Эмпирическая интерпретация понятий исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 13:11, реферат

Краткое описание

Данная тема очень важна и актуальна в наше время. Актуальность данного исследования весьма значительна и очевидна. Представляя собой одну из наиболее многочисленных социально-демографических групп, молодежь является главным источником формирования трудового потенциала страны, от качественного состояния, экономической активности и поведения в сфере занятости которой во многом зависит успешность рыночных реформ

Содержание

Актуальность темы…………………………………3
Определение проблемных ситуаций……………...17
Определение задач исследования…………………18
Определение целей исследования………………...19
Определение предмета и объекта исследования…………………………….19
Выдвижение гипотез исследования……………..20
Эмпирическая интерпретация понятий исследования……………………………21
Анкета…………………………………………….23
Литература……………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx юли.docx

— 39.31 Кб (Скачать файл)

204 

206

В них учащихся, тыс. человек 

155,0 

157,3

На 10 000человек населения, учащихся 

160 

163

Принято учащихся в учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования, тыс. человек 

51,8 

53,9

Выпущено специалистов учреждениями, обеспечивающими получение среднего специального образования, тыс. человек 

43,1 

44,0

На 10 000 человек населения, специалистов 

44 

45

Число учреждений, обеспечивающих получение высшего образования 

53 

53

В них студентов, тыс. человек 

413,7 

420,7

На 10 000человек населения, студентов 

427 

435

Принято студентов учреждения, обеспечивающие получение высшего образования, тыс. человек 

95,4 

91,5

Выпущено специалистов учреждениями, обеспечивающими получение высшего образования, тыс. человек 

66,9 

68,8

На 10 000 человек населения, специалистов 

69 

71

 Мы  видим, что число учреждений, обеспечивающих  получение общего среднего образования, сократилось на 106, соответственно  и количество учащихся тоже  – на 51,7 тысяч человек. Не стало  одного профессионально-технического  учреждения, и количество учащихся  уменьшилось на 6,1. Средних специальных  учреждений стало на 2 больше, учащихся  в них на 2,3 тыс. человек. Динамика  выпускников-специалистов увеличилась  на 0,9, а на 10 тыс. человек специалистов  увеличилось всего на 1. Это очень  мало. Число ВУЗов в 2008 году остаётся  неизменным. Но изменяется количество  студентов: увеличивается на 7 тысяч. В 2007 году поступило 95,4 тыс. человек, а выпускниками стали 66,9 тыс. Это  говорит о том, что 28,5 тыс. человек  по различным причинам не продолжали  больше обучение в ВУЗе. В 2008 году  не продолжили обучение 22,7 тыс. Это  меньше, чем в 2007 году, на 5,8 тысяч. Можно  сказать, что условия получения  образования улучшаются.

 Сейчас  сделаем анализ общего среднего  образования. Возьмём данные за  три учебных года – 2006/07, 2007/08, 2008/09.

Таблица 2. Общее среднее образование. Учреждения, обеспечивающие получение общего среднего образования. 

2006/07 

2007/08 

2008/09

Число учреждений 

4063 

3927 

3821

дневных учреждений 

3989 

3856 

3759

начальных школ 

313 

266 

225

 

базовых школ 

763 

708 

688

 

средних школ 

2617 

2573 

2533

 

гимназий 

170 

189 

198

 

лицеев  

37 

37 

35

 

учебно-педагогических комплексов: школа (гимназия)-колледж 

7

 

школ для детей с особенностями психофизического развития  

82 

76 

73

 

вечерних (сменных) школ 

74 

71 

62

 

 

Численность учащихся, тыс. человек 

1179,3 

1134,9 

1083,2

 

в том числе в:

 

дневных учреждениях 

1161,5 

1120,3 

1072,2

 

начальных школах 

12,6 

12,2 

11,6

 

базовых школах 

42,7 

42,4 

39,7

 

средних школах 

958,8 

913,6 

867,6

 

гимназиях 

120,2 

127,2 

131,3

 

лицеях  

11,7 

11,1 

9,0

 

учебно-педагогических комплексах: школа (гимназия)-колледж 

3,2 

3,1 

3,2

 

школах для детей с особенностями психофизического развития  

12,3 

10,7 

9,8

 

вечерних (сменных) школах 

17,8 

14,6 

11,0

 

 

Численность учителей, тыс. человек 

144,3 

143,9 

139,1

 

 

 Видно, что число учреждений за эти  три учебных года сократилось  на 242, что и повлекло за собой  уменьшение количества учащихся  – на 96,1 тыс. Численность учителей  также сократилась на 5,2 тыс. Это  говорит о том, что учителя  пополнили ряды безработных. Но  хорошими темпами увеличивалось  число гимназий, их стало на 28 больше, и количество обучающихся  в них тоже увеличилось –  на 11,1 тыс. Школ для детей с  особенностями психофизического  развития стало меньше на 9, количество  учащихся – на 2,5 тыс. Вечерних  школ также стало меньше –  на 12, учащихся – на 6,8 тыс.

