Школа британского структурализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 01:03, лекция

Краткое описание

Новый подход в развитии теории и практики социальной работы мы наблюдаем в направлении подготовки социальных работников в Пенсильванской школе социальных работников в 30-х годах, которое получило название «функциональная школа социальной работы». Это направление связано с интересом к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а скорее как к услуге, оказываемой в рамках социальной службы.

Вложенные файлы: 1 файл

Функциональная школа.docx

— 16.69 Кб (Скачать файл)

Тема 3. Вопрос 2.

Функциональная школа

Новый подход в развитии теории и практики социальной работы мы наблюдаем в направлении подготовки социальных работников в Пенсильванской школе социальных работников в 30-х годах, которое получило название «функциональная школа социальной работы». Это направление связано с интересом к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а скорее как к услуге, оказываемой в рамках социальной службы. Основное влияние на развитие теоретических установок представителей функциональной школы оказали идеи австрийского психоаналитика Отто Ранка, а в последующем и Карла Р. Роджерса.

Функциональная школа  взяла за основу представления О. Ранка о желании перемен у  клиента, его способности к восприятию помощи, а также о начальных  процессах и разделений в ходе лечения. В отличие от диагностической  школы представители данной школы  основное внимание уделяли не ранним детским впечатлениям клиента и  постановке точного диагноза, а началу процесса изменений. В рамках этой школы  была предложена оригинальная методика по организации аппарата помощи —  предоставление и прием помощи.

Наиболее важным во взаимодействии социального работника и клиента  является процесс как форма и  средство изменения ситуации. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы  помощь была осознана и принята клиентом. В этом случае устанавливаются другие взаимоотношения между субъектами, они становятся партнерами и несут  равную ответственность за изменение  ситуации. Главное направление данной теории виделось в создании и развитии техник и методов помощи клиенту. Акцент при этом делается на таких  понятиях, как структура и процесс, а также на построении правильного  взаимоотношения социального работника  и клиента. Из теории Джона Дьюи было заимствовано понятие «самоопределение» — право клиента решать за себя. Таким образом, происходит переход к современному пониманию сущности социальной работы и отказ от авторитарных и формальных отношений между социальным работником и клиентом, представительницей которых являлась М. Ричмонд.

Гуманистические подходы  Маслоу и Хорни определили дальнейшее развитие функциональной школы социальной работы. Данная школа берет на вооружение теоретические конструкты о личности как системе, которая постоянно стремится к своему саморазвитию, позитивному росту.


ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА - одно из направлений в совр. бурж. этнографии; сформировалась в 1920-х гг. 20 в., получив свое название от основополагающего для Ф. ш. понятия "функции", под к-рой понимается совокупность социально значимых действий, выполняемых каждой структурно определенной частью об-ва для удовлетворения потребностей, присущих членам этого об-ва.

Основателем Ф. ш. считается  Б. Малиновский, впервые обозначивший термином "функционализм" . Предложенный им метод исследования общества как структуры, представляющей собой сложную органическую совокупность взаимосвязанных социальных институтов (норм, обычаев, верований и т. д.), причем каждый из них выполняет свою особую, жизненно необходимую для этого общества функцию. По мнению Малиновского, устранение любого, даже самого нелепого и вредного на взгляд представителей других обществ обряда, обычая, установления может привести к нарушению функционального равновесия внутри данной системы общественных институтов и вслед за тем к "дезинтеграции" и гибели самого общества. Малиновский в своих трудах уделял главное внимание "функции". В отличие от Малиновского, другой видный теоретик Ф. ш. А. Р. Радклифф-Браун интересовался в большей мере "структурой", т. е. органическим строением самого общества, как определенно организованной структурной целостности, соотношением и спецификой взаимодействия составляющих ее частей. Нек-рые теоретич. положения Ф. ш. были несомненным шагом вперед в развитии бурж. этнографии, преодолением взглядов господствовавшей в нач. 20 в. культурно-ист. школы, к-рая рассматривала культуру как механич. сумму независимых друг от друга черт и элементов. В то же время очевидны реакц. стороны теоретич. построений Ф. ш.: 1) тенденция к сведению социальных закономерностей, явлений и процессов к биологическим; 2) отрицание социального и культурного прогресса в истории человечества; 3) пренебрежение к истории (особенно у Малиновского), стремление теоретически обосновать невозможность познания прошлого бесписьменных народов, рекомендации ограничиваться изучением современной исследователю ситуации; 4) требование искусств. сохранения архаич. обычаев народов колоний под предлогом того, что это в интересах самих изучаемых народов.

 


Информация о работе Школа британского структурализма