Электоральные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 15:37, реферат

Краткое описание

Электоральная система - это совокупность правил, приемов, процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти. Избирательная система определяет общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Основное назначение избирательной системы - обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..3
1.Электоральные системы: понятие и основные виды………………..…4
2. Характеристика электоральной системы Российской Федерации….14
3.Выборы в органы политической власти. Социально-политическая технология избирательной компании…………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Электоральная система.docx

— 51.96 Кб (Скачать файл)

Достоинства пропорциональной системы выборов реализуются при устоявшейся многопартийности. В отсутствие же таковой эта система может привести к появлению фрагментарного депутатского корпуса и частой смене правительств, что ослабит эффективность демократического устройства. 9

На основе смешанной избирательной системы проходят выборы в Германии и России. В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.

Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой – за политическую партию.

В соответствии с реализованным в России смешанным типом избирательной системы, высший законодательный орган страны составляют: 225 депутатов Государственной Думы, представляющих влиятельные политические силы; 176 депутатов Совета Федерации – представителей от административно- территориальных единиц (по 2 от каждого субъекта).

Своеобразную, довольно сложную, способную приспосабливаться к ситуации в стране смешанную избирательную систему применяют Мексиканские Соединенные Штаты. В соответствии с Федеральным Законом о политических организациях и избирательном процессе, Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинстве по униноминальным округам, и до 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства по полиноминальным избирательным округам на основе региональных списков. Депутаты Палаты сенаторов избираются по мажоритарной системе относительного большинства.10

Для избрания 100 депутатов по принципу пропорционального представительства учреждаются до пяти полиноминальным избирательных округов в стране.

При распределении депутатских мест применяются следующие избирательные системы и правила:

а) система минимального представительства;

б) система первоочередной пропорциональности.

При системе минимального представительства процесс распределения мандатов состоит из следующих элементов:

а) минимального процента - партия, набравшая в полиноминальном избирательном округе как минимум 5% поданных голосов, получает одно депутатское место;

б) натурального частного - после распределения депутатских мест посредством минимального процента вычисляется натуральное частное путем деления поданных голосов на число оставшихся нераспределенными мандатов. Каждой партии достается столько мандатов, сколько раз натуральное частное уложится в количестве голосов, поданных за партию;

в) наибольшего остатка - если после применения методов минимального процента и натурального частного остаются неиспользованные мандаты, то они распределяются с применением метода наибольшего остатка (под наибольшим остатком понимается самый большой остаток голосов, получившийся после распределения мандатов посредством натурального частного).

Процесс распределения мандатов по системе первоочередной пропорциональности состоит также из трех стадий11:

а) ректифицированного частного - ректифицированным частным является результат, полученный от деления поданных по полиноминальному округу голосов на число подлежащих замещению депутатских мандатов, умноженный на два. С его помощью распределяются последовательно первый и второй мандаты: той партии, в общем числе голосов которой упомянутое частное укладывается один или два раза, передаются соответствующие ей депутатские мандаты;

б) частного от суммирования остаточных голосов - число голосов, оставшихся после применения метода ректифицированного частного, делится на общее число нераспределенных мандатов. Каждая партия получает столько мандатов, сколько раз полученное таким образом частное укладывается в остаточных голосах:

в) наибольшего остатка - если после применения методов ректифицированного частного и частного от суммирования остаточных голосов остаются неиспользованные мандаты, то они распределяются с применением метода наибольшего остатка.

Вакантные места членов Палаты депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, замещаются кандидатами той же партии, которые остались на первых местах в соответствующих региональных списках.

Применяемая избирательная система и количество избирательных округов могут быть различными для каждых выборов.

Избирательная система единственного непередаваемого голоса, также весьма редкая (применялась в Японии), считается полупропорциональной, так как меньше искажает соотношение сил между политическими партиями, чем обычная мажоритарная система.

Создаются многопартийные округа, как всегда бывает при пропорциональной системе, но каждый избиратель может голосовать только за одного кандидата из того или иного партийного списка, содержащегося в бюллетене. Избранными считаются кандидаты, собравшие больше голосов, чем другие, т.е. действует принцип мажоритарной системы относительного большинства число избранных соответствует числу мандатов по округу)12.

Избирательная система Кумулятивного вотума характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше (разумеется, число голосов у всех избирателей одинаковое), и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может, например, какому-то одному из кандидатов отдать все свои голоса, аккумулировать их у него. Отсюда и название системы (от лат. cumulatio – скопление).13

Такая система применятся, например, при выборах органов местного самоуправления в некоторых землях Германии, в частности, в Баварии, а также в восточных землях, на территории которых была раньше Германская Демократическая Республика.

