Что изучает политическая социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 01:04, реферат

Краткое описание

Политическая социология - это отрасль социологии, представляющая собой соединительное звено между социологией и наукой о политике - политологией. Она считается, с одной стороны, специальной дисциплиной социологии, обязанной данной науке теоретико-систематизирующим и историко-эмпирическим аспектами, а с другой, - она открывает широкий доступ к комплексным исследованиям политики и к теории политологии

Содержание

Введение
1 Объект и предмет политической социологии
2 Политические системы и ее функции в обществе
3Основные проблемы современной политической деятельности в зеркале социологии
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

sotsiologiaновый.docx

— 38.30 Кб (Скачать файл)

          Сказываются, конечно, и недостаток политической культуры, и политическая неопытность масс, позволяющих втянуть себя в межнациональные и другие конфликты, не умеющих своевременно разобраться в истинных целях тех или иных политических лидеров.

         Политическая социология дает обобщенное знание того, как то или иное социальное изменение в социальной структуре, мобильности, статусе групп и т. п. сказывается на функционировании политической системы в целом или ее какого-то элемента. Она позволяет выявить социальные факторы, как способствующие политическому согласию, политической стабильности, так и вызывающие различного рода дисфункции, срывы, напряженность, политический экстремизм в тех или иных формах, политические риски.

        Таким образом, предмет политической социологии - социальный субстрат политики; взаимодействие людей как членов гражданского общества по поводу политической власти; исследование политических процессов с точки зрения их восприятия и отражения в сознании и поведении людей.

        Объектом политической социологии являются естественные процессы борьбы и установления согласия между различными социально-политическими субъектами.

Политическая социология использует теоретические подходы и методы, выработанные в рамках общей социологии, в том числе включенное наблюдение, массовые опросы, фокус-группы, экспертные опросы и углубленные интервью, контент-анализ, а для обработки данных - методы прикладной статистики.

В центре внимания современной политической социологии находятся такие проблемы, как функциональность и дисфункциональность политических институтов для отдельных групп общества, роль общественного мнения в политике и методы воздействия на него, факторы электорального поведения различных социальных групп, роль политических ценностей и политических ориентаций в размежевании политических сил, гендерные аспекты политического поведения, социально-психологические факторы политического лидерства, политическое поведение бюрократии как особой социальной группы и ее роль в принятии политических решений и др.

 

2 Политические системы и ее функции в обществе

         Совокупность политических взаимодействий в обществе не представляет собой хаотического нагромождения различных поведенческих актов, союзов и борьбы между отдельными индивидами и группами, а складываются в определенную систему, погруженную в социальную среду и реагирующую на ее взаимодействия. Это и есть политическая система - базисная категория политической социологии. Этим термином охватывается система органов государственной власти, политических партий, общественных организаций, которые формируются в процессе борьбы за политическую власть, оказывают ей поддержку или находятся в оппозиции к ней, а также ценностей, норм и правил, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп. Нормативная сторона политической системы представляет собой своеобразные "правила политической игры", которые регулируют взаимоотношения между различными ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной, отношения между политическими партиями и государственными органами, деятельность общественных движений, партий, их статус, права и обязанности. К области действий, входящих в ее структуру, следует отнести и систему голосования, участие граждан в выборах центральных и местных органов власти.

          В процессе общественного развития складывается многообразие политических систем. Американские социологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл подразделяют политические системы на примитивные, традиционные и современные. Современные политические системы обладают дифференцированными правительственно-политическими структурами (законодательными, исполнительными, судебными органами), а также дифференцированной политической инфраструктурой: политическими партиями, заинтересованными группами и средствами массовой коммуникации. Такие системы, в свою очередь, подразделяются на два основных типа. Первый из них составляют демократические политические системы, в которых вместо "культуры подчинения" превалирующей становится "культура участия", а "подданные" превращаются в "участников". Второй тип - это авторитарные системы, основанные на смешанной политической культуре "подчинения - участия". Они предстают в четырех разновидностях: а) радикально-тоталитарные (СССР); б) консервативно-тоталитарные (нацистская Германия); в) консервативно-авторитарные (Испания во времена диктатуры Франко); г) авторитарно-модернизирующиеся (Бразилия).

         Политическая социология уделяет серьезное внимание анализу функций, выполняемых политическими системами. Наиболее существенные из них сводятся к следующему:

1. Функция артикуляции, т.е. расчленения интересов, посредством которой индивиды и группы формируют свои требования к политикам, принимающим решения.

2. Функция выработки правил политической деятельности, применения этих правил и контроля за их выполнением.

3. Разделение и распределение законодательных, исполнительных и судебных обязанностей в политической деятельности.

4. Функция политической коммуникации, которая обеспечивает распространение, передачу политической информации между правителями и управляемыми, а также между различными составными элементами политической системы.

5. Политическое рекрутирование - процесс, с помощью которого готовится и отбирается персонал, который должен взять на себя главные роли в политике.

6. Политическая социализация - функция, посредством которой политические идеи, ценности, нормы (политическая культура) внедряются в сознание и передаются индивидам, которые усваивают эти ценности и ориентиры в отношении политической системы.

7. Функция адаптации, т.е. приспособления политической системы к изменяющимся условиям социальной среды (например изменение соотношения политических сил).

8. Функция сохранения системы - совокупность действий, направленных на сохранение целостности и устойчивости политической системы по отношению к любым, в том числе и неблагоприятным, воздействиям на нее.

