Школа французского структурализма: Фуко, Деррида, Леви-Стросс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:04, реферат

Краткое описание

В данном разделе моей работы будут изложены различные определения понятия «структурализм» и рассмотрены основные сферы, где используется рассматриваемое понятие. Итак, из различных источников обнаруживались различные сведения, но большей частью, как можно было сделать вывод, структурализм использовался в лингвистике. И, однако же, это отнюдь не единственная наука, где он, структурализм, применяется. Вот некоторые из определений, которые я, ознакомившись с материалами, сочла подходящими:

Содержание

Структурализм как направление.
История развития.
Фуко.
Деррида.
Леви-Стросс

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Реферат 
 

По социологии 
 

На тему 
 
 

Школа французского структурализма:

Фуко, Деррида, Леви-Стросс 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Составила:

студентка II курса факультета Социальных наук и психологии БГУ

Алиева  Судаба

План:

  1. Структурализм как направление.
  2. История развития.
  3. Фуко.
  4. Деррида.
  5. Леви-Стросс
 

Структурализм как направление.

      В данном разделе моей работы будут  изложены различные определения  понятия «структурализм» и рассмотрены  основные сферы, где используется рассматриваемое  понятие. Итак, из различных источников обнаруживались различные сведения, но большей частью, как можно было сделать вывод, структурализм использовался в лингвистике. И, однако же, это отнюдь не единственная наука, где он, структурализм, применяется. Вот некоторые из определений, которые я, ознакомившись с материалами, сочла подходящими:

      «Структурализм — общее название для ряда направлений в гуманитарном познании 20 в, связанных с выявлением структуры, т. е. совокупности таких многоуровневых отношений между элементами целого, которые способны сохранять устойчивость при разнообразных изменениях и преобразованиях.» 1

      «Структурализмэто  интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений.  Структуралист рассматривает одежду, литературу, этикет, миф, жесты как многочисленные «языки», на которых общаются представители той или иной культуры; он пытается выделить скрытую систему противопоставлений, которые в каждом случае определяют структуру конкретных действий или объектов.»2

      «Структурализм – обозначение в целом неоднородной сферы гуманитарных исследований, избирающих своим предметом совокупность инвариантных отношений (структур) в динамике различных систем.»3

      «Структурализм в социологии – это применение структурного анализа  к социальным явлениям, главным образом к явлениям культуры.»4

      Как можно увидеть в вышеприведенных  трактовках и в самой этимологии слова «структурализм», основным принципом  здесь является разделение рассматриваемых  явлений, объектов на структуры. И этот метод применим в таких сферах научной деятельности, как лингвистика, культурная антропология, литературная критика, психология, социология, философия, этнология и т.д. Однако структурализм – несовершенный метод, ибо его ориентация антиисторическая: в нем синхроническое приоритетнее диахронического. Примечательным является то, что наиболее впечатляющая критика по этому поводу прозвучала не со стороны защитников историзма, а от «постструктуралистов» (к примеру, от Дерриды), которые обнаружили в системах, на которые их ориентировал структурализм, парадоксальные и противоречивые явления, делающие невозможным завершение последовательных структуралистических систематизаций.

      Самыми главными для структурализма являются утверждения о том, что:

  1. социальные и культурные явления не имеют субстанциальной природы, а определяются своей внутренней структурой (отношениями между их частями) и своими отношениями с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах
  2. эти системы суть системы знаков, так что социальные и культурные явления – это не просто объекты и явления, но объекты и явления, наделенные значением.

Подобно тому, как фонолог интересуется выявлением звуковых различий, коррелирующих с различиями в значениях, структуралист, изучающий одежду, выделяет те признаки, которые значимы в той или иной культуре. Многие из физических признаков, важные для того, кто носит предмет одежды, могут не иметь никакого социального значения: длина юбок в какой-нибудь культуре может быть значимой, тогда как материал, из которого они сделаны, – нет, или же значимым может быть противопоставление светлых и темных тонов, тогда как различие между двумя темными тонами может не нести никакого значения. Определяя признаки, превращающие предметы одежды в знаки, структуралист будет пытаться выявить систему неявных договоренностей (конвенций), влияющих на поведение людей, принадлежащих данной культуре. В идеале структурный анализ должен вести к созданию «грамматики» рассматриваемого явления – системы правил, задающих возможные комбинации и конфигурации и демонстрирующих отношение ненаблюдаемого к наблюдаемому.

