Этнос и традиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения этносов и их традиций обусловлена наличием множества не решаемых проблем в современном мире, связанных с этническим бытием. Среди них обострение, конфликтность межэтнических отношений, этничесая дискриминация, растущая межрегиональная финансово-экономическая, имущественная дифференциация, снижение уровня жизни ряда этносов и угроза безвозвратной утраты их культуры. На пороге третьего тысячелетия мир людей меняется с невиданной скоростью. Упрочнение экономических, информационных, культурных связей сплетает судьбы народов в единую всемирную судьбу, однако сплочение человечества не происходит.

Вложенные файлы: 1 файл

Этносоциология (этнос).docx

— 51.94 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим традиции в  отдельных отраслях духовной культуры: политике, праве, религии, морали, искусстве, науке, философии. Право служит сознательным и рациональным инструментом общественного  регулирования и занимает в классовом  обществе главное место в системе  социального управления. Наличие  традиций в праве служит проявлением  его непрерывности и преемственности. Традиции в праве закрепляют связь  между разными этапами его  развития и сохраняют определенные элементы или стороны права (касающиеся сущности, содержания, формы, структуры, функций и др.)

Традиции в  религии проявляются в религиозном сознании и действиях, воплощаясь в мифах, догмах, вере, либо в религиозных культовых обрядах, ритуалах, церемониях и т.д. Религиозные отношения по своей природе статичны, малоподвижны, поэтому традиции в религии занимают особое место, отличаются силой и устойчивостью.

Традиции в  морали служат накоплению нравственного опыта, который служит особо важной, а в ряде случаев исключительной детерминантой человеческих поступков и поведения. Долговечность, прочность и значительная устойчивость свойственны моральным традициям. Многие из них, будучи сугубо историческим продуктом, порождением своего времена пережили целые исторические эпохи, не подвергшись сколько-нибудь существенным изменениям, хотя нередко подлинный смысл и вызвавшие их причины навсегда утрачены.

Традиции в  искусстве (художественные традиции) рассматриваются как особый тип связи прошлого и настоящего, осуществляемой на разных уровнях в соответствии с закономерностями исторического развития искусства. Художественное творчество в своем развитии прошло несколько ступеней. Среди них - традиционное искусство и современное профессиональное индивидуальное творчество, кардинально различающиеся по своему отношению к традициям. Дтя искусства нового времени характерно менее прямолинейное отношение к художественным традициям, однако роль традиций в искусстве с его развитием не уменьшается, усложняется и "возрастает. Появляются новые способы освоения прошлой культуры, такие - как цитирование, полистилистика, остранение, подражание, коллаж и др. Традиции в искусстве не только сохраняют старое. но и способствуют появлению нового.[2]

В философии традициями называют относительно устойчивую совокупность философских понятий и утверждений, относящихся к онтологии, гносеологии, этике, эстетике и теоретическим  основам социологии, или совокупность относительно устойчивых принципов  разрешения философских проблем. Формы  и содержание преемственности, а  также методы реализации относительной  непрерывности философской традиции могут в значительной степени  варьироваться. Традиции присутствуют во всех отраслях духовного производства и имеют в каждой отрасли специфическую  окраску, определяемую структурой конкретной отрасли духовного производства, отражают историю ее возникновения  и развития. Таким образом, традиции могут способствовать интеграции духовной жизни, диалогу культур и накоплению позитивных ценностей в истории  человечества.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Человечество не может  далее развиваться и процветать как Человечество без максимальной свободы развития каждого человека и всех народов. И в то же время  и люди, и народы уже теряют возможность  дальнейшего развития и подлинно человеческого существования вне  единой мировой культуры, цивилизации  единого всечеловеческого сообщества. Решение этой проблемы требует нестандартных  путей и методов, главным из которых, пожалуй, является воспитание интернационализма  как мировосприятия и мировоззрения  в широком смысле этого слова.

 Здесь не обойтись  традиционными средствами образования,  просвещения, воспитания молодежи. Воспитание интернационализма в широком смысле слова предполагает: создание информационной среды, обеспечивающей полноту и непрерывность "знакомства" народов друг с другом — от их великих исторических достижений до каждого значительного явления современности; стремление и готовность людей и этносов к дружественной заинтересованности друг в друге и в восприятии "чужого" достояния не только как равноправного собственному, но и как желанного для своего национального и личностного развития; не только приятия совместной "всечеловеческой" жизни как исторической необходимости, но и отношение к ней как к высшему благу, как самой перспективной возможности для всех.

В этих условиях любая защита своей национальной самобытности, которая при водит — хотя бы в малейшей степени — к самоизоляции народа и неприязни или пренебрежению к другим народам и культурам, уже сегодня может вести только к тоталитаризму, к фашизму или расизму если не политическому и экономическому, то, во всяком случае, к культурному, духовному.

Прежде всего, как мы уже  говорили, необходимо гарантировать  дня каждого народа и каждого  человека максимально широкий доступ к информации о культуре и жизни, нуждах, достижениях, проблемах и чаяниях всех народов и социальных групп. Такую возможность потенциально представляет современные средства массовой информации.

На сегодня это во многом возможность только потенциальная: ее полной реализации мешают и политические соображения, и соображения прибыли, и предрассудки самих народов, и  многое другое. Но эта возможность  уже существует и технически будет  возрастать во все больших масштабах, и лишь от самих народов, от человечества в целом будет зависеть ее подлинная  реализация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоноков А.А. «Эгносоциология». Учебное пособие. М., Аспект-пресс,1998.

2. Чернявская Ю. Народная  культура и национальные традиции. - Изд-во Беларусь, 2000;

3. Этнические процессы  в современном мире / Ю.В. Бромлей,  В.И. Козлов. С.А. Аругюнов и  др. - М.,1987;

4.  Быков А.А. Этносоциология. Учебное пособие. Томск.2005.

5. Арутюнов Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьева В.С., Сусокалов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследований. - М., 1985;

6. Бабаков В.Г. Кризисные  этносы/ РАН. Ин-т философии. - М, 1993

 


Информация о работе Этнос и традиции