Шпаргалка по дисциплине "Управление образовательными системами"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Управление образовательными системами".

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика ответы экз.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Педагогический совет школы, содержание и организация его работы.

Деятельность  Педагогического совета определяется "Положением о Педагогическом совете общеобразовательной школы". Педагогический совет создается во всех общеобразовательных школах, где имеется более трех учителей, и является постоянно действующим органом для рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной работы. В состав Педагогического совета входят директор школы (председатель), его заместители, учителя, воспитатели, библиотекарь, врач, председатель родительского комитета и Совета школы.

Нужно различать  две стороны в деятельности педсоветов: а) производственно-деловую: утверждение годового плана работы школы, рассмотрение итогов работы школы по четвертям, утверждение плана подготовки и проведения экзаменов, выпуск и перевод учащихся в следующие классы, итоги учебного года и план летней работы с учащимися и б) научно-педагогическую: обсуждение указаний руководящих органов и результатов научных исследований и передового опыта в целях их внедрения, анализ иедагогического процесса в школе.

Развитие научно-методической деятельности педсовета свидетельствует о высоком уровне профессиональной квалификации педагогического коллектива. В такой школе производственные вопросы решаются оперативно, на рабочих совещаниях, а если и выносятся на педсовет, то время на их рассмотрение ограничивается с учетом предварительных согласований.

Можно выделить четыре этапа в подготовке и проведении педсоветов:

— планирование педсоветов на год;

— предварительная  подготовка конкретного педсовета;

— непосредственное проведение педсовета;

— работа по выполнению решений педсоветов. Перспективное планирование педсоветов. Как правило,

в течение учебного года проводится пять педсоветов: один раз в четверть и в конце  учебного года. Пятый педсовет проводится в три заседания — допуск к  экзаменам, по итогам экзаменов, по итогам выпускных экзаменов.

Первый педсовет проходит до начала учебного года, в  конце августа, и посвящен, как  правило, утверждению годового Плана  работы школы, обсуждению доклада директора  школы по анализу работы за прошлый  год и фундаментальному обсуждению задач, на новый учебный год. Чтобы избежать чрезмерного дробления вопросов, необходимо подвергнуть обсуждению наиболее важные, принципиальные положения, определяемые директивными указаниями и особенностями данной школы, по трем направлениям: организация труда, учебная и воспитательная работа.

Последующие педсоветы  разрабатывают основные проблемы обучения и воспитания с главной задачей  искоренения недостатков по обсуждаемому вопросу и внедрения в практику научно обоснованных рекомендаций.

 

  1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности.

Одним из важнейших  направлений деятельности школы  как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности. В этой работе есть своя специфика, проявляющаяся  в содержании, методах и формах деятельности. Специфика этой деятельности обусловлена следующими факторами: знанием объективных закономерностей педагогического процесса; четким представлением социальных функций школы в современных условиях; пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи; практической подготовленностью учителя к работе с родителями, общественностью по воспитанию подрастающего поколения.

Школа является важнейшим социальным институтом, прямо  и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Подготовка к жизни молодого поколения приобретает новые качественные признаки, придает особую актуальность таким проблемам, как развитие индивидуальности, профориентация и профотбор; образование и самообразование; ценностные ориентации и идеалы; выявление и развитие способностей и др. Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению.

В работах известного педагога В.А.Сухомлинского широко используется понятие "школьно-семейное воспитание". По его мнению, воспитание не может рассматриваться или  как школьное, или как семейное, так как личность ребенка едина и процесс ее формирования носит целостный характер, и в этом целостном процессе воспитания школе принадлежит ведущая роль.

Школа расширяет  и развивает воспитательные возможности  семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия. Система работы руководителя школы, классного руководителя складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов, она должна отвечать ряду требований, обеспечивающих успех в работе.

Первое требование — целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива. Нет работы с родителями вообще, а есть конкретные насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный подход к родителям, к семье.

Второе требование — повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры учителей. Пути могут быть самыми разнообразными: работа секции классных руководителей; работа постоянного педагогического семинара "Семейная педагогика" или "Совершенствование семейного воспитания" и др.; учет особенностей микрорайона, села, выявление неформальных подростковых групп по месту жительства, учет неблагополучных семей и педагогически запущенных детей; обобщение положительного опыта семейного воспитания и передового педагогического опыта; педагогический анализ работы, проводимой с родителями, определение ее эффективности.

Третье требование — выработка единых требований педколлек-тива к работе классного руководителя и учителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, тактичными, правомерными. Надуманность, искажение  требований приводят к конфликтам с родителями.

Четвертое требование — формирование действенной общественной родительской организации.

 

  1. Формы и методы работы школы с семьей и общественностью.

Взаимодействие  семьи и средних образовательных  учреждений в правовом воспитании обеспечивается различными методами, которые можно подразделить на две группы. В первую входят формы и методы опосредованного воздействия на личность учащихся через повышение педагогической культуры родителей. Во — вторую — методы непосредственного воздействия.

К первой группе прежде всего следует отнести родительские собрания. На общих собраниях родителей информируют о значении мероприятий по правовому воспитанию, о путях правового воспитание детей. Информация содержит и краткий анализ поведения школьников. Классные родительские собрания используются для концентрации внимания родителей на возрастных особенностях правового воспитания детей, для ознакомления родителей с проводимой в классе в этом направлении работой, с некоторыми законодательными актами.

