Эскапизм как форма отчуждения человеческой сущности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является осмысление эскапизма как значимого феномена отчуждения человеческой сущности, актуализированного посредством ряда конституирующих компонентов культуры современного информационного общества.
Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи исследования:
- проанализировать наметившиеся подходы к пониманию эскапизма, выявить его сущность.
- рассмотреть основные причины и культурные предпосылки эскапизма;
- рассмотреть особенности информационного общества, связанные с актуализацией и развитием эскапизма;
- классифицировать и проанализировать феномены культуры современного общества, связанные с проявлением эскапизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…3
1. Определение, классификация и причины возникновения эскапизма……………………………………………………………………..….6
2. Основные причины и культурные предпосылки эскапизма………….15
3. Эскапизм как форма отчуждения людей от социальной реальности..19
Заключение……………………………………………………………..…..27
Список литературы……………………………………………………..….28

Вложенные файлы: 1 файл

эскапизм.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (СИБСТРИН)

 

 

 

 

Кафедра Социологии, психологии и педагогики

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Социально-экономические проблемы отчуждения»

На тему «Эскапизм  как отчуждение человеческой сущности»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Судариков Д.М.

Проверил: д. фил. наук, профессор.

Турченко В.Н.

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…3

1. Определение, классификация и причины возникновения эскапизма……………………………………………………………………..….6

2. Основные причины и культурные предпосылки эскапизма………….15

3. Эскапизм как форма отчуждения людей от социальной реальности..19

Заключение……………………………………………………………..…..27

Список литературы……………………………………………………..….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Феномен человека – не есть нечто неизменное. Процесс развития человеческого мира имманентно содержит в себе возникновение принципиально новых существенных характеристик культуры и самого человека. Миссия философии – осмысление не только инвариантных начал человеческого бытия, но и исторических новаций. Стремительное ускорение исторического процесса, характерное для информационного общества, порождает множество не просто новых явлений, а существенных фактов культуры, без философского осмысления которых невозможно адекватное понимание самого современного пространства культуры и бытия человека в нем. В реалиях культуры конца XX и начала XXI века обозначилось все более приковывающее к себе общественное внимание явление, устойчиво маркируемое термином «эскапизм» (от английского escape - бегство). Нарастающее количество публикаций по этой проблеме само по себе свидетельствует о его значимости. В то же время границы эскапизма определены весьма нечетко. Даже поверхностный анализ источников, в которых упоминается исследуемое понятие, позволяет увидеть, что термин «эскапизм» употребляется каждым автором по-своему и в своем контексте. Дело не просто в том, что отсутствует близкое к общепринятому определение эскапизма в философии. Многие, в том числе самые фундаментальные, философские понятия определяются существенно по-разному, но применительно к ним каждое определение лаконично выражает ту или иную глубоко проработанную философскую трактовку. По отношению к эскапизму - новому, хотя и важному феномену - такие проработки почти отсутствуют.

Актуальность исследования заключается в том, что существует острая необходимость своевременно отреагировать на проявления эскапизма, исследовать его генезис, механизмы  распространения и действия в  культурном пространстве. Философская  рефлексия призвана выявить сущность эскапизма, более четко зафиксировать его, отграничив от поверхностно сходных, но иных культурных феноменов, проявить формы, контексты и среды существования, выработать и обосновать отношение к нему как факту культуры.

Одним из первых феномен эскапизма целенаправленно рассматривает Дж.Р.Р.Толкиен в своем эссе «О волшебных сказках», который трактует его как оправданный акт «Побега» от «уродств современности» в мир приключенческой литературы.

В отечественной литературе можно отметить монографию Ю.А. Замошкина «Кризис буржуазного индивидуализма и личность», написанную еще в 1966 году, в которой явление эскапизма рассматривается в контексте тотальной критики западной культуры, а также работы Д.А. Кутузовой, анализирующей эскапизм по преимуществу с психологической стороны, и Р.Я. Подоля, отождествляющего эскапизм с нравственным нигилизмом.

Несмотря на то, что связанные с эскапизмом моменты в какой-то мере фиксируются в довольно широком спектре работ по философии и гуманитарным наукам, в современном состоянии исследованности проблемы имеет место фундаментальный недостаток. Он заключается в отсутствии комплексных, вскрывающих истоки и сущность эскапизма работ, в силу чего его проявления в различных формах культуры предстают как разрозненные, гетерогенные, не имеющие внутренней связи. Можно утверждать, что в настоящее время «эскапизм» - это термин, который у многих на устах, легко используется, однако обозначаемое им явление не осмыслено в достаточной мере на философском уровне глубины, о чем, в частности, свидетельствует игнорирование этого термина большинством философских словарей и энциклопедий.

