Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 22:06, курсовая работа
Цель исследования: изучение  системы работы с подростками  с девиантным поведением.
Объект исследования: отклоняющееся (девиантное) поведение.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность с подростками с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика поведения подростков.
3. Разработка программы  по социально-педагогической работе  с подростками с девиантным  поведением.
4. Проверка  эффективности  разработанной программы.
Введение
3
 	 
Глава 1. Теоретические  основы исследования социально-педагогической деятельности с девиантными подростками
6
 	 
1.1. Основные подходы  в научной литературе к   формированию девиантного поведения  у подростков
6
1.2. Социально-педагогические причины девиантного поведения подростков
16
1.3. Система работы  с подростками   с  девиантным    поведением
21
Выводы по главе 1
27
 	 
Глава 2. Экспериментальное  исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками
29
 	 
2.1. Констатирующий эксперимент  и анализ полученных результатов
29
2.2. Разработка программы  по работе с подростками с  девиантным поведением 
37
2.3. Проверка эффективности  разработанной программы
40
Выводы по главе 2
42
 	 
Заключение
43
 	 
Список использованных источников
На исследовательском 
этапе было проведено тестирование, 
во время которого, каждому испытуемому 
был предложен бланк и 
Таблица 1
Исследование агрессивности у детей экспериментальной группы
| № п/п | Физическая агрессия | Вербальная агрессия | Косвенная агрессия | Негативизм | Раздражительность | Подозрительность | Обида | Чувства вины | Индекс агрессивности | Индекс враждебности* | 
| 21 | 25 | 30 | 33 | 25 | 24 | 27 | 34 | 28,6 | 25,5 | |
| 23 | 25 | 24 | 42 | 30 | 36 | 28 | 20 | 24 | 22 | |
| 27 | 22 | 30 | 30 | 28 | 31 | 28 | 24 | 29,6 | 19,5 | |
| 20 | 24 | 22 | 28 | 20 | 23 | 25 | 22 | 33 | 20 | |
| 34 | 37 | 24 | 29 | 30 | 28 | 30 | 26 | 25 | 19,5 | |
| 19 | 29 | 24 | 25 | 33 | 34 | 32 | 30 | 27,3 | 23 | |
| 29 | 39 | 21 | 36 | 30 | 32 | 27 | 24 | 33 | 19,5 | |
| 25 | 21 | 22 | 25 | 26 | 30 | 23 | 34 | 26 | 21 | |
| 25 | 26 | 25 | 38 | 31 | 40 | 30 | 35 | 32 | 22 | |
| 30 | 36 | 29 | 30 | 30 | 37 | 20 | 23 | 18,3 | 18,5 | |
| 28 | 24 | 22 | 20 | 22 | 28 | 27 | 31 | 31,3 | 17,5 | |
| 19 | 32 | 23 | 25 | 32 | 26 | 37 | 25 | 21,3 | 20,5 | |
| 21 | 23 | 24 | 40 | 25 | 28 | 37 | 38 | 26 | 23,5 | |
| 28 | 20 | 32 | 32 | 26 | 34 | 28 | 33 | 30 | 21 | |
| 19 | 32 | 21 | 19 | 30 | 23 | 20 | 36 | 20,7 | 21,5 | 
Нормой агрессивности по тесту Басса – Дарки является величина ее индекса равная 21 + – 4, а враждебности 6,5 – 7 + – 3.
Просмотр диагностических данных показал, что подростки с индексом враждебности, превышающим норму, в экспериментальной группе составляют 21%. Индекс агрессии, превышающий норму, у детей экспериментальной группы - 5 %. Учащиеся, у которых оба индекса выше нормы в экспериментальной группе – 13 %.
Таблица 2
Исследование агрессивности у детей контрольной группы
| № п/п | Физическая агрессия | Вербальная агрессия | Косвенная агрессия | Негативизм | Раздражительность | Подозрительность | Обида | Чувства вины | Индекс агрессивности | Индекс враждебности | 
| 20 | 25 | 20 | 39 | 22 | 25 | 27 | 23 | 20,6 | 20 | |
| 23 | 26 | 24 | 38 | 24 | 45 | 20 | 35 | 22 | 17,5 | |
| 21 | 33 | 23 | 40 | 20 | 20 | 25 | 23 | 19 | 20,5 | |
| 24 | 20 | 25 | 36 | 27 | 34 | 30 | 22 | 23,7 | 20 | |
| 22 | 26 | 30 | 35 | 19 | 25 | 29 | 34 | 22,7 | 27 | |
| 40 | 27 | 34 | 37 | 20 | 30 | 26 | 21 | 23,7 | 18 | |
| 23 | 27 | 35 | 37 | 23 | 26 | 25 | 34 | 20,3 | 21,5 | |
| 20 | 30 | 35 | 38 | 20 | 36 | 32 | 20 | 18,3 | 19 | |
| 25 | 32 | 33 | 38 | 22 | 22 | 21 | 24 | 23,3 | 20,5 | |
| 26 | 30 | 23 | 33 | 24 | 19 | 28 | 25 | 21,3 | 18,5 | |
| 29 | 25 | 21 | 40 | 27 | 21 | 38 | 23 | 22 | 19,5 | |
| 21 | 18 | 20 | 40 | 25 | 29 | 20 | 35 | 21,3 | 18,5 | |
| 23 | 22 | 35 | 35 | 27 | 34 | 31 | 34 | 21,7 | 17,5 | |
| 20 | 28 | 33 | 23 | 18 | 36 | 24 | 20 | 23 | 20 | |
| 19 | 33 | 38 | 40 | 20 | 37 | 24 | 33 | 26,7 | 23 | 
Нормой агрессивности по тесту Басса – Дарки является величина ее индекса равная 21 + – 4, а враждебности 6,5 – 7 + – 3.
Просмотр диагностических данных показал, что подростки с индексом враждебности, превышающим норму, в контрольной группе составляют 17 %. Индекс агрессии, превышающий норму в контрольной группе – 7 %. Учащиеся, у которых оба индекса выше нормы в контрольной группе составляют 10 %.
На основе анализа данных психодиагностики были сформулированы предположения о том, что поведение детей контрольной группы характеризуется более высокими показателями враждебности по сравнению с агрессивностью. По результатам анализа данных была составлена таблица, которая позволила предположить, что основное отличие агрессивного поведения детей контрольной и экспериментальной групп имеет место по таким типам реакций, как физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия и подозрительность (таблица 3).
Таблица 3
Процентное соотношение подростков с высоким показателем агрессии в экспериментальной и контрольной группах
| № п/п | Формы агрессии | Группа | |
| Контрольная | Экспериментальная | ||
| 1 | Физическая агрессия | 24% | 42% | 
| 2 | Косвенная агрессия | 29% | 25% | 
| 3 | Раздражение | 24% | 42% | 
| 4 | Негативизм | 42% | 44% | 
| 5 | Обида | 31% | 29% | 
| 6 | Подозрительность | 31% | 27% | 
| 7 | Вербальная агрессия | 30% | 38% | 
| 8 | Чувство вины | 31% | 23% | 
Анализ полученных данных показал, что индекс физической агрессии у детей контрольной группы ниже (24%), чем у детей экспериментальной группы (42%). У детей контрольной группы уровень косвенной агрессии выше (29%), чем у детей экспериментальной группы (25%). По такой форме агрессии как раздражение у детей контрольной группы индекс ниже (24%), чем у детей экспериментальной группы (42%). Также у детей контрольной группы по такой форме агрессии как негативизм индекс ниже (42%), чем у детей контрольной группы (44%). Обида больше присуща детям контрольной группы (31%), чем детям экспериментальной группы (29%). У детей контрольной группы подозрительность выше (31%), чем у детей экспериментальной группы (27%). У детей контрольной группы по такой форме агрессии как вербальная агрессия результаты ниже (30%), чем в экспериментальной группе (38%). Чувство вины больше присуще детям контрольной группы (31%), чем детям экспериментальной группы (23%).
Таким образом, полученные 
данные позволили нам сделать 
вывод, что у детей экспериментальной 
группы уровень физической, вербальной 
агрессии выше, чем у детей контрольной 
группы. Также у детей 
 