Рассмотрение этих функций в  их взаимодействии, изображенных на схеме 1, дает возможность сформулировать более краткое определение политической системы, выражающее в ней самое  главное, ее сущность. Политическая система  есть реальный сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Критерием же различения политических систем по их типам является политический режим. Политический режим - это характер и способы организации власти, средства и методы формирования политических процессов и отношений, социальные механизмы взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан).

 

         3 Основные проблемы современной политической деятельности в зеркале социологии

Серьезное внимание политическая социология уделяет исследованию политической деятельности. Политическая деятельность - это существующая в обществе, в каждом типе и форме государства борьба за власть между индивидами и социальными группами в защиту их собственных интересов и за участие в общем ориентировании и регулировании жизнедеятельности людей в политической сфере. Изменения в политической жизни общества в XX веке обусловили возникновение новых типов политической деятельности. Основными среди них являются:

1. Действия политических элит, т.е.  носителей наиболее ярко .выраженных политико-управленческих качеств и функций, в целях совершенствования государственного управления.

2. Политические движения реформистского, революционного или контрреволюционного  характера, выступающие за трансформацию  и реформирование политической  системы, ее совершенствование  либо за ее ниспровержение  и создание новой, качественно  отличающейся от прежней.

3. Региональные и этнонациональные движения, борющиеся за свободное и эффективное развитие сообществ, основанных на этническом и/или культурном своеобразии соответствующих территорий и представительстве интересов населяющих их социальных групп в принятии и, осуществлении политических решений.

4. Межнациональные движения, которые  стремятся объединить различные  регионы и народы по принципу  единства или близости исторических  традиций, культурного подобия, экономических  и политических интересов.

Известный французский социолог А. Турэн выдвинул концепцию, согласно которой общество в результате своей активной социально-политической деятельности приходит к самосознанию, а вследствие этого и к самосозидания. В этом процессе самосозидания политические движения являются силами, которые оспаривают сложившуюся систему политического развития и стремятся направить его в другое русло. Долговременный успех политических движений зависит от некоторых общих условий. Наиболее важными из них являются два следующих. Во-первых, необходимо, чтобы такие движения обладали четко сформулированной доктриной, которая была бы способна пробудить энтузиазм и подтолкнуть широкие массы населения к политической активности. Такая доктрина должна представляться важной и обоснованной большому количеству людей, должна базироваться на хорошо разработанной социальной теории, способной разъяснить актуальные и спорные проблемы, осветить важные для больших групп людей цели, способы и пути их достижения, а также обрисовать желательные альтернативные формы общества. Во-вторых, необходимы политические организации, способные вовлекать широкие массы людей в борьбу за власть и использовать эту завоеванную власть для переустройства общества.

         Важная роль политических движений состоит в том, что они не только создают предпосылки для возникновения новых или трансформации существующих политических систем, но также вырабатывают независимую форму политического решения и действия, которая способна стать существенным, часто высоко эффективным, элементом политической борьбы.

         В отличие от политического движения, которое основывается на симпатии или приверженности к какой-нибудь доктрине, что вы рожается в политических дебатах и готовности принимать участие в политических митингах, шествиях и демонстрациях, политическая партия является специализированной, организационно оформленной и упорядоченной группой, объединяющей приверженцев тех или иных целей и служащей для борьбы за завоевание и использование политической власти. От всех других политических институтов партию отличает определенная внутренняя организация и структура, четко оформленное членство (что подтверждается и специальными атрибутами - партийными удостоверениями), наличие политической программы действий и устава, определенная идеологическая система ориентации деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Заключение

         Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики. Политическая социология представляет собой социологическую дисциплину, исследующую политические явления через призму их взаимодействия с обществом с точки зрения деятельности в политике социальных и этнических групп. В отличие от политологии, которая исследует влияние политических институтов и политических процессов на общество, политическая социология, напротив, исходит из общества и изучает его влияние на государство, формальные политические институты, связанные с распределением и осуществлением власти, на разнообразные политические процессы. В рамках политической социологии исследуются политическое поведение больших и малых социальных групп, из политические ценности и политические ориентации, роль общественного мнения в политике, социальная база политических режимов и политических партий, а также другие проблемы.

         В настоящее время существуют различные точки зрения на предмет политической социологии. Согласно одной из них, предметом политической социологии являются действия индивидов и социальных групп, осуществляемые ими в процессе создания, использования и изменения политических институтов. Согласно другой точке зрения, основным предметом политической социологии является поведение индивидов, социальных групп, этно-конфессиональных общностей и их организаций преимущественно в сфере властных отношений.

         В центре внимания современной политической социологии находятся такие проблемы, как функциональность и дисфункциональность политических институтов для отдельных групп общества, роль общественного мнения в политике и методы воздействия на него, факторы электорального поведения различных социальных групп, роль политических ценностей и политических ориентаций в размежевании политических сил, гендерные аспекты политического поведения, социально-психологические факторы политического лидерства, политическое поведение бюрократии как особой социальной группы и ее роль в принятии политических решений и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Амелин В.Н. Социология политики. М., 1992.

2. Артемов Г.П Политическая социология: Учебное пособие. М., 2002.

3. Бенетон Ф. Введение в политическую науку. М., 2002.

4. Бабосов Прикладная социология

5. Политическая социология: учебник  для вузов. /Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2002.

6. Ядов В. А Размышления о  предмете социологии // Социс. 1991. № 2. С. 14-15

 


Информация о работе Что изучает политическая социология