Экстремизм в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 06:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие понятия «экстремизм», анализ условий протекания экстремистских конфликтов и анализ экстремизма в России на примере НБП.
Задачей данного исследования является выяснение положения экстремизма в России на данном историческом этапе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие экстремизма в России, его причины и развитие. 5
1.1. Экстремизм как социально политический феномен 5
1.2. Факторы обуславливающие «стабильность» экстремизма в России, 8
его развитие и распространение 8
1.3. Намерения и приоритеты экстремистских партий и группировок 15
Глава 2. Анализ экстремизма в России (на примере деятельности национал-большевистской партии «НБП») 22
2.1. Социальные основы НБП 22
2.2. Основные идеи и программы и намерения НБП 24
2.3. Экстремистские действия НБП и проблема противодействия 33
Заключение: 41
Список литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

10611 КУРСОВАЯ - И.В. Тишковец. ( эксремизм) (1).docx

— 83.51 Кб (Скачать файл)

В четырех  выпусках "Барьера", вышедших к 1994 году, публиковались документы и  материалы о правоэкстремистских  организациях, особенно активно действовавших  в Санкт-Петербурге и в провинции, а также краткие аналитические  заметки по этой тематике российских и международных экспертов-политологов  и правоведов. В издании "Radical Opposition Leaders" помещались переведенные на английский язык сокращенные или полные версии важнейших заявлений правых политиков  и публицистов в националистической печати, а также статьи активистов правого движения из неэкстремистской прессы. 2

-  темы  стали объектом особенного интереса  в связи

с многочисленными  в последние годы попытками правоэкстремистских  политиков судебным путем доказать неправомерность обвинения их в  фашизме, а также в связи со специальными думскими слушаниями о  проявлениях фашистской угрозы в  Российской Федерации (февраль 1995 г.), антифашистским указом президента Б. Ельцина в марте 1995 года и т.д.

Бюллетень "Политический экстремизм в России", 14 выпусков которого увидели свет к  весне 1996 года, пошел дальше упомянутых изданий. В нем публиковались  не только полезные для исследователей выдержки из ключевых текстов крайне правых;

на его  страницах также размещались: документированная  хронология политической активности правых, информация об их массовых акциях, организационных  и политических нововведениях, доклады  об избирательных и.т.д. Наконец, в  специальных разделах обобщались действия правительственных учреждений и общественных неправительственных организаций, включая правовой аспект, по противостоянию антидемократической деятельности, и давалась характеристика позиций умеренных политических сил в отношении радикальной части российского политического спектра.3

- Главный  вклад авторов книги в исследование  этой темы отражен в обширном  приложении, в первом разделе  которого дается краткое представление  о феномене "новой оппозиции"  в правом экстремизме, представленной  такими плодовитыми неофашистскими  публицистами, как А. Дугин и  Э. Лимонов, а также о левацком, в первую очередь анархистском, экстремизме в постсоветской  России.

Помимо  огромного количества фактической  информации, эта книга особенно ценна  тем, что ее авторы скрупулезно демонстрируют, как на протяжении последних лет  через механизмы своеобразного  кадрового обмена и сложного организационного взаимодействия происходило взаимопроникновение  большинства наиболее экстремистских националистических и неокоммунистических  организаций между собой и  с их относительно умеренными соседями по политическому спектру.

Тем самым  десятки антидемократических группировок, партий и печатных органов, несмотря на все идеологические различия между  ними, сформировали относительно однородную среду, которая частенько оказывалась  в основном потоке, а не на обочине  российской политики.

- Наряду  с тем, что авторы книги Верховский, Папп и Прибыловский

продемонстрировали  читателю множество неизвестных  нюансов российского экстремизма  и сделали немало существенных наблюдений о происхождении, мотивациях и контексте  правоэкстремистской деятельности, они также пришли к важному  заключению, однозначно позиционировав значительную часть казачьего движения за пределами спектра демократической  политики.