Как полагают британские исследователи избирательных систем Энид Лейкман и Джеймс Д. Ламберт, «так же как и ограниченное голосование, кумулятивное голосование способствует обеспечению представительства меньшинства и избранию самых популярных кандидатов, но его действие весьма неопределенно».14 Здесь также весьма важен точный подсчет партиями своего электората и правильное ориентирование его в отношении использования голосов.

Голосование при системе единственного непереходящего голоса и при кумулятивном вотуме основано на принципе предпочтения: избиратель выбирает наиболее подходящие для него кандидатуры, но из списка одной партии.15

2. Характеристика электоральной  системы Российской Федерации.

Избирательная система в России включает в себя несколько основных видов избирательных систем.

Избирательная система РФ описывается следующими Федеральными законами:

Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014) "О выборах Президента Российской Федерации" (10 января 2003 г.)

Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 16.12.2014) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (18 мая 2005 г.)

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (12 июня 2002г.)

Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (вместе с "Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления").

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Избирательные включают в себя политическую рекламу, консультирование и прогнозирование. Это комплекс специфических мер, приемов и методов, применяемых специалистами по организации участия в выборах, направлены на победу в выборах. В качестве « инструментария» в выборных технологиях выступают социологические опросы, политическая реклама, технологии формирования общественного мнения, а также отдельные методы маркетинга и социальной психологии. В настоящее время наиболее крупные выборные кампании организуют и проводят специализированные агентства и коллективы специалистов.

Система выборов в России. В современной России гражданин имеет право участвовать в выборах с 18 лет, право быть избранным в представительный орган - с 21 года, а Президентом РФ - с 35 лет.

Президент РФ избирается сроком на 6 лет и не может избираться более чем на два срока подряд.

Государственная Дума Федерального Собрания избирается на 5 лет по партийным спискам.

Новый порядок выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы введен в 2010 году и использовался в избирательных кампаниях 2012 года.

На региональном уровне проводятся выборы глав субъектов Федерации(Президентов республик, глав областей ,краев, городов Москвы и Санкт- Петербурга. Выбираются депутаты республиканских, областных Законодательных Собраний и Городских дум. Эти выборы регулируются законами и Уставами субъектов Федерации, решениями органов местного самоуправления. Сейчас в России насчитывается около 23,5 тысяч муниципальных образований, в которых путем выборов формируются местные органы власти.16

До принятия соответствующего закона в 2002 году на региональных выборах высших должностных лиц в некоторых субъектах РФ использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства. Кандидату требовалось получить относительное большинство голосов, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей, а в некоторых субъектах РФ – не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Сейчас все региональные выборы проходят по единым для всех принципам.17

При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.

С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%.

Избирательная система РФ на данный момент не предусматривает использования гибридной избирательной системы. Также избирательная система в России не использует мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства.

 

 

 

 

3.Выборы в органы политической  власти. Социально-политическая технология  избирательной компании.

Выборы - это институт формирования государственной власти путем голосования. В то же время они являются способом легитимации власти, связывая власть и общество отношениями взаимной ответственности.18

Выборы являются одним из важных политических механизмов и предпосылок устойчивого развития общества. Чтобы соответствовать этой задаче, избирательная система должна удовлетворять определенным требованиям. Это соответствие специфике данного общества и международным стандартам.

В итоге выборы придают политической системе и обществу в целом больше устойчивости и стабильности, препятствуют накоплению ошибок управления и социальных потрясений. В то же время, обеспечивая ротацию элит, выборы препятствуют их вырождению, сообщают политической системе дополнительный инновационный потенциал, необходимый для политического развития и обеспечивают необходимый обществу динамизм. Так что выборы являются одним из важных политических механизмов и предпосылок устойчивого развития общества.

Избирательная кампания представляет собой реализацию сложного политического проекта. Ее успех зависит от многих факторов и может быть достигнут только при правильном выборе стратегии и тактики.

Первый этап - выдвижение и регистрация кандидатов. Основная задача этапа - сбор необходимого числа подписей в поддержку потенциального кандидата, подготовка документов для регистрации кандидата или партии, прохождение процедуры регистрации. На этом этапе особенно важно обеспечить выполнение всех юридических требований, чтобы исключить возможность отказа в регистрации либо последующего «снятия с дистанции» в судебном порядке. В то же время сбор подписей - хороший «информационный повод» для косвенной агитации.19 На этом этапе происходит «всплытие» основных претендентов на мандаты, окончательно определяется конфигурация избирательного пространства и в соответствии с этим осуществляется коррекция стратегий.

Информация о работе Электоральные системы