Другими формами  повышения педагогической культуры родителей являются лекции по вопросам правового воспитания, беседы, рекомендации по педагогическому самообразованию, конкретные поручения по нравственно — правовому воспитанию детей, обсуждение с родителями литературы на нравственно — правовые темы.

Обмену опытом в правовом воспитании способствуют тематические конференции, об этом пестрит  вся реклама на сайтах, которые  проводятся один раз в год отдельно для родителей каждой из возрастных групп учащихся. Тематика конференции  определяется ситуацией, складывающиеся в образовательном учреждении. Открывает конференцию директор. Затем с сообщениями выступают преподаватели и родители, которые делятся опытом правовоспитательной работы, выносят на общее обсуждение проблемные ситуации, спорные моменты. Количество сообщений не должно превышать 4- 6, после чего проводится обсуждение.

В дополнение к  этим формам взаимодействия средних  образовательных учреждений и семьи  в правовом воспитании используются консультации, педагогические практикумы, диспуты, демонстрация кинофильмов. Полезны личные встречи родителей и преподавателей. В беседе с глазу на глаз можно поговорить о самом больном, сокровенном, поделиться тем, о чем неудобно сказать прилюдно. В такой беседе легче найти тот единственный метод, который окажет желательное воспитательное воздействие на подростка.

Весьма эффективны в работе с родителями " трудных  детей" микропедсовет. Имеется в  виду посещение семьи несколькими  преподавателями во главе с представителем администрации образовательного учреждения внерабочее время. В домашней обстановке они беседуют с родителями и другими членами семьи о поведении ребенка дома, в школе, на улице, о роли семьи в его воспитании, о возможностях повышения нравственно-правового влияния семьи на ребенка. Такие микропедсоветы помогают образовательному учреждению не только установить контакт с семьей, но и конкретизировать работу образовательных учреждений в этом направлении, придать ей целенаправленность.

Эффективными  формами непосредственного воспитательного  воздействия средних образовательных учреждений и семьи на детей являются родительские комитеты, их комиссии, специально созданные воспитательно-правовые комиссии, руководство правоохранительной и природоохранительной деятельностью учащихся, выполнение родителями общественных поручений.

Родительские  комитеты — это основная форма  совместного решения школой, колледжем, лицеем и родителями учебно-воспитательных задач. Непосредственно или совместно  с администрацией образовательного учреждения родительский комитет обеспечивает взаимодействие школы, колледжа, лицея и семьи по правовому воспитанию учащихся, координирует деятельность комиссии по правовому воспитанию с деятельностью других комиссий. Члены комиссии по правовому воспитанию проводят беседы с отстающими учащимися, организуют специальные экскурсии, просмотры кинофильмов, лекции, диспуты, вечера, утренники, сборы, встречи, викторины, проводят профилактическую работу с педагогически запущенными детьми. К сожалению накопленный годами опыт совместной деятельности образовательных учреждений и семьи в последнее время стал забываться, хотя его следует не только сохранять, но развивать.

Широкие возможности  для воспитания учащихся открывает  взаимодействие образовательных учреждений с общественностью, с комиссиями и инспекциями по делам несовершеннолетних, правоохранительными органами, махаллинскими комитетами, общественными пунктами охраны порядка и народными дружинами. В правовом воспитании «трудных» подростков и их родителей большую помощь могут оказать трудовые коллективы и педагогические вузы. Включение в правовоспитательную деятельность школ, колледжей, лицеев преподавателей и студентов вузов с одной стороны усиливает их воспитательное воздействие, а с другой — связывает науку с практикой, расширяет кругозор студентов, помогает приобрести необходимые для будущей работы навыки. Формы взаимодействия педагогических вузов и средних образовательных учреждений могут быть самыми разнообразными, в частности, теоретическая, методическая и организационная помощь вуза преподавателям школы, индивидуальное и групповое шефство преподавателей вузов и студентов над учащимися, руководство работой кружков и клубов, пропаганда правовых знаний.

 

  1. Методическая работа в школе.

Методическая  работа в школе – составная  часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Методическая  работа – это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению  своей научно-теоретической и  методической подготовки, а также  профессионального мастерства.

Методическая  работа выступает необходимой организационной  основой для формирования инновационной  направленности инновационной среды.

Методическая  работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.

Управление методической работой в школе может протекать  эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.

Задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:

1.формирование  инновационной направленности в  деятельности педагогического коллектива  школы.

2.повышение уровня  теоретической (предметной) и психолого-педагогической  подготовки учителей.

3.организация  работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах.

4.организация  работы по изучению новых нормативных  документов, инструктивно-методических  материалов.

5.обогащение  новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.

6.оказание научно-методической  помощи учителям на диагностической  индивидуализированной и дифференцированной  основе.

7.оказание консультативной  помощи учителям в организации  педагогического самообразования.

8.повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Организация методической работы

 

Формы организации  методической работы.

Методическая  работа – целостная, взаимосвязанная  система мер, направленных на повышение  квалификации учителей, необходимых для данных конкретных условий той или иной деятельности.

Разнообразие  форм методической работы определяется сложностью и многообразием стоящих  перед ней целей, разнообразных  конкретных условий, в которых находится  школа.

Коллективная  форма методической работы.

1.Семинары и  практикумы: (один раз в полугодие,  связь с ИУУ):

- взаимосвязь  теории и практики (практические  упражнения с учителями);

- обеспечить  обстановку творчества неформального  общения;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Управление образовательными системами"