Эскапизм как форма отчуждения человеческой сущности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является осмысление эскапизма как значимого феномена отчуждения человеческой сущности, актуализированного посредством ряда конституирующих компонентов культуры современного информационного общества.
Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи исследования:
- проанализировать наметившиеся подходы к пониманию эскапизма, выявить его сущность.
- рассмотреть основные причины и культурные предпосылки эскапизма;
- рассмотреть особенности информационного общества, связанные с актуализацией и развитием эскапизма;
- классифицировать и проанализировать феномены культуры современного общества, связанные с проявлением эскапизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…3
1. Определение, классификация и причины возникновения эскапизма……………………………………………………………………..….6
2. Основные причины и культурные предпосылки эскапизма………….15
3. Эскапизм как форма отчуждения людей от социальной реальности..19
Заключение……………………………………………………………..…..27
Список литературы……………………………………………………..….28

Вложенные файлы: 1 файл

эскапизм.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

В большинстве случаев, когда в научной литературе термин «эскапизм» используется рядом с термином «сознание», речь идет о патологических ситуациях. Уход от реальности, как правило, трактуется однозначно негативно, психологи, например, даже перечисляют разнообразные варианты этого «бегства»: такие как рационализация (переопределение реальности), регрессия (уход от реальности), отрицание (исключение реальности), проекция (перемещение внутреннего чувства во внешний мир) и т.д. Распространенными у невротиков способами бегства являются «бегство в болезнь» и «бегство в слабость»: человек оправдывает свое неучастие в каких-то событиях или отсутствие активной деятельности тем, что он был болен или является слишком слабым, чтобы проявлять активность. В такой ситуации человек, заранее опасаясь неудачи, предпочитает вовсе не предпринимать попытки что-либо сделать. В рамках психологических исследований, связанных с проблемой эскапистского сознания, упоминаются такие заболевания и синдромы как аутизм, психогенные расстройства, синдром дереализации и т.п. Однако, рассмотрев их более подробно, можно отметить, что в них в большинстве случаев присутствует лишь половина содержания эскапистского сознания, т.е. присутствует сам факт «бегства», однако отсутствует продуктивная составляющая эскапизма.[5]

Большинство авторов, пишущих  об эскапизме, непременно упоминают аутизм. Аутизм характеризуется в первую очередь неспособностью ребенка (и, в дальнейшем, взрослого) к нормальной социализации, к установлению социальных связей и коммуникации. Отсутствие дружеских и прочих близких связей обусловлено у аутистов, вероятно, не столько их выбором отказаться от тесного общения, сколько с неспособностью поддерживать его на должном уровне. Таким образом, эскапизм в данной ситуации, выражающейся в бегстве от общества, является не желанием самих аутистов, а неизбежным следствием их болезни. Аутистам свойственно также погружение в какую-то узкую проблему, зацикленность на чем-то одном и нежелание видеть ничего вокруг, кроме этого избранного аспекта. Судя по всему, аутизм не означает богатства и разнообразия того мира, в который погружен аутист. Он «бежит» от внешнего мира не, потому что ищет чего-то другого – разнообразного, интересного, захватывающего, он просто не в состоянии преодолеть барьер, который воздвигнут его собственной психикой. То же самое относится к подобным психическим отклонениям, как, например, социопатия. Таким образом, здесь наблюдается лишь одна из черт, которые принято считать характерными для эскапизма – оторванность от общественной жизни, отсутствие активной социальной позиции. Эскапизм в строгом смысле предполагает сознательное, более или менее управляемое «бегство», тогда как перечисленные выше отклонения просто делают невозможным взаимодействие с социумом. Более того, наиболее важной продуктивной чертой эскапизма является то, что сознание эскаписта творит новый мир и отчасти новое сознание, тогда как в случаях аутизма, например, изоляция от социума не означает разнообразия внутреннего мира, напротив, круг интересов аутистов и социопатов, как правило, узок, в большинстве случаев они являются экспертами в какой-то крайне ограниченной области. Таким образом, подобные явления могут только частично быть отнесены к эскапизму.[3]

Эскапистское сознание всегда связано с расщеплением сознания, с удвоением мира. Человек стремится  вырваться из привычных рамок  своего обыденного мира и оказаться в неком другом – воображаемом. Потому если искать родственные эскапизму явления в психиатрической практике, то можно утверждать, что эскапистское расщепление сознания наиболее ярко наблюдается в так называемых диссоциативных расстройствах. Речь идет о группе психических расстройств, характеризующихся изменениями или нарушениями ряда психических функций – сознания, памяти, чувства личностной идентичности, осознания непрерывности собственной идентичности. При «диссоциации» некоторые из психических функций, обычно интегрированных в психике, отделяются от потока сознания: так может утрачиваться личностная идентичность и возникать новая, как это происходит в состояниях фуги или множественного личностного расстройства, либо могут стать недоступными для сознания отдельные воспоминания, как в случаях амнезии. Диссоциация, как правило, проявляется как некий вариант фрейдовского «вытеснения» – травматические, негативные переживания в данном случае не загоняются в подсознание, а как бы «отщепляются» от основной личности – либо путем забывания, либо путем формирования другой личности.