      Структурализм объясняет, каким образом социальные институты, системы договоренностей, которые только путем структурного анализа и могут быть выявлены, делают возможным человеческий опыт. Скрытые системы правил позволяют вступать в брак, забивать гол, писать поэму, быть невежливым. Структурализм с его попытками описать эти системы норм может быть противопоставлен не только атомизму (пытающемуся описывать изолированные явления), но и историческим и каузальным (причинным) объяснениям, причем именно им в наибольшей степени. Структурные объяснения не отслеживают предшествующие состояния и не выстраивают их в причинную цепочку, а объясняют, почему конкретный объект или действие обладают значением, соотнося их с системой скрытых норм и категорий. Описанием галстуков будет не попытка доискаться до их происхождения, предположительно несущественного с точки зрения их современного значения, а определение их места в структуре некоторой системы. Это замещение диахронической перспективы синхронической характерно для структурализма и имеет три важных коррелята.

  1. То, что могло бы в конкретный момент вызвать некоторое явление, менее интересно структурализму по сравнению с теми условиями, которые делают это явление уместным и значимым.
  2. Структурные объяснения опираются на понятие бессознательного. Рассмотрим пример языка: я знаю некоторый язык в том смысле, что могу производить и понимать новые высказывания, но я не знаю, что я знаю; сложная грамматическая система, которой я пользуюсь, по большей части недоступна для меня и все еще не описана полностью лингвистами. Их задача – описать бессознательную систему, функционирование которой определяет мое языковое поведение.
  3. Коль скоро структурализм объясняет значение, ссылаясь на системы, не осознаваемые субъектом, он тяготеет к тому, чтобы трактовать сознательные решения как скорее следствия, нежели причины. Человеческое «я», субъект – это не нечто данное, а продукт социальной и культурной систем.5
 
 

История развития.

      Возникновение структурализма во многих источниках приписывают к 20-м годам XX столетия, а в частности, к работе «Курс общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра. В его работе содержатся две интенции, фундаментальные для последующего развития структуралистического метода. «Во-первых, рассматривая язык как упорядоченную от простейших до сложных уровней систему знаков, Соссюр полагает источник его способности обозначать и выражать нечто – только во взаимосвязи каждого элемента с другими, включенности элементов в определенную систему отношений. Тем самым была намечена резкая антитеза как позитивистскому атомизму, пытающемуся выделить "конкретные языковые сущности", элементарные единицы значения, из которых складывается язык, так и эволюционной лингвистике, игнорирующей синхронический аспект изучения языка в пользу диахронического. Во-вторых, в "Курсе..." было выдвинуто стратегически важное положение об отсутствии субстанции языка: даже на уровне простых звуков мы сталкиваемся не с частицей "материи" языка, а с парами взаимоотрицающих элементов, деструктивными фонемами, чистым, без носителя, различием.»6

      Дальнейшее  развитие структурализма включало ряд этапов:

  1. становление метода — прежде всего в структурной лингвистике
  2. более широкое распространение метода
  3. размывание метода в результате включения его во вненаучные контексты
  4. критика и самокритика, переход к постструктурализму.

      Лишь  периоды «становления» и «распространения» имеют четкую хронологическую определенность, другие этапы нередко накладываются друг на друга (как это произошло во Франции). Во всех источниках, где я находила информацию, указывалось, что наибольшее распространение структурализм получил во Франции 60-х годов ХХ века.

      Методы  структурного анализа складываются в 1920 - 40-х гг. в психологии (гештальтпсихология), в литературоведении (русская формальная школа), в языкознании (три главные структуралистские школы в лингвистике — Пражский лингвистический кружок, Копенгагенская глоссематика и Йельский дескриптивизм). Структурная лингвистика требует отказа от интроспекционизма, с одной стороны, и от позитивистского суммирования фактов — с другой. Ее программа связана с переходом от стадии эмпирического сбора фактов к стадии построения теорий, от диахронии (нанизывание фактов в цепочки) к синхронии (увязывание их в нечто целое), от отдельного и разрозненного к «инвариантному» (относитель но устойчивому).

