Экономика и социология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 11:16, реферат

Краткое описание

Целью работы является теоретическое и практическое изучение мотивации и стимулирования деятельности человека, которое предполагает выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть общие понятия, помогающие различать между собой схожие на первый взгляд вещи: мотивы, стимулы, потребности, побуждения, используемые в обиходной речи как тождества; изучить методы мотивации;
2. Рассмотреть формы и методы стимулирования, привести классификацию стимулирующих выплат;
3. Изучить содержательные и процессуальные теории мотивации.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика и сощиология труда.docx

— 534.63 Кб (Скачать файл)

     Теория  ожиданий и предпочтений В. Врума

     Данная  теория в научном обиходе именуется  просто как теория ожиданий. Теория ожиданий базируется на положении о  том, что наличие активной потребности  не является единственным и необходимым  условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный  им тип поведения действительно  приведет к удовлетворению или приобретению желаемого им блага.

     Анализируя  мотивацию труда работников, теория ожидания выделяет три важные взаимосвязи: затраты труда - результаты; результаты - вознаграждение и валентность (ценность этого вознаграждения). Ожидания в  отношении первой связки (З - Р) - это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами.

     Ожидания  в отношении результатов - вознаграждений (Р - В) - это ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутые результаты труда. Если человек уверен, что достигнутые им результаты будут вознаграждены, но при разумной затрате усилий ему этих результатов не достичь, то мотивация его труда также будет слабой.

     Третий  фактор - валентность (ценность поощрения  или вознаграждения) – это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая  вследствие получения определенного  вознаграждения. Так как у различных  людей потребности и пожелания  в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые работником результаты, может и не иметь для  него никакой ценности. Если валентность  низка, то есть ценность получаемого  вознаграждения для работника не слишком велика, то теория ожиданий предсказывает, что мотивация трудовой деятельности в этом случае также  будет ослабевать. Если значение любого из этих трех важных для определения  мотивации факторов будет мало, то мотивация будет слабой, а результаты труда низкими.

     Модель  мотивации, разработанную В. Врумом в его теории ожидания и предпочтения, можно выразить следующим образом:

     Мотивация = (З - Р) x (Р - В) x валентность

     Теория  справедливости (равенства) С. Адамса

     Эта теория также дает объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия для достижения поставленных целей. В качестве постулата теория справедливости считает тот факт, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем  соотносят его с вознаграждением  других людей, выполняющих аналогичную  работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость при  получении вознаграждения, то у сотрудника возникает психологическое напряжение.

     Таким образом, те сотрудники организации, которые  считают, что им не доплачивают по сравнению с другими, либо начинают работать менее интенсивно, либо стремятся  повысить свое вознаграждение, добиваясь  этого у администрации предприятия  или через профсоюзы. Другие же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность  труда на прежнем уровне или даже увеличивать ее, так как они  менее склонны изменять свое поведение  и свою деятельность.

     Модель  Портера-Лоулера

     Американские  ученые Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости, описанных выше. В их модели присутствует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. В соответствии с созданной моделью можно определить следующую зависимость: достигнутые результаты труда зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Кроме этого, в теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, то есть сотрудник удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения, полученного за достигнутые результаты.

     Один  из наиболее важных выводов теории Портера-Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению и способствует повышению результативности труда. Проводимые исследования подтверждают точку зрения авторов о том, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не его следствием. Модель Портера-Лоулера показала, в частности, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей. Эта теория показывает, насколько важно объединить такие понятия, как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие, в рамках единой, взаимосвязанной системы мотивации труда.

     Основной  вывод из изучения процессуальных теорий мотивации заключается в том, что высокая результативность труда  является причиной удовлетворенности, а не ее следствием.

     В рамках процессуальных теорий мотивации  также предполагается мотивирующая роль потребностей, однако сам процесс  мотивации рассматривается с  точки зрения тех обстоятельств, которые направляют усилия человека на достижение различных целей, стоящих  перед организацией.10

2. Практическое  применение теорий мотивации

2.1 Методика  исследования мотивации

   Полученные  теоретические знания применим на практике для того, чтобы распознавать потребности  и интересы работников и впоследствии грамотно выстраивать мотивационную  политику.

   Методика  исследования состоит из следующих  этапов:

   1. Составление  анкет для изучения потребностей  работников в своей организации:  анкета № 1 - на базе теорий  А. Маслоу и Д. МакКлеланда (прил. 1); анкета № 2 - на базе процессуальных теорий мотивации (прил. 2), используя реальные факторы мотивации и стимулирования.

   2. После  составления анкеты проведем  опрос среди 10 сотрудников ООО  «Теплосети» (далее организация), проанализируем полученные результаты  и сделаем выводы, позволяющие  улучшить мотивационную ситуацию  в организации.

   3. Результаты  опроса переведем в относительный  вид (%), построим  диаграммы, отражающие структуру мотивации труда (в отдельности по процессуальным и содержательным теориям) в данной организации.

2.2 Анализ  результатов исследования мотивации  

     Структура мотивации по содержательным теориям  в ООО «Теплосети»

 

     Наиболее  важное значение для сотрудников имеет потребность в безопасности и защищенности. Чуть ниже уровень материальных потребностей и потребностей в самоуважении.

