Шпаргалка по дисциплине "Управление образовательными системами"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Управление образовательными системами".

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика ответы экз.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

В школьной практике, однако, наиболее часто применяются  устный и письменный контроль; при  всей доступности этих методов контроля ограничиться только их использованием нельзя. Поэтому применяется группа социологических методов сбора информации.

Применение во внутришкольном контроле социологических  методов - анкетирования, опроса, интервьюирования, беседы, метода экспериментальных оценок и др. позволяет проверяющему быстро получить интересующую его информацию. Причем в предлагаемые методики может быть заложена информация, интересующая именно проверяющего, в расчете на заинтересованное, ответственное отношение опрашиваемых.

Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, для выявления причин перегрузки учащихся и учителей, определения объема домашних заданий, скорости чтения и др.

Изучение передового педагогического опыта, методов диагностирования дополняют внутришкольную информацию об особенностях работы определенных учителей, их педагогических системах, способах проявления педагогического творчества.

Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования, включения в его проведение представителей администрации, учителей, работников органов управления образованием.

 

  1. Обязанности администрации по организации контроля

 

  1. Мониторинг  качества образования.

Программа  “Мониторинг  качества образования в образовательном  учреждении” направлена на со-здание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам; предполагает системную организацию управления качеством образования и определяет важнейшие психолого-педагогические условия, обеспечивающие его успешность.

Под качеством  образования понимается такая совокупность его свойств, которая обуславливает  его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, выраженности социальных, психических и физических свойств.

Управление качеством  образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.

Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения ин-формации о состоянии образовательной  системы или отдельных ее элементов.

Мониторинг - специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диа-гностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организован-ных исследований и измерений.

Мониторинг качества образования позволяет осуществлять оценку динамики ключевых со-ставляющих качества образования, включая качество основных и управленческих процессов, качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации про-грамм основного и среднего (полного) общего образования.

При разработке модели мониторинга качества образования за основу взяты следующие оценоч-ные показатели:

• уровень обученности учащихся по базовым образовательным программам;

• уровень воспитанности учащихся;

• уровень  участия в конкурсах учащихся;

• поступление выпускников;

• состояние здоровья и психического развития учащихся;

• динамика правонарушений учащихся.

Наряду с показателями личной результативности учащихся (обученность, воспитанность, разви-тость, сохранение физического и психического здоровья) используются системные показатели органи-зации образовательного процесса, функционирования и развития образовательного учреждения:

• организация и развитие образовательного процесса;

• управление образовательным процессом, различные формы обучения в школе;

• уровень выполнения государственных программ;

• профессиональное образование педагогов (результаты аттестации и повышение квалификации педагогов);

• участие учителей в профессиональных конкурсах;

• уровень информатизации обучения и управления;

• показатели владения учителями инновационными технологиями;

• состояние и развитие материально-технической и учебно-материальной базы (показатели осна-щенности кабинетов, фонд библиотеки, учебно-методические комплекты по предметам обуче-ния).

 

  1. Аттестация, аккредитация и лицензирование учреждений в системе образования РФ.

Аттестация является основной формой государственно - общественного  контроля за качеством образования  в образовательных учреждениях.

Целью и содержанием  аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов/

Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего  документ об образовании, являются положительные  результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации.

Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого  выпуска обучавшихся, но не ранее  чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников.

Основными принципами аттестации образовательного учреждения являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.

Аттестация проводится по заявлению образовательного учреждения один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.

Для аттестации образовательного учреждения решением органа (службы), проводящего аттестацию, создается аттестационная комиссия.

В состав аттестационной комиссии, как правило, включаются представители  образовательных учреждений, научных  организаций, методических служб, профессиональных общественных организаций и объединений, кроме лиц, находящихся на оплачиваемой работе в аттестуемом образовательном учреждении.

Для проведения аттестации образовательное учреждение представляет следующие документы:

а) заявление  с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения;

б) копию устава образовательного учреждения;

в) копию лицензии на образовательную деятельность;

г) учебный план образовательного учреждения;

д) гарантийное  письмо об оплате затрат, связанных  с проведением аттестации;

е) данные о результатах  итоговых аттестаций выпускников в  течение 3 последних лет;

ж) материалы, отражающие специфику образовательной деятельности, представляются дополнительно по желанию  образовательного учреждения.