      Таким образом, структурализм возник сначала как научная методология, отработанная в лингвистике (Р. Якобсон и Н. Трубецкой), а затем распространился на другие области исследования культуры: у Ю.М. Лотмана и в Тартуской семиотической школе, этнографию у К Леви-Стросса (обращение Леви - Стросса в структурализм произошло под влиянием Якобсона во время их совместной работы в Нью-Йорке в 1943). Одновременно с этим Ж. Лакан (психоанализ), Р. Барт (литературоведение, массовая культура), М. Фуко (история науки) во Франции распространяют некоторые приемы лингво-семиотического анализа на другие области культуры. Перенос лингво-семиотических понятий и терминов в другие сферы гуманитарного знания не был случайностью: лингвистика в тот период была наиболее развитой областью гуманитарного знания, язык рассматривался как наиболее надежный способ фиксации человеческой мысли и опыта в любой сфере. К  тому же общая тенденция всей мысли 20 в. устремлялась в сторону анализа и критики языка, а не анализа и критики сознания.

      Как мы видим, тенденции структурализма были междисциплинарными и международными, но осуществлялись они каждый раз в различных обстоятельствах. Во Франции сложились обстоятельства, породившие благоприятный идейный климат для широкого распространения структуралистских идей. Это был протест против засилья традиционного философского субъективизма в его рационалистической (Декарт) и иррационалистической (Сартр) версиях. Экзистенциалистский импульс после 2-й мировой войны был исчерпан, пафос личного выбора в пограничной ситуации стал неактуален, тенденции научной философии и философии науки (логический позитивизм) были представлены крайне слабо, и потому средством для обозначения иной, более объективной человеческой и философской позиции стал структурализм.

      Проблемная общность многообразных направлений работы в различных областях достигла наибольшей ясности к сер. 1960-х гг и пошла на убыль на рубеже 1960 и 1970-х гг. Структуралистская методология и методика во Франции оказалась как бы средством переброски через пропасть в ситуации идейного вакуума после самоисчерпания экзистенциализма. Когда эта работа была завершена, изменился идейный климат, наступила другая эпоха. С призывом к научности было покончено и поиски структур сменились, напротив, поисками всего того, что так или иначе вырывалось за рамки структур. В этом смысле наступление постструктурализма не означало исчерпания структурализма как научной методики, которая сохранила свое внутринаучное значение, но перестала быть предметом общественного интереса. Симптомом важных общественных перемен стали майские события 1968 г. Тезис о том, что «структуры не выходят на улицы», должен был показать, что эпоха общественного интереса к безличному и объективному кончилась. На первый план у интеллектуалов выходит все то, что так или иначе составляет «изнанку» структуры. На баррикадах студенческих волнений «тело» и «власть» значили больше, чем «язык» и «объективность». Короткий период 1-й половины 1970-х гг. предполагал попытки групповой борьбы с глобальной властью (таковы были задачи группы информации о тюрьмах, в которой в течение нескольких лет работал Фуко). Однако общественное потрясение схлынуло и на освободившемся месте расцвели совсем другие эмоции и побуждения Это был возврат от научного интереса к этике (но уже не экзистенциалистской), иногда микрогрупповой, но чаще — этике индивидуального ускользания от власти путем постоянных переназываний, этике вседозволенности (расцвет гедонизма, многообразие обоснований желания и наслаждения). Для всех структуралистов, за исключением Леви-Строса, характерны заметные концептуальные сдвиги, так или иначе связанные с общественными переменами на рубеже 1960— 70-х гг. Барт, Лакан, Фуко воспринимались сначала как сторонники структурализма, потом как сторонники постструктурализма. Общую периодизацию условно можно представить так:

  • 1950—60-е гг. — структурализм (иногда — предструктурализм),
  • 1970-е гг —сосуществование структурализма и пост структурализма
  • 1970—80-е гг. — постструктурализм.

      Итак, структурализм — не философия, а научная методология вместе с общим комплексом мировоззренческих представлений. Структурализм и постструктурализм никогда не были систематизированными доктринами. Однако для структурализма были характерны ясность и общность методологической программы, очевидная даже в процессе ее размывания, постструктурализм существовал скорее как общее пространство полемики, нежели как общность программ, и зависел от структурализма как объекта критики или отрицания. Французский структурализм занимал место отсутствующего во Франции логического позитивизма, хотя по реальной практике воплощения имел с ним мало общего В структурализме есть проблемные переклички с неорационализмомСтруктурализм содействовал видоизменению феноменологии в ее французской версии (прививка языковой проблематики на ствол феноменологии, стимул к поиску взаимодействия объясняющих стратегий с понимающими); он давал поводы (особенно вокруг работ Фуко) для достаточно плодотворной полемики с Франкфуртской школой.7 

Информация о работе Школа французского структурализма: Фуко, Деррида, Леви-Стросс