 

 Проведём  анализ профессионально-технического  образования. Будем использовать  данные за три учебных года: 2006/07, 2007/08, 2008/09.

 

Таблица 3. Профессионально-техническое образование. Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования.

Годы 

Число учреждений 

В них учащихся, тыс. человек 

Принято учащихся, тыс. человек 

Подготовлено

 

(выпущено) квалифицированных рабочих (служащих), тыс. человек 

 

2006/07 

228 

114,4 

53,5 

50,0

 

2007/08 

225 

105,1 

44,5 

48,7

 

2008/09 

224 

99,0 

47,7 

49,5

 

 

 Видим, что учреждений становится на 4 меньше. Количество учащихся также  уменьшается – на 15,4 тыс. Выпускников  также становится меньше –  на 500 человек. Мало людей стремится  получить профессионально-техническое  образование. Оно уже не престижно  в наши дни.

 

 Также  сделаем анализ и среднего  специального образования, используя  данные за 2006/07, 2007/08, 2008/09 учебные  года.

 

Таблица 4. Среднее специальное образование. Учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования.

Годы 

Число учреждений 

В них учащихся, тыс. человек 

В том числе обучавшихся на отделениях 

На 10 000 человек населения приходилось учащихся

 

дневных 

вечерних 

заочных 

 

 

 

 

2006/07 

205 

152,5 

111,9 

0,9 

39,7 

157

 

2007/08 

204 

155,0 

111,0 

0,9 

43,1 

160

 

2008/09 

206 

157,3 

111,7 

0,9 

44,7 

163

 

 

 

 

 Итак, мы видим следующее. Количество  учреждений за 2007/08 учебный год  уменьшилось на 1, а учащихся, наоборот, увеличилось – на 2,5 тыс. Затем  число учреждений увеличилось  на 2, а учащихся – на 2,3. В целом, количество учащихся увеличилось  на 4,8 тыс. За этот период обучающихся  на дневном отделении уменьшилось  всего на 200 человек, а на заочном  отделении, наоборот, увеличилось, на 5 тысяч. Ситуация на вечерних отделениях  остаётся прежней.

 

 И  наконец, высшее образование. Сделаем  анализ, используя данные за те  же учебные года.

 

Таблица 5. Высшее образование. Учреждения, обеспечивающие получение высшего образования.

Годы 

Число учреждений 

В них студентов – всего, тыс. студентов 

В том числе обучавшихся на отделениях 

На 10 000 человек населения приходилось учащихся

 

дневных 

вечерних 

заочных

 

2006/07 

55 

396,9 

197,1 

1,2 

198,6 

409

 

2007/08 

53 

413,7 

205,3 

1,0 

207,4 

427

 

2008/09 

53 

420,7 

209,9 

0,7 

210,1 

435

 

 

 За  этот период количество учреждений  уменьшилось на 2, а количество  учащихся, наоборот, возросло – на 23,8 тыс. Это говорит о том, что  люди стремятся получить высшее  образование, стать высококвалифицированным  работником. Обучавшихся на дневном отделении увеличилось на 12,8 тыс., на заочном – на 11,5 тыс. Это свидетельствует о том, что молодые люди совмещают работу вместе с учёбой. Учащихся становится больше (на 10 тыс. населения) на 26. Наличие высшего образования становится важным показателем для устройства на работу.

 

 Также  сделаем анализ небольшого социологического  опроса, который был проведён  среди школьников и студентов. Опрос проходил в форме анкетирования. Анкета была следующей:

 

Ваш пол?

 

а) мужской

 

б) женский

 

Ваш возраст?

 

а) 16-18

 

б) 19-21

 

в) 22 и более

 

Ваш социальный статус?

 

а) абитуриент

 

б) студент

 

Ваш уровень образования?

 

а) общее среднее

 

б) профессионально-техническое

 

в) среднее специальное

 

г) высшее

 

Ваше место жительства?

 

а) городская местность

 

б) сельская местность

 

На Ваше решение в выборе профессии влияют (повлияли)?

