.

Объект работы – социальное поведение человека.

Предмет работы – исследования Э. Бёрна.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть учение Э. Бёрна о трансактном анализе.
  2. Выделить типы трансакций Э.Берна
  3. Рассмотреть функциональную модель личности
  4. Определить типы ролевого социального поведения.

Данная семестровая работа состоит из введения, главы, заключения и списка использованной литературы. Общий объём работы составляет 21 страницу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные понятия трансактного анализа

Основатель трансактного анализа − американский психиатр Эрик Бёрн первоначально считал свою концепцию продолжением психоанализа, хотя эта его точка зрения не разделялась многими специалистами.

Разрабатывая свою концепцию, Э. Бёрн опирался не только на психоанализ, но и на гуманистическую психологию, мифологию, а также использовал идеи когнитивно − бихевиорального подхода.1

Сегодня ТА2 − уникальная теоретическая модель личности, ее внутренней и внешней коммуникации, а также система разнообразных практических технологий психологической коррекции взаимодействия чрезвычайно широкого диапазона применения − в психотерапии, в педагогике, на предприятиях и в организациях.

Цель ТА − понимание  и действие, направленные на развитие и позитивные изменения человеческого взаимодействия.

Как теория личности ТА показывает, как устроен человек и как он взаимодействует с другими. Для этого используется модель эго-состояний, лежащая в основе структурного и функционального анализа личности. Кроме того, как теория развития личности ТА занимается анализом жизненных сценариев, раскрывая многие загадки поведения, имеющие саморазрушительные и болезненные результаты.

Как теория коммуникации ТА раскрывает законы внутриличностного и межличностного взаимодействия. Рассматривая коммуникацию как процесс обмена, ТА выделяет особую единицу социального обмена − трансакцию – и занимается ее анализом. Кроме того, он занимается анализом различных способов структурирования времени, в том числе анализом человеческих игр. Как система психотерапии ТА используется при лечении всех типов психологических расстройств. Однако область его практического применения не ограничивается лишь психиатрией и психологией. Он успешно используется педагогами, социологами, социальными работниками в семейном консультировании, в университетах и школах, на предприятиях для решения социопрофессиональных задач в любой области, где существует потребность в понимании людей и налаживании их взаимодействия.

ТА является своего рода философией, в соответствии с которой  каждый человек представляет собой позитивную ценность. Он основан на трех основных идеях:

  • все люди хорошие;
  • каждый человек обладает способностью думать;
  • каждый сам определяет свою судьбу и вправе изменять свои решения. [3]

1. 1. Структурный анализ

Э. Бёрн открыл три различных способа существования человека в мире, каждый из которых состоит из набора мыслей, чувств и поведения. Если человек мыслит, чувствует и ведет себя, копируя одного из родителей или других взрослых, которые учили его жить, он находится в эго-состоянии Родителя. Если же он думает и действует, исходя из принципа «здесь и теперь», реагирует на то, что происходит вокруг него, используя свой потенциал взрослой личности, он проявляет свое эго-состояние Взрослого. Если же его мысли чувства и поведение похожи на то, что он обычно делал в детстве, он перемещается в эго-состояние Ребенка.

Таким образом, эго-состояние − это совокупность связанных друг с другом мыслей, чувств и поведения человека, способ существования и проявления одной из трех частей личности в данный момент времени.3 Объединив вместе эти три эго-состояния, мы получаем трехчленную модель эго-состояний личности. Графически эта модель обычно изображается тремя соприкасающимися друг с другом окружностями (см. рис. 1).

Рис. 1. Основные эго-состояния  личности

Модель эго-состояний  лежит в основе структурного анализа, раскрывающего суть личности и основы ее взаимодействий с другими. Эти три эго-состояния позволяют человеку быть гибким. Нельзя сказать, что какое-то из них лучше или хуже. Зрелый человек использует их все – в зависимости от конкретной ситуации. Каждое эго-состояние необходимо человеку как важная неотъемлемая часть структуры его личности.

Эго-состояние Родителя (аналогичен "Сверх-Я" в фрейдистской структуре личности) несет в себе все богатство человеческого опыта, передающееся из поколения в поколение, моральные убеждения и модели поведения. Это наша память, традиционное видение мира и жизни. Оно основано на заботе о сохранении человеческого рода, культурных и семейных традициях и возникает еще в детском возрасте, задолго до того, как человек становится папой или мамой.