2.2. Разработка программы по работе с подростками с девиантным поведением
На втором этапе нашего эксперимента мы провели формирующий эксперимент с целью разработки программы по социально-педагогической работе с подростками с девиантным поведением.
Задачи формирующего эксперимента:
1. Разработка программы 
по социально-педагогической 
2. Проведение разработанной 
программы с подростками 
Остановимся на описании разработанной программы.
Программа коррекции девиантного поведения подростков
Цели программы:
- адаптировать участников к жизни в социуме (в школе как в микросоциуме),
- помочь в решении внутренних конфликтов,
- научить обращаться за помощью,
- сформировать навык адаптации к изменяющимся условиям,
- ориентировать на социально приемлемые формы активности,
- стимулировать личностный рост и саморазвитие,
- мотивировать на достижение успеха в деятельности.
Задачи:
1. Развитие каждого 
из аспектов социального 
2. Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
3. Обучение подростков 
некоторым приёмам общения и 
расширения ролевого 
Для решения поставленных 
задач выбраны следующие средст
1. Групповая деятельность - социально-психологический тренинг.
2. Индивидуально-коррекционная работа с подростками.
3. Консультативная работа 
с педагогическим коллективом 
с целью оптимизации 
Для того чтобы меры были более эффективными, необходимо создание следующих условий:
- выявление адекватности применяемых мер на основе данных социально-педагогического мониторинга;
- научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Программа предназначена для подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением - учащихся общеобразовательных школ.
Количество подростков, принимающих участие в групповой коррекционной работе - 10 человек.
Объём тренинговой работы - 15 часов.
Режим работы:
- тренинг - пять 3-часовых занятий 1 - 2 раза в неделю;
- индивидуально-коррекционная работа - обязательна по результатам диагностики.
Для проведения групповой работы необходим кабинет, можно учебный класс, и помещение для индивидуального консультирования.
Коррекционную работу проводят два социальных педагога, владеющие методами индивидуального консультирования и имеющие опыт ведения групп (ведущий и соведущий тренинга).
При проведении индивидуальных 
коррекционных занятий 
Использование перечисленных 
методов предоставляет 
В тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения [5,16].
Завершение тренинга эффективно работой с метафорой изменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста и в качестве диагностического средства, которое позволяет определить возможные направления последующей индивидуальной коррекции.
Шаги реализации коррекционно-развивающей программы.
Логика построения 
групповых коррекционных 
1 занятие - создание 
благоприятных условий для 
2 занятие - развитие самоанализа и углубление самораскрытия; развитие коммуникативных навыков;