Проблема исследования обусловлена малоразработанностью и неоднозначностью интерпретаций  феномена эскапизма в философии  и других гуманитарных науках.

Объектом исследования является: эскапизм как отчуждение человеческой сущности.

Предметом исследования являются современные формы эскапизма.

Целью исследования является осмысление эскапизма как значимого  феномена отчуждения человеческой сущности, актуализированного посредством ряда конституирующих компонентов культуры современного информационного общества.

Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи исследования:

- проанализировать наметившиеся  подходы к пониманию эскапизма,  выявить его сущность.

- рассмотреть основные причины и культурные предпосылки эскапизма;

- рассмотреть особенности  информационного общества, связанные  с актуализацией и развитием  эскапизма;

- классифицировать и  проанализировать феномены культуры  современного общества, связанные  с проявлением эскапизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение, классификация и причины возникновения эскапизма.

Эскапизм (от англ. escape — убежать, спастись) или эскейпизм — стремление человека уйти от действительности в мир иллюзий.

Мнимое стремление бежать от реальности может возникать  в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряжённой работой, неспособностью создать адекватные мнимому цензу отношения с окружающими субъектами представления, не занятыми «напряженной работой», часто возникает в кризисных ситуациях саморефлексии.

Любая активная деятельность (карьера, искусство, спорт, мода, ролевые игры и т.д.) может стать способом эскапизма, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем. Способом эскапизма может стать и пассивная деятельность (просмотр фильмов, чтение книг, алкогольное или наркотическое опьянение, медитация и т. д.). Эскапизм может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, труднодоступные регионы), так и без этого — когда при отсутствии изоляции от общества, человек перестаёт проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грёз.

В современном  мире новые технологии и массовая культура дают огромное множество способов бегства от реальности: компьютерные игры, Интернет, виртуальная реальность, кино, телевидение. Особый интерес психологов и социологов вызывает феномен онлайновых ролевых игр, в которых игроки полностью погружаются в вымышленный мир [2].

Существует  довольно много социально одобряемых форм бегства от реальности или эскапизма  – рыбалка, охота, пикники, коллекционирование, посещение различных клубов. Все эти способы релаксации, восстановления сил и получения новых впечатлений распространены повсеместно. Считается, что они способствуют дальнейшей деятельности в реальном мире, в то время как отношение к ролевым играм в этом смысле неоднозначно. Нет смысла убеждать в абсолютной безвредности игр: зависимость, которую вызывают, например, компьютерные игры, по свидетельствам специалистов, преодолеть очень сложно. Чрезмерное увлечение любой игрой может привести к тому, что игровые интересы окажутся для человека важнее реальных, события игровой жизни станут более значимыми, чем то, что происходит вокруг, а общаться он сможет только с другими участниками игры.

Обыденная реальность далеко не всегда может удовлетворить потребности человека в ярких, интересных событиях, способных глубоко затронуть его эмоциональную и духовную сферу. Даже успешная социально-значимая деятельность может оказаться, неспособна, дать ответ на вопрос о смысле жизни, которым задается любое мыслящее существо. Повседневные обязанности становятся монотонной рутиной, которая не дает ни ярких эмоциональных переживаний, ни ощущения осмысленности жизни. В итоге люди, обладающие такими общепринятыми человеческими ценностями, как семья, дети, интересная работа, нередко страдают разного рода зависимостями, среди которых алкоголизм, компьютерные игры, не говоря уже о трудоголизме.

Для современного общества характерны низкий уровень  коммуникативных навыков и высокая  невротизация, а также отсутствие единой системы интеллектуальных и духовных ценностей. Все это порождает у людей выраженное чувство одиночества, непонятости и ненужности самым близким людям, а главное – самим себе. Результат – хроническая неудовлетворённость качеством повседневного общения, своеобразный коммуникативный и эмоциональный голод. Чувство одиночества, соединенное с необходимостью выполнять рутинные обязанности вместо того, чтобы следовать своим желаниям, способно привести человека в состояние хронического стресса. Стресс, если его вовремя не преодолеть, представляет серьезную опасность для организма и психики.