Это обстоятельство тем более представляет интерес, поскольку наряду с неэкстремистскими  отрядами казачьего движения данная разновидность русского ультранационализма не только встретила примирительное отношение со стороны официальных властей, но даже поддерживалась российским правительством, включая президента Ельцина, и частично была интегрирована в государственные структуры . {здесь следует провести параллель с нынешним отношением власти к казачеству, 27 ноября 2012 года на Белорусский вокзал был выведен казачий патруль, подробности общественного резонанса можно увидеть на сайте http://www.yaplakal.com/forum2/topic508249.html}

- Принципиальным  изъяном исследования следует  считать почти полное игнорирование  авторами КПРФ, которая, по крайней  мере по западным стандартам, может быть отнесена к антидемократическим  партиям, и ее влиятельного "мозгового  треста" - возглавляемого А. Подберезкиным  фонда "Духовное наследие". Стоит также отметить, что, пытаясь  определить "политический экстремизм", авторы книги, очевидно, столкнулись  с теми же трудностями, с  которыми прежде пришлось иметь  дело и немецким теоретикам "политического  экстремизма" . В отличие от  своих германских коллег, которые  используют более широкий набор  критериев, российские авторы  выбрали в качестве ключевого  признака для отнесения к экстремизму  лишь готовность использовать  насилие. Такой подход ведет  к тому, что вне рамок политического  явления, представляющего угрозу  демократии, может оказаться значительная  часть протофашистской публицистики (не откровенно проповедующая  примене-

ние силы). При более широком использовании  эта концепция может приклеить  ярлык "экстремизма" всем возможным  непацифистским политическим позициям. Общая проблема концепции "политического  экстремизма", как представляется, заключается  неопределенности переменной величины, которая приобретает "экстремистское"

измерение, и как эта переменная будет  выглядеть, если примет неэкстремистское измерение. Иными словами, одного лишь понятия "экстремизм" явно недостаточно, поскольку оно представляет собой  лишь относительную величину, нечто  к чему-то прилагающееся. Последнее  приобретает смысл лишь в связи с содержательно родовой категорией, такой, как национализм. Сам по себе термин "экстремизм" мало что значит.4

Подведя итог можно сказать, что во-первых: нет четких границ понятия «экстремизм»,  и к данному понятию можно  как приписать многие неэкстремистские или околоэкстремистские движения , так и абсолютно также не применять  это определение к околоэкстремистским  или недемократическим политическим движениям. То есть выражаясь словами  Булгаковского героя -  «Кстати, вот еще слово, которое я совершенно не выношу. Абсолютно неизвестно – что под ним скрывается?». Также мы видим что смена не только политического режима, но и слом целой эпохи, целой системы ценностей, произошел идеологический взрыв. Бывшие коммунисты и диссиденты ринулись на баррикады новых, ярких и отвечающих во многом чаяньям народа движений. Тем самым не понятно, где неонацизм а где национал-патриотизм, и чем одно хуже другого,  где кончается патриотизм и начинается экстремизм.  Эта неготовность народа к новой самоидентификации и породила в некотором смысле  бунт мнений. Как и 20  лет назад, сейчас в России почти та же ситуация. Население недовольно властью, недовольно экономическими, социальными институтами, недовольно очень многим, оттого и экстремизм как никогда близок, интересен и силен в современной России.

Также хотелось бы рассмотреть этническую подоплеку  экстремизма, воспользуемся той  же статьей, на примере антисемитских  движений и настроений:

"Антисионизм"

Хотя  книга Е. Альбац "Еврейский вопрос" (М, 1995) была написана для российской публики, ее можно также рекомендовать  и западному читателю. Этот краткий  трактат представляет собой не только образец яркой полемики с российскимиюдофобами, в нем также дается проникновенный очерк ксенофобских стереотипов  и антисемитских идей в России. Альбац, выросшая и живущая в России еврейка, ярко емонстрирует наличие этих феноменов в СССР, где они оказались, например, воплощенными в официозной концепции "антисионизма" - ложного понятия, котороевлечет за собой не противодействие еврейской эмиграции в Израиль (возвращение в Сион), но "сопротивление" мировому антисоветскому или антироссийскому иудео-масонскому "плутократическому" заговору. Альбац показывает, как антиеврейское начало в советской политике, долгое время маскировавшееся, постепенно трансформировалось, вновь вернувшись к открытому антисемитизму после 1985 года.