 

а) ваши родители

 

б) вы сами

 

в) друзья

 

г) иное

 

Достаточно ли знаний Вы получаете (получили) в школе для поступления в ВУЗ?

 

а) да

 

б) нет

 

Вы используете (использовали) услуги репетитора или занимаетесь (занимались) усердно сами?

 

а) да

 

б) нет

 

в) сам(а)

 

В какую сферу деятельности Вы хотели бы поступить (поступили)?

 

а) экономическую

 

б) медицинскую

 

в) юридическую

 

г) экологическую

 

д) военную

 

е) сферу искусства

 

ж) педагогическую

 

з) сферу архитектуры и строительства

 

и) иное

 

В какой сфере деятельности Вы хотели бы работать?

 

 а) экономической

 

 б) медицинской

 

 в) юридической

 

 г) экологической

 

 д) военной

 

 е) сфере  искусства

 

 ж) педагогической

 

 з) сфере архитектуры и строительства

 

 и) иное

 

Могут ли оплатить обучение Ваши родители?

 

а) да

 

б) нет

 

Хотите ли Вы получить второе высшее образование?

 

а) да

 

б) нет

 

Где Вы хотите учиться?

 

а) в РБ

 

б) за рубежом

 

Работаете ли Вы где-нибудь?

 

а) да

 

б) нет

 

Итак, опрошенных было 40 человек: 20 человек мужского и 20 - женского пола. В возрасте 16-18 лет было 25 человек, из них 13 девушек и 12 юношей, в возрасте от 19 до 21 года – 8 человек, из них 4 девушки и 4 парня, в возрасте от 22 лет и более – 7 человек, из них 3 девушки и 4 парня. Абитуриентов было 19 человек, из них 9 девушек и 10 парней. Студентов было опрошено 21, из них 11 девушек и 10 парней. 19 человек имели общее среднее образование, 5 – профессионально-техническое, из них 2 девушки и 3 парня, среднее специальное – 7 человек, из них 3 девушки и 4 парня, высшее – 9, из них 6 девушек и 3 парня. 15 человек было из сельской местности, 25 – из городской. На вопрос №6 21 человек ответили, что на выбор профессии повлияли родители (12 девушек и 9 парней), 3 человека – друзья (2 девушки и 1 парень), 12 человек сами сделали свой выбор(5 девушек и 7 парней), 4 человека дали свой вариант ответа (1 девушка и 3 парня). На их выбор влияло благоприятное расположение учебного заведения, престиж выбранной профессии. На 7-ой вопрос 36 человек ответили «нет», т.е. не достаточно знаний даётся в школе для поступления в ВУЗ, из них 19 девушек и 17 парней, и только 4 человека считают, что достаточно (1 девушка и 3 парня). На следующий вопрос 29 человек ответили, что прибегали к услугам репетитора, из них 16 девушек и 13 парней, 7 человек – нет (3 девушки и 4 парня), 4 занимались сами (1 девушка и 3 парня). Это говорит о том, что мало знаний дают в школе для поступления, слишком завышены требования при поступлении. На вопрос № 9 5 человек выбрали вариант «а) экономическую», из них 4 девушки и 1 парень, 6 человек – «б) медицинскую», из них 3 девушки и 3 парня, 6 человек – «в) юридическую», 4 парня и 2 девушки, вариант «г) экологическую» выбрало всего 2 девушки, «д) военную» - 5 человек: 3 парня и 2 девушки, «е) сферу искусства» - 4 человека: 3 девушки и 1 парень, «ж) педагогическую» 7 человек: 4 девушки и 3 парня, «з) сферу архитектуры и строительства» - 2 парня, 3 парня выбрали вариант «и) иное», 2 из них указали сферу спорта и туризма, 1 – технического обслуживания. На 10-й вопрос 18 человек ответили, что хотели бы работать в той сфере, которую выбрали, из них 7 девушек и 11 парней, а 22 человека - в иных сферах (13 девушек и 9 парней). На следующий вопрос 27 человек ответили, что их родители не могут оплатить обучение (13 девушек и 14 парней), и 13 – могут (7 девушек и 6 парней). Это свидетельствует о том, что в нашей стране слишком дорогое обучение, материальное положение семей не всегда может обеспечить получение образования своему ребёнку. На 12-й вопрос 37 человек ответили, что хотят получить второе высшее образование, из них 19 девушек и 18 парней, и только 2 парня и одна девушка ответили, что не хотят получения второго образования. Эти данные свидетельствуют о стремлении молодых людей быть образованными, культурными людьми. На вопрос № 13 34 человека ответили, что хотят обучаться в родной стране (18 девушек и 16 парней), 6 человек – за рубежом (2 девушки и 4 парня). Данный факт явно говорит о том, что в нашей стране оптимальные условия для получения образования, о любви к Родине, что в нашей стране качественное образование. На последний вопрос 17 человек ответили, что работают, из них 6 девушек и 11 парней, и 23 человека – не работают, 14 девушек и 9 парней.