Инстинктивное стремление спастись бегством при встрече  с опасностью или противником, который  заметно сильнее нас, дано нам  самой природой. Если у человека возникло стремление сбежать от окружающей его реальности, это означает, что она перестала быть для него субъективно безопасной и приемлемой. И следует помнить, что люди, которые ищут пути бегства от реальности, делают это потому, что на самом деле остро нуждаются в помощи и поддержке окружающих.

Главным в эскапизме является не вопрос о том, от чего человек бежит. Тут ответ достаточно очевиден: человек бежит от стрессов, дискомфорта, негативных ощущений и переживаний, от рутины и, как верно отмечает Бенсон, от однообразия. Однообразие заставляет сознание находиться в стагнации и мозг сам начинает требовать новых ощущений, новых впечатлений. Эскапизм, вероятно, представляет собой активность, необходимую мозгу также как сон. Сознание требует переключения и, чем более развито сознание, тем более сложными и развитыми могут являться способы эскапизма. Известны опыты, когда человека помещали в специальную камеру с минимальным количеством входящих сигналов для органов чувств. Через достаточно небольшой промежуток времени изголодавшийся по новой информации мозг начинал продуцировать сигналы сам, вызывая у человека иллюзии . Как говорил Аристотель, «природа не терпит пустоты». Мозг человека рассчитан на большее, обладает значительно большим потенциалом, чем тот, который человек вынужден задействовать в повседневной жизни для выполнения каждодневных задач. Эти «свободные» ресурсы, возможно, и обеспечивают способность и стремление индивида жить помимо реального мира в неком другом, виртуальном, воображаемом. Таким образом, важнейшей особенностью эскапистского сознания является то, что человек не просто бежит, но «бежит» в выдуманный и сконструированный им самим мир.

В обществе складывается мнение, что люди старшего поколения  — по крайней мере, большинство  тех, кто воспитывался в рамках советской идеологии, — менее подвержены тяге к эскапизму. Возможно, одна из причин в том, что они в свое время получили идеологическую установку в виде представлений о том, «как надо», как правильно мыслить, чувствовать и действовать. И это «как надо» было вполне конкретным, определенным и четко артикулированным в неписаном своде моральных норм советского человека. Оно отнимает право на индивидуальность и следование своим интересам, препятствует творческой самореализации, зато дает жизненные ориентиры и точку опоры. Этот своеобразный стабилизирующий фактор не позволяет дать волю фантазиям, эмоциям и желаниям, отличным от социально одобряемых, и прочно удерживает человека в рамках реальности, принимаемой за объективную.

Что касается младших  поколений, тех, чей подростковый период совпал со смутными 90-ми годами — периодом разрушения прежних моральных и духовных ценностей, — им оказалось гораздо сложнее сориентироваться в выборе стратегий движения по жизни. «Надо» и «правильно» их родителей уже не отвечали реалиям повседневности и не могли служить ориентиром для выбора пути. Система ценностей старших поколений была  дискредитирована перестройкой и последующее за ней сложное и беспокойное время, отсюда острая потребность многих молодых в собственной системе духовных ценностей, в стабильной и надежной точке опоры.

Такой точкой опоры  — надежным и безопасным пространством, в котором можно быть себе хозяином, и действуют понятные и справедливые законы, – становится субъективная реальность, внутренний мир собственных  мечтаний и фантазий. Мир игры, смоделированный по своему выбору, в соответствии со своими собственными желаниями, представляет физическое воплощение такого пространства. И чем больше людей играют в один и тот же мир по одним и тем же правилам, тем более настоящим он кажется, тем живее иллюзия его объективности. Для этого и создаются многочисленные сообщества игроков в ролевые игры. Мир игры становится новой, яркой и интересной, гранью жизненного пространства игроков [3].

Кроме бегства  в Сеть или в ролевые игры существует другая не менее массовая форма эскапизма, а именно — принадлежность к так называемым субкультурам.

Субкультуры изучаются  давно, глубоко и всесторонне. Впервые  термин был введен американским социологом Т. Роззаком еще в 30-е годы XX века и первоначально обозначал отклоняющиеся от нормы, маргинальные виды социальных групп. Позже теоретики 70—80-х годов и вовсе рассматривали субкультуры как своего рода общественную патологию.

Информация о работе Эскапизм как форма отчуждения человеческой сущности