Помимотого, что в книге приведены некоторые  новые подробности о ряде правых политиков (например, о происхождении  семьи Жириновского), это небольшое  издание служит ценным вкладом в  то, что можно назвать "герменевтикой" русского национализма.

Книга была бы полезна, особенно иностранным исследователям постсоветского правого экстремизма, для адекватного понимания многочисленных иносказаний и кодовых слов современной  российской политической дискуссии. В  качестве характерных образчиков можно  привести использование термина "еврей" как универсального обвинения против любого "чужака" или "русофоба" (даже если он этнический русский), и требование "пропорционально-национального представительства" как средства пресечения якобы доминирующей роли евреев, будто бы манипулирующих в своих целях правительством, наукой, средствами массовой информации.

Еще более  важным вкладом в исследование этой темы стала книга С. Резника

"Нацификация  России" . Благодаря сочетанию  качеств проницательного журналиста, кропотливого архивиста и находившегося  в гуще событий тонкого наблюдателя,  Резнику удалось подготовить  оригинальный, информативный и легко  читающийся обзор развития "антисионизма" в СССР и взлета антисемитских  организаций после начала перестройки.  Особенно ценно его исследование  советской "сионологии" 60-х - 80-х годов, в том числе таких ее "видных" представителей как В. Бегун, В. Емельянов, А. Романенко и др. Резник вскрыл ряд не отмечавшихся ранее особенностей, присущих писаниям этих малоизвестных авторов, и рассказал о специальных интригах и манипуляциях, которые предпринимались советским истеблишментом для того, чтобы не только защитить "сионологию" от критики, но и обеспечить ее дальнейшее развитие. 5

Ни для  кого не секрет, что антисемитизм в  нашей стране имеет очень глубокие корни, еще начиная с царя Ивана  Грозного, который запретил въезд  и торговлю евреев в Россию а также  массовое убийство евреев Полоцка в 1563 году. Исходя из нашей гипертрофированной веками неприязни, ненависти и обвинении  евреев во всех грехах, начиная от «жидомасонских»  культах, заканчивая «ZOG-ом» мы и взращиваем в себе эту кровную неприязнь. Как ненависть терских мальчишек к чеченцам вскармливается с молоком матери, так и неприязнь гоев к евреям имеет невероятные корни. Но не только на почве антисионизма строится этническая неприязнь, теперь и исламские группы попали под ту же пропаганду национальной вражды. Национальная идентификация требует врага, требует доказательства что русский – это русский. Вот еще один, крепчайший фактор стабильности экстремизма в России.

Подведя итоги можно скачать, что стабильность Российского экстремизма лежит  в основном в нашей ментальности, основу которой во многом составляет историческая ксенофобия, скрытое бунтарство и недовольство властью, но наше недовольство имеет, конечно же совсем другой характер, нежели европейское недовольство, т.к. власть в России сильно персонифицирована, необоснованно, с учетом невоенного времени и немонархической формы  правления. Жизнь в полицейском  государстве сама взращивает на своей  почве политических экстремистов, и  как с ними не борись, будут появляться все новые и новые, потому что  источник, сам очаг не подавлен, не сделаны  никакие меры для того, чтобы скрытый  авторитаризм был хотя бы более мягким. За всю новую историю, кроме пожалуй  периода 2-х первых лет правления  Путина, абсолютное большинство все-таки недовольно властью, поэтому в таком  экономическом, социальном и политическом положении экстремизм всегда будет  стабилен.

1.3.Намерения и приоритеты экстремистских  партий и группировок

 

Мы попытаемся кратко охарактеризовать намерения  самых ярких на наш взгляд экстремистских организаций, работающих и проводящих свою деятельность на территории России. Начнем с того что приведем список приостановленных

Экстремистскихорганизаций: 
 
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организации: 

 

  1. «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа»,
  2. «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»,
  3. «База» («Аль-Каида»),
  4. «Асбат аль-Ансар»,
  5. «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»),
  6. «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»),
  7. «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»),
  8. «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»),
  9. «Лашкар-И-Тайба»,
  10. «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»),
  11. «Движение Талибан»,
  12. «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»),
  13. «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»),
  14. «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»),
  15. «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»)

Информация о работе Экстремизм в современной России