Для России вопрос стал наиболее актуальным в постперестроечный  период, когда, благодаря пассивности  некогда авторитарного государства, умы молодежи захлестнула неограниченная свобода выбора. Однако всерьез о проблемах молодых заговорили лишь в начале «нулевых» годов. Тогда массовый эскапизм повернулся своей черной стороной: численность молодежи заметно сократилась, резко снизился ее интеллектуальный потенциал, а в сердцах подростков прочно закрепились основы криминальной морали. Наиболее очевидным представляется то, что нынче в России никаких молодежных субкультур — в научном понимании слова — нет. В пользу этой точки зрения говорит тот факт, что в наших «субкультурах» не осталось ни устойчивых ценностей, ни своеобразной картины мира или идеологии, ни преемственности идеалов.

Процесс вовлечения юных душ в сообщества по интересам  происходит в силу нескольких естественных причин. Во-первых, согласно возрастной психологии, в сознании взрослеющих подростков постепенно возникает такое новообразование, как «чувство взрослости». Благодаря этому «чувству» подростки ощущают себя значительно старше и солиднее. Как следствие, в основе любого подросткового «кучкования» лежит подражание и стремление реализовать простое человеческое желание — быть не хуже других, а такие сообщества позволяют всякому стать кем-то, будучи в обыденной жизни никем. Во-вторых, субкультуры влекут в свои ряды в силу душевного эскапизма, возникающего, когда привычный мир в один миг оказывается враждебным и дискомфортным [1].

Изначально  стремление к эскапизму вырабатывается как защитный механизм личности и  одна из главных стратегий совладания со стрессом. Условно можно выделить два типа эскапизма – деструктивный и продуктивный.

Деструктивный эскапизм – это уход в иллюзорный мир  фантазии, сказки, в котором, по сути, человек не может достичь реализации своего социального потенциала, потому что его возможности искусственно ограничиваются.

Деструктивный эскапизм – это уход в иллюзорный мир фантазии, сказки, в котором, по сути, человек не может достичь реализации своего социального потенциала, потому что его возможности искусственно ограничиваются. Деструктивность заключается в цели такого вида эскапизма – уйти от сложной противоречивой действительности, требующей риска, активности и ответственности. Повседневные задачи при этом не решаются, а накапливаются подобно снежной лавине, возможность освоения новых навыков блокируется, имеющийся опыт утрачивается. В итоге человек окончательно теряет веру в себя и в свои возможности, его самооценка катастрофически снижается. Реальную жизнь он начинает воспринимать как безнадежную, жестокую и бессмысленную, стремление сбежать от неё усиливается еще больше. Чтобы разорвать этот порочный круг и наладить жизнь в реальном мире с живыми людьми, могут потребоваться огромные душевные усилия. Деструктивный эскапизм обретает драматический характер, когда уход от действительности становится основной жизненной стратегией: человек избегает активных действий в реальности, отказывается налаживать глубокие межличностные отношения и однозначно предпочитает виртуальное пространство реальному миру.

Цель продуктивного  эскапизма — отдых, временное  переключение на деятельность, отличную от повседневной. Иногда для такого переключения человек или коллектив людей создает особое комфортное пространство, где можно найти удовлетворение интеллектуальным и духовным потребностям и реализовать душевный потенциал, получить одобрение окружающих, важный опыт социальной адаптации. Это может быть и компания друзей, и группа, собравшаяся для психотерапевтического тренинга. В сущности, эскапизмом такая деятельность может называться только потому, что видимым образом не связана с повседневными занятиями, ориентированными на социально одобряемые цели – физическое выживание, процветание, престиж. Как вид продуктивного эскапизма может рассматриваться игровое обучение, которое считается наиболее эффективным и для детей, и для взрослых и тоже связано с созданием альтернативной игровой реальности и временным уходом в неё [4].

Индивидуальных  эскапистов и эскапистских групп  разделяют на две основные категории.

Первая –  ортодоксальные или абсолютные эскаписты  – индивиды и группы различного масштаба, которые в значительной степени (реже полностью) воспринимают одну из форм культурного эскапизма в качестве основы своего поведения. Как правило, они не считают себя частью общества, в котором живут и функционируют, а относятся к нему как к враждебной, противоборствующей среде, тем самым являются носителями социальных угроз.

Вторая – латентные  эскаписты – индивиды и группы, которые воспринимают тот или  иной тип эскапизма частично. Их отношение к социальной реальности не всегда определяется их эскапистскими  взглядами и установками.