Сейчас проанализируем данный опрос, опираясь на социальный статус, т.е. сколько абитуриентов ответили на какой-либо вопрос, а сколько студентов. Итак, вопрос №1: «а) мужской» - 10 абитуриентов и 10 студентов, «б) женский»- 9 абитуриенток, 11 студенток. Вопрос №2: на ответ «а)16-18» ответили 19 абитуриентов, 6 студентов, «б)19-21» - 8 студентов, и «в)22 и более» - 7 студентов. Вопрос №3: 19 человек – абитуриенты и 21 – студенты. Вопрос №4: «а) общее среднее» - 19 человек, ответы «б)», «в)», «г)» - студенты (их 21). Вопрос №5: на ответ «а) городская местность» ответили 11 абитуриентов и 14 студентов, «б) сельская местность» - 8 абитуриентов, 7 студентов. Вопрос №6: «а) ваши родители» - 10 абитуриентов и 11 студентов, «б) вы сами» - 4 абитуриента и 8 студентов, «в) друзья» - 2 абитуриента и 1 студент, «г) иное» - 3 абитуриента и 1 студент. Вопрос №7: «а) да» - 2 абитуриента и 2 студента, «б) нет» - 17 абитуриентов и 19 студентов. Это говорит о том, что в настоящее время в школах для поступления в ВУЗ даётся недостаточно знаний. Вопрос №8: «а) да» - 12 абитуриентов и 17 студентов, «б) нет» - 3 абитуриента и 4 студента, «в) сам(а)» - 4 абитуриента. Вопрос №9: «а) экономическую» - 3 абитуриента и 2 студента, «б) медицинскую» - 3 абитуриента и 3 студента, «в) юридическую» - 2 абитуриент и 4 студента, «г) экологическую» - 1 студент и 1 абитуриент, «д) военную» - 3 абитуриента и 2 студента, «е) сферу искусства» - 1 абитуриент и 3 студента, «ж) педагогическую» - 3 абитуриента и 4 студента, «з) сферу архитектуры и строительства» - 1 абитуриент и 1 студент, «и) иное» - 2 абитуриента и 1 студент. Вопрос №10: 7 абитуриентов и 11 студентов хотели бы работать в той сфере, которую выбрали, а 12 абитуриентов и 10 студентов хотят работать в других сферах. Вопрос №11: «а) да» - 6 абитуриентов и 7 студентов, «б) нет» - 13 абитуриентов и 14 студентов. Вопрос №12: «а) да» - 17 абитуриентов 20 студентов, «б) нет» - 2 абитуриента и 1 студент. Вопрос №13: «а) в РБ» - 18 абитуриентов и 1 студент, «б) за рубежом» - 1 абитуриент и 5 студентов. Вопрос №14: «а) да» - 2 абитуриента и 15 студентов, «б) нет» - 17 абитуриентов и 6 студентов.

Определение проблемных ситуаций

Данная тема имеет ряд проблем. С одной стороны, молодые люди стремятся получить высшее образование, у них есть цель, а с другой стороны, существуют профессии, которые не востребованы на рынке труда. Например, экономические, юридические специальности, которые хотят иметь молодые люди, не востребованы. Люди не стремятся получить профессии электриков, маляров, поваров, т.к. эти профессии менее оплачиваемые, менее престижные, чем экономист-менеджер, юрист, судья, адвокат и т.д.

 

Наша страна является интеллектуально развитой, культурной, люди стремятся к самообразованию, получить работу, но не каждый это может сделать, т.к. в нашей стране в основном всё образование платное, и не каждый родитель может оплатить своему ребёнку обучение. Слишком высокие требования при поступлении, требуются знания, которые в школах практически не даются, поэтому требуются услуги репетиторов, что опять упирается в деньги. Также в некотором смысле ущемляются права выпускников городских школ, т.к. баллы при поступлении для них намного выше, чем для выпускников сельских учебных заведений.

Информация о работе Эмпирическая интерпретация понятий исследования