Эволюция института семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:26, реферат

Краткое описание

Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в
рамках социологии. Известно, что семья поаспектно включена в рассмотрение
многих наук — философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список
можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и эта ее
заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит
социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение
предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду
с другими) аспекта.
Вопрос о роли семьи в обществе центральный в осмыслении семейной
проблематики. Но о какой семье следует вести речь? О современной. Той,
которая явилась продуктом длительного развития человечества и которую можно
отнести к современной не только в историческом времени, одинаковом для
всех, но и в социальном, отсчитывающем также и скорость общественных
преобразований.

Содержание

1) Введение
2) Эволюция семьи от института к группе
3) Сущность, структура, функции семьи
4) Брак и семья сегодня
5) Развод как социальное явление
6) Пути возрождения и укрепления семьи
7) Заключение
8) Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

гибельна.

 

 

 

Заключение

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной  частью

общества.  И  жизнь   общества   характеризуется   теми   же   духовными   и

материальными процессами, как  и  жизнь  семьи.  Чем  выше  культура  семьи,

следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из  людей,

которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В  этой

связи очень важны роли отца и матери в семье, а в  частности  воспитательная

функция семьи. Ведь от того, как родители  приучают  своих  детей  к  труду,

уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям,  зависит  то,  каким

будет общество, в котором будут жить наши дети.

Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и  разводы,

которые наносят большой социальный вред  обществу.  Чем  меньше  разводов  в

семьях, тем здоровее общество.

Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо

пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и  здоровье  семьи  от

общества.

Семья это один  из  механизмов  самоорганизации  общества,  с  работой

которого  связано  утверждение  целого  ряда   общечеловеческих   ценностей.

Поэтому семья сама имеет  ценностное  значение  и  встроена  в  общественный

прогресс.  Конечно  же,   кризисы   обществ,   цивилизаций   не   могут   не

деформировать  семью:  ценностный  вакуум,  социальная  апатия,  нигилизм  и

другие социальные расстройства показывают нам, что  саморазрушение  общества

неизбежно касается семьи. Но  у  общества  нет  будущего  вне  прогресса,  а

прогресса нет без семьи.

Семья дает укорененность в социуме: одинокий человек либо замыкается в

себе, либо растворяется в обществе, в работе, в выполнении общественных  дел

(при этом, как правило, ощущение ненужности  самому  себе  не  проходит),  а

семья  делает  человека  носителем  интересов  многих  половозрастных  групп

населения и даже полноценным потребителем.

Семья —  оплот  и  возжигатель  человеческой  любви,  так  необходимой

каждому  и  всем.  Прав  был  Э.  Фромм,  когда  утверждал,  что   осознание

человеческой отдельности без воссоединения в любви это источник  стыда  и  в

то же время вины  и  тревоги.  Во  все  времена,  во  всех  культурах  перед

человеком  стоит  один  и  тот  же  вопрос:  как  выйти  за  пределы   своей

индивидуальной жизни и обрести единение. Любовь позволяет ответить  на  этот

вопрос положительно: «Нередко можно найти  двух  людей,  влюбленных  друг  в

друга и не испытывающих любви больше ни к кому. На самом деле их любовь  это

эгоизм двоих... Любовь делает предпочтение, но в другом человеке  она  любит

все человечество, все, что есть живого»[9]. В этих идеях  нет  новизны.  Еще

В.Соловьев полагал, что смысл любви в  оправдании  и  спасении  человеческой

индивидуальности  через  жертву  эгоизма,  но  аргументация   Фромма   лучше

ориентирована на современного читателя.

Не имеющий опыта любви в  семье  не  в  состоянии  возлюбить  ближнего

своего. Любовь представляет собой уникальный род познания,  проникновения  в

тайну личности. «Единственный путь полного знания, это акт любви:  этот  акт

выходит за пределы мысли, выходит за пределы слова. Это смелое погружение  в

переживание единства». Семья помогает раскрыться творческому  потенциалу

личности,  способствует  ее  творческой  самореализации.  Она  не  позволяет

человеку забыть о ценностях иного рода. И естественно, что  «в  целом  люди,

состоящие в браке, счастливее тех, кто не женат (не замужем),  разведен  или

одинок в результате смерти одного из супругов»[10].

Сказанного достаточно для основного  вывода:  непреходящая  значимость

семьи как завоевания  общественного  прогресса,  ее  главное  предназначение

заключается  в  наделении  людей  полноценностью  как  социальной,   так   и

психологической. Ценность семьи заключается в том, что только  она  способна

поставлять обществу  людей,  в  которых  оно  так  остро  нуждается,  людей,

способных на настоящую любовь, а также  «достраивать»  мужчин  и  женщин  до

качественно новых, гармоничных социальных субъектов. Ведь только  влюбленный

имеет  право  на  звание  человека.  Кстати  говоря,  для  кого  «ценностно-

лирическая» по форме аргументация кажется неуместной,  либо  неубедительной,

может воспользоваться терминологией  системных  исследований.  Каждый  имеет

право на приемлемый для него язык — лишь бы не в ущерб смыслу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

. Бедный М.С., «Семья–здоровье–общество», М., 1986.

. Бердяев Н. А. Размышления об Эросе // Семья: Книга для чтения. М., 1991.

Кн. 2.

. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический

аспекты. Л., 1984

. Жвинклене А. Семейная интеграция как объект исследования //

Социологические исследования. 1987. №1. С.72.

. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М.—Л., 1991.

. Литвинова Г. И. Под защитой государства. М., 1989.

. Литвинова Г. И. Человек после развода. М., 1993.

. Маркович Д. «Общая социология», Р-на дону, 1993.

. Мацковский М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и

методики. М., 1998.

. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. «Социология», М., 1998.

. Плотниекс И. Психология в семье. М.,1991.

. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1993.

. Смелзер Н.Дж. Социология. // Социологические исследования. №10, 1992,

с.79.

. Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая

парадигмы. // Социологические исследования. №6, 1994, с.130.

. Сысенко В.А. Отцы и дети // Социологические исследования. 1986. №2. С.

100

. Франк С. Л. Религия любви // Русский Эпос, или Философия любви в России.

М., 1991.

. Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. Минск, 1990.

. Харчев А.Г. Брак и семья. М., 1997.

. Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы М., 1997.

. Чегот Д.М. Брак, семья, зако Харчев А.Г. Брак и семья. М., 1997.

 

 



[1] Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб, 1998,

с 177-187

[2] Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. –

М., 1998, с 16-78.

[3] Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996, с. 292.

[4] Харчев А.Г. Брак и семья. М., 1997. С.75.

[5] Харчев А.Г. Человек после развода. Вильнюс, 1985. С.3.

[6] Сусоколов А.А. Межнациональные браки. М., 1996. С. 10.

 

[7] Плотниекс И. Психология в семье. М.,1991.

 

[8] Королев Ю.А. Семья, государство и общество. – М., Юридическая

литература, 1971, с. 151.

[9] Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. Минск, 1990. С.

34

 

[10] Аргайл М. Психология счастья. М., 1990. С. 45

 


Информация о работе Эволюция института семьи