Латентные эскаписты, как правило, не создают угрозы для функционирования и жизнедеятельности социальных групп, общностей, институтов общества; их наличие может быть расценено как показатель того, что существующий социальный порядок не достаточно справляется с предоставлением духовных благ и удовлетворением духовных потребностей индивидуумов и социальных групп [3].

 

2. Основные причины и культурные предпосылки эскапизма

Анализируя те происходящие в постиндустриальном обществе изменения, которые внутренне связаны с формированием и распространением эскапизма, выделяются несколько основных культурных предпосылок эскапизма.

1. Расширение культурного пространства свободы как предпосылка эскапизма. В отличие от традиционного общества, в котором жизнь была регламентирована, в постиндустриальном обществе уровень свободы индивидов значительно возрастает. Свобода проявляется через уменьшение регламентации, анонимность (которой способствует городская среда, в отличие от сельской, когда все знакомы друг с другом), улучшение благосостояния. Среди благ, которые получает большое число членов общества, можно выделить значительный временной резерв, который люди могут расходовать не на обеспечение себя необходимым продуктом.

В современном  относительно «сытом» либеральном обществе индивид не ограничен выбором альтернативы «субъектность-подчинение». Он имеет возможность уйти и от подлинно свободного человеческого бытия, и от превращения в «винтик» жесткого социального механизма. Эскапизм представляет собой третью возможность, альтернативу существования в культурном пространстве - иллюзорную самореализацию. Именно возможность выбора способов и характера жизненной реализации означает, что человеком может быть избрана имитация и симуляция своей жизни, деятельности, поступков вместо их переживания и осуществления в реальности.

2. Усиление потребительской составляющей в культуре как предпосылка эскапизма. Ориентация на потребление, пронизывающая современную культуру, глубоко укореняется в сознании и поведении индивидов. Потребление связано с эскапизмом в том аспекте, что жизненная активность смещается в сторону ориентации на вещи, материальное обладание ими, что приводит к неподлинности. Проявление «быть», связанное с подлинным бытием человека и его реализацией, противопоставляется Э. Фроммом проявлению «иметь», то есть ориентации на потребление.[8]

Мотивированные  на обладание вещами, индивиды зависимы и одновременно отчуждены от них. Человек превращается в пользователя, причем не только вещей, но и своей  жизни. В конечном счете, индивиды могут стремиться не прожить, а употребить свою жизнь, которая измеряется количественно, степенью того, что удалось накопить. Причем копится не только материальное, но и впечатления, события, эмоции.

3. Возникновение медиасреды как предпосылка эскапизма. Стремительное распространение медиа и расширение сферы их влияния позволяет говорить об актуальной культурной реальности как о медиасреде. Никогда ранее человек не обладал подобными мощными технологиями, причем доступными и охватывающими практически любого. Жизнь человека изменилась.

Современное общество характеризуется как медианасыщенное. Медианасыщенное общество – это общество, в котором информационные и телекоммуникационные технологии значительно интегрированы в систему социального функционирования и развития. Медиатехнологии в таком обществе приобретают большое значение как для жизни отдельного индивида, так и для всего социума.[9]

Медиасреда  конца XX начала XXI века носит преимущественно  аудио-визуальный характер. Современная  культура может быть охарактеризована как «экранная». Индивида повсюду окружают различные экраны. «Экранный» способ получения информации наиболее прост и удобен: индивид поглощает готовые зрительные образы, как правило, сопровождаемые звуковым потоком. Информация сама вкладывается в человека. Эскапизм как значимое явление в пространстве культуры возникает при взаимодействии антропологических и культурных предпосылок именно в медианасыщенном обществе.

4. Связь медиатехнологий и устремленности к развлечениям. В современном культурном пространстве развлечения выступают частью информационного потока медиасреды, постепенно укореняются в ней, становятся само собой разумеющимися. Происходит своеобразная инверсия – индивиды начинают обращаются к развлечениям не для того, чтобы скрасить досуг, а потому что медианосители, которыми окружены люди, предполагают развлечения.

Сам факт существования  телевизора, проигрывателя, компьютера, предполагает его использование. Индивиды постепенно привыкают к постоянно  функционирующему источнику информации и ждут или ищут, чтобы там всегда было что-нибудь интересное. Можно с уверенностью сказать, что некоторые вначале просто включают по инерции телевизор или свой домашний компьютер, а потом уже думают и выбирают, что будут там «смотреть».

5. Связь медиатехнологий и рассеянности. Находясь в медиасреде, индивид, пользуясь терминологией Хайдеггера, должен быть постоянно «включенным». Состояние рассеянности во многом формируется как следствие постоянной направленности внимания индивида на внешние раздражители – всевозможные медиаустройства. Поглощенное и расфокусированное такими раздражителями, внимание только поверхностно захватывает отдельные куски реальности, погружая человека все больше в неподлинное, спящее состояние, или выражаясь словами Маклюэна «электронный наркоз».

Информация о работе Эскапизм как форма отчуждения человеческой сущности