Когда включается Эго-состояние  Взрослого, человек реагирует на ситуацию «здесь и теперь» и использует все возможности, свойственные зрелому человеку. Способы решения проблем, модели поведения и чувства − всё адекватно реальной ситуации. Человек при этом использует соответствующие возрасту интеллектуальные и эмоциональные ресурсы.

Ребенок − это мир эмоций и чувств: иррациональных страхов, тревог, грусти и гнева, радости, энтузиазма, нежности и любви. Это игра воображения и кладезь творчества, креативности. Именно Ребенок − источник наших побуждений, спонтанности, творческих порывов, теплоты, страстей, подчинения или бунта, пронырливости и хитрости.

Ценность структурного анализа  состоит в том, что, внимательно  наблюдая за внешними реакциями человека (вербальными и невербальными), можно определить, что он чувствует, и понять некоторые важные мысленные паттерны. Ведь суть модели эго-состояний и заключается в том, что она позволяет нам установить надежную связь между мыслями, чувствами и поведением.

В самом деле, если человек  демонстрирует нам поведение, соответствующее эго состоянию Родителя, то можно предсказать, что он во власти мыслей и чувств, которые скопировал у старших. Демонстрация сигналов, свойственных эго-состоянию Взрослого, недвусмысленно сообщает, что мысли и чувства их обладателя соответствуют ситуации «здесь и теперь». Если же внешнее поведение человека напоминает модели Ребенка, то можно предположить, что он испытывает в этот момент чувства из своего детства.

Заканчивая характеристику структурной модели личности, можно сказать, что структурная модель характеризует каждое эго-состояние, раскрывая тем самым содержание личности. Следующая проблема − как используется эго-состояние. Решая ее, Э. Бёрн создает функциональную модель личности и разрабатывает функциональный анализ. [4]

1. 2. Функциональный анализ

Функциональный анализ дает ответ на вопрос: как функционируют различные части личности? Оказалось, что Родитель, Взрослый и Ребенок ведут себя по-разному.

Бывает время, когда ребенок  ведет себя естественно и независимо. Он не приспосабливается к правилам взрослых и не бунтует против них. Он просто делает то, что хочет. Он плачет, потому что больно. Рассердившись на сестричку, толкнувшую его, отвечает ей тем же. Читает или играет вместо того, чтобы радовать родителей вниманием. Взрослый человек в эго-состоянии Ребенка ведет себя иногда так же свободно, как в детстве. В таком случае он действует из эго-состояния Свободного, или Естественного, Ребенка (СРе).

С другой стороны, в детстве  ребенок довольно долго адаптируется к требованиям родителей и других взрослых. Он учится быть вежливым, быть спокойным, оправдывать ожидания родителей, угождать им. В зрелом возрасте он продолжает поступать так, как научился в детстве. Когда это происходит, человек, по мнению Э. Бёрна, находится в эго-состоянии Адаптированного Ребенка (АРе), т. е. в одной из частей детского эго-состояния. Таким образом, в функциональной модели эго-состояние Ребенка подразделяется на эго-состояние Свободного Ребенка и эго-состояние Адаптированного Ребенка. При графическом изображении круг Ребенка поделен на две части (см. рис.2). Послушный ребенок ведет себя так, как требуют от него родители. Став взрослым, человек в состоянии Послушного Адаптированного Ребенка действует в соответствии с внутренними нормами и убеждениями, не отступая от них ни на шаг.

Рис.2. Функциональная модель личности

Заслуживают особого внимания случаи, когда ребенок восстает против правил и ожиданий взрослых: грубит, прыгает и шумит, хмурится и капризничает. Он как будто выворачивает наизнанку правила родителей, изо всех сил стараясь сделать все наоборот. Взрослый человек тоже может восставать подобным образом, при этом, часто не осознавая, что его поведение является бунтом. Такое поведение изображают отдельным эго-состоянием и называют его Бунтующим Ребенком (БРе). Граница между эго-состояниями Адаптированного Ребенка и Бунтующего Ребенка весьма условна, и энергия, переходя из одного состояния в другое, меняет свой знак.

Некоторые специалисты ТА выделяют в Ребенке Маленького Профессора, или Ребенка-Манипулятора, который выполняет функции творческой, интуитивной части, отличающейся тонким чувствованием человека или ситуации, высокой креативностью. При этом Маленький Профессор рассматривается не как отдельное функциональное эго-состояние, а как внутренняя инстанция, которая примиряет и согласовывает действия Родителя, Взрослого и Ребенка или улавливает суть происходящего в той или иной ситуации без стремления попасть в гущу событий.

Информация о работе Э. Берн о механизмах социальной регуляции поведения человека