При аттестации образовательного учреждения устанавливаются:

1) исполнение  образовательным учреждением требований государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных образовательных программ - на основе экспертизы учебных планов, образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением, расписания учебных занятий, классных журналов;

2) соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов - на основе результатов итоговых аттестаций и (или) выполнения специализированных тестовых заданий, контрольных и других квалификационных работ, рекомендованных к применению государственным органом управления образованием соответствующего уровня.

Форма и процедура  проведения аттестации, аттестационные технологии, критерии аттестации определяются органом (службой), осуществляющим аттестацию.

По итогам работы аттестационная комиссия составляет заключение, которое подписывается всеми  ее членами и доводится до сведения коллектива образовательного учреждения. Член комиссии, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме.

В случае если образовательное  учреждение реализует образовательные  программы разных уровней, заключение аттестационной комиссии должно содержать  выводы об аттестации образовательного учреждения по образовательной программе  каждого уровня. Отрицательное заключение по одной из реализуемых образовательных программ является основанием для признания образовательного учреждения не аттестованным по этой образовательной программе.

Заключение аттестационной комиссии является основанием для издания  в 2-недельный срок с момента оформления заключения проводящим аттестацию органом (службой) приказа о признании образовательного учреждения аттестованным или не аттестованным по соответствующим образовательным программам.

Приказ и копия  заключения аттестационной комиссии в 2-недельный срок со дня издания приказа выдаются (высылаются) образовательному учреждению и его учредителю (учредителям).

На каждое образовательное  учреждение, проходящее аттестацию, формируется  аттестационное дело, состоящее из: документов, представляемых образовательным учреждением на аттестацию; приказа органа (службы), проводящего аттестацию, о создании аттестационной комиссии; заключения аттестационной комиссии; приказа органа (службы), проводящего аттестацию, о признании образовательного учреждения аттестованным или неаттестованным и других документов, связанных с проведением аттестации.

Аттестационное  дело хранится в органе (службе), проводившем  аттестацию, до следующего срока прохождения  аттестации образовательным учреждением.

Положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации.

Государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура признания государством в лице его государственных органов  управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).

Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (кроме учреждений, не выдающих документов об образовании), на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Общеобразовательное учреждение с момента государственной  аккредитации приобретает также  право на включение в схему  централизованного государственного финансирования в соответствии с установленным видом, а дошкольное образовательное учреждение и учреждение дополнительного образования детей - право на финансирование в соответствии с установленными видом и категорией.

Для получения  государственной аккредитации образовательное учреждение представляет в государственный орган управления образованием следующие документы:

заявление;

копию заключения аттестационной комиссии;

копию приказа  о признании образовательного учреждения аттестованным;

копию лицензии на право ведения образовательной деятельности;

сведения об образовательном учреждении по форме, установленной государственным (ведомственным  государственным) органом управления образованием в соответствии с показателями государственной аккредитации.

Для проведения государственной аккредитации образовательного учреждения государственный (ведомственный государственный) орган управления образованием создает постоянно действующую аккредитационную комиссию (коллегию), в состав которой включаются представители органа управления образованием субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) местных (муниципальных) органов управления образованием, профессиональных общественных организаций и объединений, а также, при необходимости, представители органа (службы), проводившего аттестацию данного образовательного учреждения.

Предметом и  содержанием деятельности аккредитационной комиссии (коллегии) является установление типа, вида и категории образовательного учреждения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним.

При установлении государственного статуса образовательного учреждения аккредитационная комиссия (коллегия) рассматривает следующие  показатели:

а) уровень реализуемых  образовательных программ - на основании  заключения аттестационной комиссии;

б) направленность реализуемых образовательных программ - на основании анализа структуры  учебного плана и содержательной части программ учебных дисциплин;

в) структуру  классов (гимназические, с углубленным  изучением ряда предметов и т.п.);

г) качество подготовки выпускников - на основе заключения аттестационной комиссии;

д) кадровое обеспечение: укомплектованность штатов, уровень  квалификации педагогических, инженерно - педагогических, руководящих работников - при определении вида образовательного учреждения в части превышения минимальных требований (контрольных лицензионных нормативов), предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Управление образовательными системами"