     Потребность в самовыражении показывает, что  работа для большинства не является главным и важнейшим делом  жизни, хотя определенные составные  части этой потребности важны  для каждого из опрошенных работников.

     Наименьший  процент сотрудников обладает потребностью сделать карьеру, несмотря на то что многие имеют высшее образование, а часть учится в институтах. Это можно объяснить тем, что руководство организации не стремится проводить ротацию кадров и использовать свои внутренние резервы при освобождении вакансий более высокого порядка.

     Однако  потребности высшего порядка (власть, успех, причастность) превышают потребность  в самовыражении, и, следовательно, сотрудники организации - люди активные, знающие, что они хотят от жизни. Это обстоятельство является важным мотивирующим фактором, и руководству следует более тщательно наблюдать за желаниями каждого конкретного работника в отдельности.

     Структура мотивации по процессуальным теориям  в ООО «Теплосети»

     По  структуре мотивации, изображенной на круговой диаграмме, видно, что ведущее  место занимают факторы ожидания. Сотрудники считают, что они затрачивают  определенные усилия, знают, что эти  усилия будут вознаграждены, и вознаграждение имеет для каждого сотрудника свою ценность (валентность).

     Основное  вознаграждение для сотрудников  составляет заработная плата, премии и  льготы, а также повышение должностного оклада или смена должностного статуса. Моральное поощрение ценно лишь для четверти респондентов. Следовательно, руководство может сделать соответствующие  выводы при применении экономических методов мотивации и стимулировании сотрудников организации.

     Факторы справедливости составляют всего 20% в  структуре мотивации. Это свидетельствует  о хорошем психологическом климате  в исследуемом коллективе и отсутствии зависти сотрудников друг к другу. Очевидно, что этому способствует открытая политика руководства по выплатам заработной платы. Опрос показывает, что большинство сотрудников  осведомлены о размере заработной платы своих коллег и считают  отношение руководства к себе удовлетворительным по выплачиваемому вознаграждению.

     Факторы модели Портера-Лоулера показывают высокую оценку работниками своих способностей и своего вклада в процесс коллективного труда. Затраченные усилия работники также считают высокими, но справедливость вознаграждения по отношению к результатам своего труда ощущает только четверть респондентов.

     Этот  фактор свидетельствует о тревожных  тенденциях в работе. Руководству  организации следует либо проводить  разъяснительную и психологическую  работу с сотрудниками, поясняя, что  их мнение об оценке своего труда не соответствует реальным результатам, либо повышать размер вознаграждения, подходя индивидуально к каждому  работнику.  

 

Заключение

     Реальная  эффективность любых экономических  мероприятий определяется их воздействием на отношение людей к труду. Изменить это отношение в законодательном  порядке нельзя, так как это  длительный эволюционный процесс, но его  можно ускорить, если трезво оценивать  конкретную ситуацию и учитывать  причины, ее породившие.

     К сожалению, руководители редко принимают  в расчет социальные последствия  принимаемых решений, а сами решения  часто носят не комплексный, а  сугубо экономический или технический  характер.

     Любой руководитель всегда осознает, что  необходимо побуждать людей работать на организацию, но при этом считает, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Иногда такая политика бывает успешной, хотя, по существу, она неверна.

     Подытожим рассмотренную нами тему.

     Основные  выводы по теоретической  части:

     Мотивация труда, несмотря на различие подходов, является одним из основополагающих методов управления персоналом, побуждающим  работников к достижению целей, стоящих  перед ними и организацией. Развитие рыночных отношений заставляет руководителей  изменять существующие методы и формы  хозяйствования во всех сферах современного менеджмента, и в первую очередь  при управлении мотивацией труда  персонала. Эти изменения необходимо базировать на существующих потребностях работников, которые, несмотря на сложное  экономическое положение, не ограничиваются только материальной составляющей, а  представлены во всем многообразии. Поэтому  руководители, желающие добиться эффективной  работы своих сотрудников, применяют  не только методы экономического стимулирования и административного воздействия, но и уделяют большое внимание социально-психологическим методам.

     Для создания положительного социально-психологического климата в любом коллективе, по мнению автора, необходимо исследовать  характерологические особенности  работников (типологию характеров). От этого во многом зависит эффективность  работы, выполняемой персоналом. Такие  исследования следует проводить  с помощью разнообразных тестов еще в период приема на работу. Кроме  этого, необходимо учитывать выявленные в результате диагностики факторы  мотивации. Такими факторами в первую очередь являются чувство зависти  одних работников к другим, получающим большее вознаграждение за аналогичную  работу, и завышенная самооценка работниками  результатов своего труда. Здесь  требуется либо психологическая  помощь специалистов, либо разъяснительная работа непосредственного руководства, осуществляющего ту или иную политику дифференцированного стимулирования.

     В случае неэффективности применяемых  методов мотивации следует изменить подходы к проведению мотивационной  политики, опираясь на потребности, интересы и желания работников. Однако полагаться полностью на расчетные показатели неправильно. В управлении персоналом, так же как и в других отраслях менеджмента, необходим ситуационный подход, позволяющий определить эффективность  проводимой политики исходя из конкретного  состояния дел на фирме.

Информация о работе Экономика и социология труда